дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«25» февраля 2020 года г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Е.В. Дробышевой,
при секретаре Л.Г. Мачехиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой Е. Н., Захарова А. А. и Булгакова Д. Ю. к администрации <адрес> о прекращении права собственности,
установил:
Шалунов (Булгаков) Д.Ю. и Захаровы Е.Н. и А.А. обратились в суд с иском в своих интересах и в интересах несовершеннолетний Захаровой Н. А., 01.03.2008 года рождения, и Захаровой А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации <адрес> о прекращении права общей долевой собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, участок № и о возложении обязанности предоставить в собственность иной земельный участок.
Решением Тамбовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Тамбовского районного суда отменено, дело возвращено на новое рассмотрение. В апелляционном определении отмечено, что суд первой инстанции, сделав вывод о невозможности использования выделенного истцам земельного участка по его назначению ввиду его расположения в зоне подтопления и отсутствии планов по обеспечению инженерной инфраструктуры и дороги, данные обстоятельства не проверил, не получил экспертное заключение.
В судебное заседание истцы Булгаков Д.Ю. и Захаров А.А. не явились, представили суду заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.
В судебном заседании истец Захарова Е.Н. поддержала исковые требования, просила прекратить ранее зарегистрированное за ней и членами ее семьи право собственности на указанный выше земельный участок и обязать администрацию предоставить иной земельный участок и пояснила, что им, как многодетной семье в количестве 5 человек, администрацией Тамбовского района был предоставлен спорный земельный участок для строительства жилого дома. Однако данный участок находится в границах зоны подтопления реки Цны и строительство дома на нем невозможно, также участок невозможно использовать для огородничества.
Представитель администрации Тамбовского района в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила, что при выделении истцам земельного участка администрация не имела сведений, что он находится в зоне подтопления.
Представитель Управления Росреестра по Тамбовской области, Донское бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов, привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц, в судебное заседание не явились, представили суду ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре
Пунктом 2 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01 марта 2015 года, предусматривалось, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Вместе с тем в абзаце втором указанного пункта предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок бесплатно, а также без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
С 1 марта 2015 года случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно установлены ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с. п.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований и условий для бесплатного предоставления земли гражданам, имеющим трех и более детей, исключительно законодателю субъекта Российской Федерации, при этом до 1 марта 2015 года Земельным кодексом Российской Федерации была установлена форма соответствующего правового акта - закон субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании постановления администрации Тамбовского района от ДД.ММ.ГГГГ № за членами многодетной семьи Захаровых и Шалунова (Булгакова – свидетельство о перемене имени от ДД.ММ.ГГГГ)Д.Ю. зарегистрировано право общей долевой собственности, по 1/5 доли за каждым, на земельный участок площадью 1000 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, участок №.
Земельный участок был предоставлен истцам в соответствии с положениями ст.7.1 Закона Тамбовской области N316-3 от 05.12.2007 г. "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области" ( с изменениями принятыми Законом Тамбовской области от 29.04.2015 N528-3 "О внесении изменений в Закон Тамбовской области от 05.12.2007 N316-3 "О регулировании земельных отношений в Тамбовской области" и п.9 ст.3 Закона Тамбовской области от 26.05.2011г. N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области".
Таким образом, многодетная семья Захаровых воспользовалась предусмотренной законом мерой социальной защиты, получив бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок.
В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Следовательно, при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (статья 12), которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1); органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью самостоятельно (статья 132, часть 1); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133).
Таким образом, органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления положениями ст.ст.14, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При отсутствии же на территории муниципального образования земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с п. 35 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Минрегиона России от 09 сентября 2013 года N 372 "Об утверждении методических рекомендаций", при установлении порядка отбора земельных участков в целях их предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства рекомендуется принимать во внимание, что для целей жилищного строительства, в первую очередь, необходимо рассматривать земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, установленный вид разрешенного использования которых позволяет осуществлять индивидуальное жилищного строительство или которые могут быть использованы для такого строительства в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования, в том числе после изменения вида их разрешенного использования.
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 600
"О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" предписано Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Как следует из материалов дела, Захаровой Е.Н. было направлено обращение Уполномоченному по правам человека в Тамбовской области о защите прав ее семьи, в связи с предоставлением ответчиком земельного участка, не подлежащего использованию. Согласно представленному суду заключению Уполномоченного по правам человека, в ходе проведенной проверки было установлено, что использование земельного участка, предоставленного истцам для строительства жилого дома невозможно в силу его расположенности в зоне подтопления и отсутствия планов по обеспечению инженерной инфраструктуры и дороги. Следовательно, право семьи Захаровых на получение бесплатно в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома осталось нереализованным в той мере, в которой оно гарантируется законом.
В сообщении администрации Тамбовского района в адрес Уполномоченного по правам человека от ДД.ММ.ГГГГ отмечено, что Распоряжением администрации Тамбовской области от 28 декабря 2012 г. N 501-р утвержден план мероприятий по реализации Указов Президента Российской Федерации, которым органам местного самоуправления рекомендуется принять меры к исполнению Указов, в том числе и по разработке целевой программы по обеспечению населения сельских поселений необходимой инфраструктурой. Между тем, большая часть <адрес> находится в границах зоны затопления реки Цна, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации «Об определении границ зон затопления, подтопления № от ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из ограничений, предусмотренных ч.6 ст.67.1 Водного кодекса РФ, в границах зон затопления, подтопления запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. В связи с этим стоит вопрос о целесообразности строительства инженерных коммуникаций и дорог в <адрес>. В данном сообщении также отмечено, что семья Захаровых реализовала свое право на получение земельного участка, о чем имеется запись в ЕГРН, и предоставление другого земельного участка будет возможно после прекращения права общей долевой собственности на предоставленный им земельный участок в судебном порядке.
Согласно заключению эксперта АНКО «Тамбовский центр судебных экспертиз» № от ДД.ММ.ГГГГ использование земельного участка площадью 1000 кв.м с кадастровым номером 68:20:2908001:160, расположенный по адресу: <адрес>, участок №, по целевому назначению возможно лишь при условии обеспечения инженерной защиты данного участка и прилегающей территории застройки <адрес> от затопления, подтопления. В заключении эксперт отметил, что земельный участок находится в границах зоны затопления, подтопления <адрес> обеспеченностью 50% (раз в 2 года), в связи с этим его использование по целевому назначению, а именно для застройки и развития населенных пунктов, возможно путем отсыпки территории застройки <адрес> до уровня, превышающего на 0,5м расчетный горизонт высоких вод.
Из анализа указанных правовых норм и установленных по делу обстоятельств следует, что предоставление многодетной семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства направлено на создание условий для реализации указанными гражданами права на жилище, однако в данном случае использование спорного земельного участка, предоставленного истицам, как многодетной семье, для строительства индивидуального жилого дома, невозможно в силу его расположения в зоне затопления.
Предоставляя Захаровым земельный участок, администрация Тамбовского района, должным образом выполняя свои полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, предусмотренные п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", обязана была убедиться в том, что имеется возможность использовать его по назначению.
Истцы, обладая правом на получение земельного участка в собственность, не должны нести риск неблагоприятных последствий, связанных с реализацией администрацией правомочий собственника имущества.
Исходя из изложенного, предоставленный земельный участок не может быть использован истцами в целях индивидуального жилищного строительства. Безвозмездное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям является мерой социальной поддержки таких семей. Предоставление земельного участка не пригодного для индивидуального жилищного строительства нарушает права истцов на получение данной меры социальной поддержки на равных условиях с иными гражданами указанной категории.
Доказательств в опровержение доводов истцов ответчиком суду не представлено.
Таким образом, право собственности истцов на спорный земельный участок подлежит прекращению, поскольку им необходимо предоставление иного, пригодного для индивидуального строительства жилого дома земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Захаровых Е. Н., А. А. и Булгакова Д. Ю. удовлетворить.
Прекратить ранее зарегистрированное за Захаровым А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаровой Е. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаровой А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаровой Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Шалуновым Д. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности, по 1/5 доле за каждым, на земельный участок площадью 1000 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, участок №.
Обязать администрацию <адрес> предоставить многодетной семье - Захарову А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаровой Е. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаровой А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаровой Н. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Булгакову Д. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, взамен ранее предоставленного непригодного для жилищного строительства земельного участка бесплатно другой земельный участок для строительства индивидуального жилого дома на территории муниципального образования <адрес>.
Взыскать с администрации Тамбовского района Тамбовской области в пользу АНКО «Тамбовский центр судебных экспертиз» расходы за производство экспертизы в сумме 31058 рублей
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.В.Дробышева