Дело № 2-3639/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2017 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе судьи Ойдуп У.М., при секретаре Ондар Ч.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хертек Ш.Т. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Хертек Ш.Т. обратилась в суд к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва с иском об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма, указав, что Хертек Ш.Т. является <данные изъяты>, мать – М. умерла ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации <адрес> № О. назначен попечителем над несовершеннолетним Хертек Ш.Т. Согласно регистрационно-контрольной карточке на учет поставлена ДД.ММ.ГГГГ. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени жилое помещение не предоставлено, ответчик в ответ на обращение сообщает, что жилье будет предоставлено в порядке очереди. Просит суд обязать ответчика благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм, на условиях договора специализированного найма.
Хертек Ш.Т. в судебном заседании поддержала исковые требования по указанным в нем основаниям.
Представитель Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Ященко Т.Н., действующая на основании доверенности, согласилась с заявленными требованиями, но указала, что получение жилье все равно производится по очереди. Очередь истца не пришла.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем лиц данной категории.
Законом Республики Тыва от 26 ноября 2004 года № 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2013 года предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Право на получение жилого помещения лицам из числа данной категории принадлежит им по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 1 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С 01 января 2013 года такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения (пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ). Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Каждый из перечисленных в этой норме юридических фактов имеет самостоятельное значение.
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Тыва № 918 ВХ-1. Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список исходя из даты постановки их на учет в органах местного самоуправления. Сведения о лицах, указанных в абзаце первом настоящей части, предоставляются органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва (часть 2.1 введена Законом Республики Тыва от 24 декабря 2013 года № 2268 ВХ-1).
Из копии паспорта следует, что Хертек Ш.Т. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>
Согласно свидетельству о смерти М. умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем в книге регистрации актов о смерти ДД.ММ.ГГГГ произведена запись №.
Постановлением главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № О. назначен опекуном над несовершеннолетней Хертек Ш.Т. Из указанного постановления следует, что мать Хертек Ш.Т. – М. является матерью-одиночкой.
Согласно регистрационно-контрольной карточке Хертек Ш.Т. поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ, как <данные изъяты>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди составляет №.
Объективная нуждаемость Хертек Ш.Т. в жилье подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, не имеется. Право на предоставление жилого помещения согласно ранее действовавшему законодательству (статья 57 Жилищного кодекса) возникло у Хертек Ш.Т. с момента постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва следует, что жилые помещения, строительство которых запланировано по программе 2017 года, в состав специализированного жилищного фонда республики не отнесены и не переданы Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва.
Согласно ответу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №, на сегодняшний день в государственную собственность Республики Тыва принято 799 квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые закреплены за Агентством по делам семьи и детей РТ. Из них в г. Кызыле – 52 квартиры, в г. Ак-Довураке – 56, в муниципальных образованиях – 691. В Министерстве земельных и имущественных отношений РТ отсутствуют сведения о планировании в ближайшее время строительства и передачи жилых домов в г. Кызыле.
Следует учесть, что в настоящее время ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс (статья 109.1), ни законодательство Республики Тыва, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда только в порядке очередности.
Целью формирования списка является, среди прочего, заблаговременный учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда. Таким образом, данный список необходим для учета детей, которые имеют право на получение жилья по достижении им 18-летнего возраста, чтобы уполномоченные органы вели учет граждан, имеющих право на предоставление жилья, отслеживали наступление ими 18-летнего возраста и планировали предоставление жилья в связи с наступлением данного события.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам, действующим федеральным и региональным законодательством не поставлено в зависимость от условий, указанных в ответе Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, поскольку факт учета лиц указанной категории в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения. Положения перечисленных выше норм не содержат указания и на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилье данной категории граждан по договорам найма специализированного жилищного фонда, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не реализовавшим свое право на получение жилого помещения в соответствии с изменениями, внесенными Законом Республики Тыва от 29 июня 2015 года № 93-ЗРТ «О внесении изменений в ст.8.3 Закона Республики Тыва «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложена на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей, предусматривающей порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма.
Согласно данной статье, с учетом внесенных изменений, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в течение 10 дней со дня принятия решения уведомляет заявителя о принятом решении.
На основании решения, указанного в части 1 настоящего Порядка, орган исполнительной власти Республики Тыва, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.12.2014 N 625 (ред. от 24.09.2015) Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда.
Таким образом, требования истца к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку Хертек Ш.Т. относится к категории лиц из числа <данные изъяты>, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения в <адрес>, суд полагает необходимым возложить на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва обязанность предоставить Хертек Ш.Т. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>, общей площадью не менее установленной законом нормы.
При определении срока исполнения суд, исходя из принципа разумности, исполнимости судебного решения считает необходимым назначить шестимесячный срок для исполнения решения ответчиком со дня вступления решения в силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Хертек Ш.Т. к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма, удовлетворить.
Обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва предоставить Хертек Ш.Т. на условиях договора специализированного найма жилое помещение на территории <адрес>, с общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2017 года (с учетом выходных дней – 26,27 августа 2017 года).
Судья У.М. Ойдуп