Дело № 2-437/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Кинешма Ивановской области 04 марта 2020 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Шустиной Е.В.
при секретаре Шувалове И.В.,
с участием помощника Кинешемского городского прокурора Горбунова А.Е.,
представителя ответчика - администрации г.о. Кинешма Брука С.С.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального учреждения Управление городского хозяйства г.Кинешмы Березиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному образованию «Городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Кинешемский городской прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просит обязать муниципальное образование «Городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма в срок до 01 апреля 2022 года на участках 0 км + 045-049 м, 0 км + 504-509, 0 км + 745-749 м автомобильной дороги <адрес> оборудовать дополнительное освещение пешеходных переходов в соответствии с проектом организации дорожного движения, утвержденного Постановлением администрации г.о.Кинешма от 21.05.2018 № 664п.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой города, установлено, что на автомобильной дороге <адрес> не обеспечивается безопасность дорожного движения, а именно на участках автомобильной дороги 0 км + 045-049 м, 0 км + 504-509, 0 км + 745-749 м, не оборудовано дополнительное освещение пешеходных переходов в соответствии с проектом организации дорожного движения, утвержденного Постановлением администрации г.о.Кинешма от 21.05.2018 № 664п. Таким образом, безопасность движения на автомобильной дороге по ул. им. Островского г.Кинешма Ивановской области не обеспечивается, т.к. владельцем данной автомобильной дороги - администрацией г.о. Кинешма Ивановской области не принято должных мер к своевременному устранению недостатков в организации дорожного движения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МО МВД РФ «Кинешемский», надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее Гражданского процессуального кодекса РФ), суд с согласия помощника Кинешемского городского прокурора Горбунова А.Е., представителя ответчика Брука С.С. и представителя третьего лица Муниципального учреждения Управление городского хозяйства г.Кинешмы Березиной О.Н., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица – МО МВД России «Кинешемский».
В судебном заседании помощник Кинешемского городского прокурора Горбунов А.Е. поддержал исковые требования, с учетом уточнений, по изложенным выше основаниям, просит обязать ответчика в срок до 01 апреля 2022 года на автомобильной дороге <адрес> на указанных в иске участках оборудовать дополнительное освещение пешеходных переходов в соответствии с проектом организации дорожного движения, утвержденного Постановлением администрации г.о. Кинешма от 21.05.2018 года № 664п.
Представитель ответчика – администрации городского округа Кинешма Брук С.С. исковые требования признал частично, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, пояснил, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, полагает, что следует установить срок для выполнения требований прокурора до 01 апреля 2022 года. Просит учесть, что бюджет на 2020 год уже утвержден и средства в нем на выполнения мероприятия, которые просит прокурор, не заложены. Считает, что срок исполнения обязанностей до 01.04.2022 года является более реальным и разумным с учетом финансового положения администрации. Дополнительно пояснил, что немедленно исполнить требования прокурора не могут, поскольку у них много неисполненных решений суда, кроме того, проводить работы необходимо при получении на это денежных средств, денежные средства выделяются в конце года.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУ Управление городского хозяйства г. Кинешмы Березина О.Н. с исковыми требованиями прокурора согласна, считает их законными и обоснованными. Дополнительно пояснила, что действительно на участках автомобильной дороги по ул. им. Островского г.Кинешмы отсутствует дополнительное освещение, а имеется только наружное освещение, со сроком исполнения требований до 01 апреля 2022 года и указанным в иске метражом автомобильной дороги, на которой следует установить дополнительное освещение, согласна.
Заслушав объяснения помощника Кинешемского городского прокурора Горбунова А.Е., представителя ответчика Брука С.С., представителя третьего лица Муниципального учреждения Управление городского хозяйства г.Кинешмы Березиной О.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования.
В данном случае невозможно индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены, так как он является неопределенным.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В силу ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ) задачами указанного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с требованиями ст. 12 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 5 данной статьи, элементы обустройства автомобильных дорог – это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Организация надлежащего освещения автодорог является важной составляющей мер по обеспечению безопасности дорожного движения, поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог.
Статья 3 указанного Федерального закона устанавливает следующие принципы обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Данные принципы развиты в статье 5 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», утверждающей основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, в числе которых осуществление деятельности по организации дорожного движения, материальное и финансовое обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Статья 15 указанного Федерального закона предусматривает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 11.1 ст. 46 Устава муниципального образования «Городской округ Кинешма» (принят решением Кинешемской городской Думы от 26 июля 2005 г. № 67/397), администрация городского округа Кинешма организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Кинешма и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Кинешма, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что к вопросам местного значения и к полномочиям администрации городского округа Кинешма Ивановской области относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, в связи с чем, именно администрация г.о. Кинешма, как орган местного самоуправления, обязана принимать все необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения и обустройству этих дорог.
Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. N 270-ст утвержден «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007), который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 4.6.1.1 указанного ГОСТа стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе, на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Судом установлено, что прокуратурой города Кинешма по обращению Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения МО МВД России «Кинешемский» Шибалова А.В. проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что на участках 0 км + 045-049 м, 0 км + 504-509, 0 км + 745-749 м автомобильной дороги <адрес> на пешеходных переходах отсутствуют на противоположных сторонах автомобильной дороги опоры ЛЭП, либо на данных опорах отсутствую светильники освещения.
Автомобильная дорога <адрес> относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения и является собственностью муниципального образования г.о. Кинешма, что не оспаривается ответчиком.
Так, согласно Выписке из Единого государственного реестра муниципальной собственности городского округа Кинешма от 29 января 2020 года № 8 дорога асфальтового покрытия площадью 13802 кв.м. по адресу: <адрес> протяженностью 814 м.п. включена в Единый реестр муниципальной собственности городского округа Кинешма (л.д. 8).
Проектом организации дорожного движения на территории г.о. Кинешма Ивановской области, утверждённым Постановлением администрации г.о. Кинешма от 21 мая 2018 года № 664п, на указанных местах автомобильной дороги <адрес> расположены пешеходные переходы и по две опоры уличного освещения с каждой стороны перехода (л.д.16-18).
Фактически, на участке дороги 0 км + 045-049 м, имеется одна опора уличного освещения; на участке дороги 0 км + 504-509 м отсутствуют опоры уличного освещения, на участке дороги 0 км + 745-749 м имеется одна опора уличного освещения (л.д.16-18).
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, составленным 28 января 2020 года старшим государственным инспектором дорожного надзора МО МВД России «Кинешемский» Шабановым Г.И. на участках 0 км + 045-049 м, 0 км + 504-509, 0 км + 745-749 м автомобильной дороги <адрес> в местах расположения нерегулируемых пешеходных переходов, обозначенных дорожными знаками «Пешеходный переход» отсутствуют дополнительные опоры освещения со светильниками уличного освещения, предусмотренные ПДД РФ (л.д.5).
Таким образом, участки автомобильной дороги, расположенные <адрес> (0 км + 045-049 м, 0 км + 504-509, 0 км + 745-749 м) не отвечают требованиям, обеспечивающим безопасность дорожного движения, а именно рядом с пешеходными переходами отсутствует дополнительное уличное освещение.
Отсутствие дополнительного освещения на данных участках автомобильной дороги создает непосредственную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, не позволяет в полной мере осуществить охрану общественного порядка, влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Поскольку ответчик не исполняет возложенную на него законом обязанность по содержанию дорог местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения; выявленные нарушения препятствуют безопасному дорожному движению и создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, то данные нарушения подлежат устранению администрацией городского округа Кинешма Ивановской области в соответствии с требованиями федерального законодательства в области безопасности дорожного движения.
Отсутствие необходимого финансирования работ по содержанию дорог не освобождает ответчика от исполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.
При указанных обстоятельствах суд считает требование прокурора о возложении на муниципальное образование, от имени и в интересах которого действует орган местного самоуправления, обязанности по установке опор освещения со светильниками и подключением к сети уличного освещения законным и обоснованным.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая изложенное, исходя из характера необходимых работ и погодных условий, с учетом разумности и необходимого времени для решения организационных и финансовых вопросов, соблюдения баланса интересов, суд считает, что предложенный прокурором срок – 01 апреля 2022 года, является разумным и при надлежащей организации позволит исполнить возлагаемую обязанность в полном объёме.
Ответчик Администрация городского округа Кинешма относится к органам местного самоуправления, в связи с чем в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации с него не подлежит взысканию пошлина в доход местного бюджета, от уплаты которой при подаче заявления в суд был освобожден прокурор.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кинешемского городского прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма в срок до 01 апреля 2022 года на участках 0 км + 045-049 м, 0 км + 504-509, 0 км + 745-749 м, автомобильной дороги <адрес> оборудовать дополнительное освещение пешеходных переходов в соответствии с проектом организации дорожного движения, утвержденного Постановлением администрации г.о.Кинешма от 21.05.2018 № 664п.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В.Шустина
Мотивированное решение составлено 11 марта 2020 года.