Дело № 2а-1632/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2019 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Бардиной Е.Е.,
при секретаре Парфененко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Климова ФИО10 к федеральному казенному учреждению СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области, ФКУЗ Медико-санитарная часть № 57 ФСИН России о признании незаконными бездействия,
установил:
Климов В.В. обратился с административным исковым заявлением к федеральному казенному учреждению СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области, ФКУЗ Медико-санитарная часть № 57 ФСИН России о признании незаконными бездействия.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГ Климов В.В. этапирован из <данные изъяты> в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области.
По прибытию ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области помещен в камеру, где находились больные туберкулезом ФИО11. При этом, в камере отсутствовала вентиляция и антибактериальная кварцевая лампа.
Сотрудникам ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области было сообщено, что Климов В.В. является некурящим, однако его просьба о помещении в камеру с некурящими была проигнорирована.
Медицинские сотрудники указанного учреждения не выполнили полный объем медицинского обследования, отказали ему в удавлении туберкуломы, не открыли больничный лист.
В связи с чем просит признать указанные бездействия незаконными и устранить их.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУЗ Медико-санитарная часть № 57 ФСИН России.
Административный истец Климов В.В., присутствовавший в судебном заседании с использованием систем видеоконференц – связи, заявленные требования подержал, по основаниям изложенным иске.
Представитель административного ответчика федерального казенного учреждения СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области Козловский Е.Н. просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, по основаниям изложенным в возражениях на иск.
Административный ответчик ФКУЗ Медико-санитарная часть № 57 ФСИН России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению.
К данному выводу суд пришел по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон 103-ФЗ) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
На основании статьи 17 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях (пункт 9).
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона 103-ФЗ размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях N 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г. и N 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г., предусматривают, в частности, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.
Согласно абз. 9 п. 2 ч. 2 статьи 33 Федерального закона 103-ФЗ при размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.
Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (статья 24 № 103-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами.
Лица, задержанные, заключенные под стражу, имеют право на оказание медицинской помощи (часть 1 статьи 26 упомянутого закона).
Вопросы, связанные с организацией медицинской помощи лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей в следственных изоляторах ФСИН России, регулируются Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 (далее - Порядок).
Согласно пункту 23 Порядка лица, заключенные под стражу или осужденные, прибывшие в СИЗО, в том числе следующие транзитом (далее - лица, доставленные в СИЗО), при поступлении осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии.
Данные об осмотренных лицах и наличии выявленных у них заболеваний (повреждений) фиксируются в журнале регистрации осмотров медицинским работником лиц, доставленных в СИЗО (приложение N 7).
На каждого поступившего оформляется медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (при ее отсутствии).
Пунктом 40 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 лица, заключенные под стражу, или осужденные с активными формами туберкулеза, лица, страдающие заболеваниями, передающимися половым путем, заразными формами паразитарных кожных заболеваний, не завершившие курс лечения, а также лица, страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, перемещаются раздельно и отдельно от других лиц.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ содержался в ФКУ СИЗО-1 ФСИН России по Орловской области, прибыв из <данные изъяты>.
За период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области содержался в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в камере №***; в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в камере №***.
В камере №*** принята следующая схема вентилирования жилых помещений: отработанный воздух удаляется непосредственно из зоны его наибольшего загрязнения, то есть посредством естественной приточно – вытяжной вентиляции. Естественная вентиляция жилых помещений (камер) осуществляется путем притока воздуха через дверные форточки и оконный проем, вентиляционная система исключает поступление воздуха из одного жилого помещения (камеры) в другое, не допущено объединение вентиляционных каналов жилых помещений (камер) с соседними жилыми помещениями (камерами).
Совместно с ним в камере №*** туберкулезного отделения находились осужденные ФИО5 и ФИО8, которые не страдают формой туберкулеза легких с бактериовыделением, а, следовательно, не представляли для Климова В.В. опасность инфекционного заражения.
Как следует, из показаний допрошенного в качестве свидетеля начальника туберкулезной больницы ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России по Орловской области, и следует из материалов дела Климов В.В. за время нахождения в ФКУ СИЗО-1 ФСИН России по Орловской области, неоднократно проходил клинико-лабораторные, инструментальные исследования, в том числе спирография легких, исследования крови на RW, ЭКГ, а также обзорные ренгенотомографическик исследования легких. На основании заключения БУЗ Орловской области «Орловский противотуберкулезный диспансер» от 11.07.2019, которым данных о наличии активного туберкулеза не выявлено, выписан из туберкулезной больницы ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России по Орловской области с диагнозом: «остаточные изменения клинически излеченного туберкулеза легких в виде плотных очагов, туберкулом на фоне фиброза верхней доли левого легкого». В соответствии с лицензиями на медицинскую деятельность туберкулезная больница ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России по Орловской области не имеет право на осуществление фтизиохирургического лечения, данный вид медицинского вмешательства для лиц, находящихся под стражей осуществляется в ФКУ «Областная туберкулезная больница № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области». Ввиду текущего ремонта камеры №***, в том числе связанного с заменой бактерицидных ламп, на время проведения работ была предусмотрена установка передвижных бактерицидных ламп для поддержания дезинфекционного режима.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку доводы Климова В.В. о необеспечении надлежащих условий содержания, неоказании должной медицинской помощи, т.е. не проведения надлежащего обследования, не предоставления лечения в виде хирургического вмешательства не нашли своего объективного подтверждения, опровергаются собранными по делу доказательствами.
Как следует из предоставленных административным ответчиком, медицинских документов Климову В.В. оказана лечебно-диагностическая медицинская помощь. Каких-либо негативных последствий для истца в связи с нахождением в одной камере с лицами страдающими туберкулезом в виде вреда здоровью не установлено.
При этом суд принимает во внимание, что раздельное содержание курящих и некурящих лиц обусловлено наличием возможности.
Как следует из справки, выданной заместителем начальника ФКУ СИЗО № 1 УФСИН Росси по Орловской области 14.08.2019, размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости, курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих, Климов В.В. во время пребывания в данном учреждении с обращениями о переводе его в камеру, где содержаться некурящие не обращался.
Иные доводы Климова В.В. являются необоснованными и документально не подтвержденными, в связи с чем, отклоняются судом.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе Климову В.В. в удовлетворении административных исковых требований к начальнику к федеральному казенному учреждению СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области, ФКУЗ Медико-санитарная часть № 57 ФСИН России о признании незаконными бездействия в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд,
решил:
административное исковое заявление Климова ФИО12 к федеральному казенному учреждению СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области, ФКУЗ Медико-санитарная часть № 57 ФСИН России о признании незаконными бездействия - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда, которое будет изготовлено 30 августа 2019 г.
Судья Е.Е. Бардина
Мотивированное решение изготовлено 30 августа 2019 г.