дело № 2а-1034/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сибай 19 октября 2017 года
Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Кутлубаева А.А.,
при секретаре судебного заседания Бураншиной Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Сибайская гимназия-интернат к Баймакскому межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, государственному инспектору г.Баймак, г.Сибай, Баймакского, Зилаирского и Хайбуллинсого районов РБ по пожарному надзору Ергизову Р.Ю. о признании незаконным предписания государственного инспектора по пожарному надзору,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Сибайская гимназия-интернат (далее ГБОУ СГИ) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Баймакскому межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, государственному инспектору г.Баймак, г.Сибай, Баймакского, Зилаирского и Хайбуллинсого районов РБ по пожарному надзору Ергизову Р.Ю. о признании незаконным предписания государственного инспектора по пожарному надзору. Административные исковые требования мотивируют тем, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором г.Баймак, г.Сибай, Баймакского, Зилаирского и Хайбуллинсого районов РБ по пожарному надзору Ергизовым Р.Ю. была проведена внеплановая проверка в отношении здания ГБОУ СГИ, расположенного по адресу: <адрес>. После проведения вышеуказанной проверки вынесено предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности ГБОУ СГИ. С указанным предписанием администрация ГБОУ СГИ не согласна, считают, что нарушения, которые указаны в предписании являются нарушениями, которые не могут быть исполнимым по независящим от них обстоятельствам. Госинспектором в предписании указаны нарушения, которые необходимо устранить до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: Пункт № – Металлические косоуры лестничных клеток выполнить в пределом огнестойкости не менее 1 часа (косоуры лестничных маршей лестничной клетки не соответствует требуемому пределу огнестойкости); Пункт № – Ширина второго эвакуационного выхода из актового зала выполнить шириной не менее 1,2 м. Администрация ГБОУ СГИ с данным предписание не согласна, так как: по пункту № – был устранен организацией ЗАО «Башкирское СРСУ ПР», договор №-ОГМ от ДД.ММ.ГГГГ, акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ; по пункту № – содержание пункта и наименование нормативного акта РФ и нормативного документа по пожарной безопасности, требования которого нарушены, а именно п.6.16 СНиП 21-01-97* не распространяется на их здание, так как здание ГБОУ СГИ было введено в эксплуатацию в 1995 году, вместо СНиП 21-01-97* должно применяться СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85*, где в пункте 4.6 указано, что ширина путей эвакуации в свету должна быть не менее 1 м., дверей – не менее 0,8 м. С указанным пунктом они не согласны и считают не выполнимым с технической точки зрения, так как требуется вмешательство в конструкцию здания, выполнение работ капитального характера, демонтаж и монтаж здания может привести к разрушению целостности конструкции здания. Поэтому данный пункт невозможно исполнить.
ГБОУ СГИ просит признать пункт № предписания № незаконным и отменить.
Представитель административного истца Асмандияров И.А., действующий по доверенности, административный ответчик инспектор г.Баймак, г.Сибай, Баймакского, Зилаирского и Хайбуллинсого районов РБ по пожарному надзору Ергизов Р.Ю., представитель административного ответчика Баймакского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.
Учитывая изложенное, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и другими федеральными законами.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Положениями ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в силу ч. 4 ст. 4 которого в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В соответствии со ст. 5 Федеральным законом от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (часть 1 ст. 6 ФЗ).
Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.
Согласно п.1 указанного Административного регламента исполнение государственной функции осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальными органами и территориальными, объектовыми, специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка государственным инспектором г. Баймак, г. Сибай, Баймакскому, Зилаирскому и Хайбуллинскому районам РБ по пожарному надзору Ергизовым Р.Ю. в отношении объекта защиты – здания ГБОУ СГИ, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой был выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности.
Государственным инспектором г. Баймак, г. Сибай, Баймакскому, Зилаирскому и Хайбуллинскому районам РБ по пожарному надзору Ергизовым Р.Ю. было вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому необходимо выполнить, в том числе оспариваемое истцом мероприятие: пункт № – Ширина второго эвакуационного выхода из актового зала выполнить шириной не менее 1,2 м. (фактически 76 см.), поскольку нарушены требования п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Установлен срок устранения нарушения – до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, судом установлено, что здание ГБОУ СГИ было введено в эксплуатацию в 1995 году.
Разрешая данный спор, и признавая незаконным пункт 2 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором отдела надзорной деятельности по городам Баймак, Сибай и Баймакскому, Зилаирскому и Хайбуллинскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РБ в отношении ГБОУ СГИ, суд приходит к выводу, что устранение указанных нарушений технически невозможно, так как ведет к изменению несущих конструктивных элементов здания и отменяя указанный пункт, суд исходит из того, что из представленных материалов следует, что здание ГБОУ СГИ введено в эксплуатацию в 1995 году.
Сведений о том, что впоследствии производился капитальный ремонт здания либо его реконструкция в материалах дела не имеется, и суду не было представлено.
Руководствуясь ст. ст. 177-180, 194, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Сибайская гимназия-интернат к Баймакскому межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, государственному инспектору г.Баймак, г.Сибай, Баймакского, Зилаирского и Хайбуллинсого районов РБ по пожарному надзору Ергизову Р.Ю. о признании незаконным предписания государственного инспектора по пожарному надзору, удовлетворить.
Признать незаконным и не подлежащим применению пункт 2 Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований противопожарной безопасности, вынесенного государственным инспектором г.Баймак, г.Сибай, Баймакскому, Зилаирскому и Хайбуллинскому районам РБ по пожарному надзору Ергизовым Р.Ю.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Сибайский городской суд в течение 1 месяца со дня составления судом мотивированного решения.
Председательствующий: Кутлубаев А.А.