Дело № 2а-75/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 марта 2019 года г. Солигалич
Чухломский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего - судьи Лебедева В.К.,
с участием помощника прокурора Солигаличского района Лебедева П.В.,
при секретаре Козловой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Солигаличского района Костромской области к администрации Солигаличского муниципального района Костромской области о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты культурного наследия и земельные участки под ними,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Солигаличского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Солигаличского муниципального района Костромской области о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты культурного наследия и земельные участки под ними, указав в исковом заявлении, что прокуратурой Солигаличского района в 2018 году проведена проверка исполнения градостроительного и земельного законодательства, в том числе в сфере охраны объектов культурного наследия, в ходе которой, в деятельности администрации Солигаличского муниципального района выявлены нарушения указанного законодательства. В ходе проверки установлено, что в собственности муниципальных образований Солигаличский муниципальный район и городское поселение город Солигалич находится 19 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом, вопреки положениям пункта 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 5, 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», право собственности муниципальных образований зарегистрировано лишь на 11 из указанных объектов и на 6 земельных участков под указанными объектами.
По результатам проверки, 23.08.2018 года главе Солигаличского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства. Однако до настоящего времени нарушения закона в полном объеме не устранены, право собственности муниципальных образований не зарегистрировано на следующие 7 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Кроме того, право собственности муниципальных образований не зарегистрировано на земельные участки под следующими 12 объектами культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Пунктом 1 статьи 130 ГК РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законами. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
В силу пунктов 1,3 статьи 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу положений, предусмотренных частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства администрацией Солигаличского муниципального района право муниципальной собственности на вышеуказанные объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящиеся в собственности муниципальных образований Солигаличский муниципальный район и городское поселение город Солигалич, а также земельные участки под указанными объектами не зарегистрировано.
Выявленные нарушения могут привести к неэффективному использованию муниципального имущества, существенным недостаткам при его эксплуатации, в том числе, посредством противоправных действий заинтересованных лиц, и, в конечном итоге, к выбытию объектов недвижимости из состава муниципальной собственности, чем будут нарушены права соответствующих муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, указанные нарушения федерального законодательства могут повлечь за собой также нарушение права неопределенного круга лиц на сохранность объектов культурного наследия.
В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании изложенного, прокурор просил суд обязать администрацию Солигаличского муниципального района Костромской области в срок до 31 декабря 2019 года произвести в установленном законом порядке государственную регистрацию права собственности на:
1) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), находящиеся в собственности муниципального образования Солигаличский муниципальный район Костромской области:
<данные изъяты>
2) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), находящиеся в собственности муниципального образования городское поселение город Солигалич Солигаличского муниципального района Костромской области:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
3) земельные участки под следующими объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), находящимися в собственности муниципального образования Солигаличский муниципальный район Костромской области:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
4) земельные участки под следующими объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), находящимися в собственности муниципального образования городское поселение город Солигалич Солигаличского муниципального района Костромской области:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В судебном заседании прокурор Лебедев П.В. требования административного иска поддержал по указанным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика - Глава Солигаличского муниципального района Костромской области Чичерина О.Н. представила суду письменное заявление, в котором ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
Выслушав прокурора Лебедева П.В., исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. ст. 14-15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения и муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся, соответственно, в муниципальной собственности поселения, либо в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно п. 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законами.
Нахождение в ведении муниципального образования Солигаличский муниципальный район Костромской области и муниципального образования городское поселение город Солигалич Солигаличского муниципального района Костромской области объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), перечисленных в исковом заявлении прокурора, подтверждается перечнем указанных объектов, представленных администрацией Солигаличского муниципального района Костромской области в прокуратуру района 12.02.2019 года. При этом государственной регистрации права собственности муниципальных образований на указанные объекты не производилось (л.д.22-25).
В соответствии с решениями Совета депутатов городского поселения город Солигалич Солигаличкого муниципального района Костромской области от 28 июня 2018 года № № и № № администрация городского поселения город Солигалич ликвидирована и ее полномочия переданы администрации Солигаличского муниципального района Костромской области.
Из ответа администрации Солигаличского муниципального района Костромской области от 21.09.2018 года на представление прокурора Солигаличского района от 23.08.2018 года следует, что в связи с тем, что регистрация права собственности на земельные участки под объектами культурного наследия, а также работы по оформлению информационных надписей и обозначений на них требуют финансовых и временных затрат, выполнить соответствующие требования прокурора в 2018 году не представляется возможным. Администрация района обязуется предусмотреть в проекте бюджета Солигаличского муниципального района и проекте бюджета городского поселения город Солигалич на 2019 год статьи расходов муниципальных образований по регистрации права собственности на земельные участки под объектами культурного наследия и оформлению информационных надписей и обозначений на данных объектах (л.д.19-22).
При данных обстоятельствах суд считает обоснованными доводы прокурора Солигаличского района о том, что отсутствие зарегистрированного права собственности муниципальных образований - Солигаличский муниципальный район и городское поселение город Солигалич на вышеуказанные объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), а также на земельные участки под указанными объектами может привести к неэффективному использованию указанных объектов и повлечь иные негативные последствия, вплоть до их выбытия из состава муниципального имущества, в связи с чем, требования прокурора о возложении на администрацию Солигаличского муниципального района обязанности произвести в установленном законом порядке государственную регистрацию права собственности на вышеуказанные объекты культурного наследия, а также на земельные участки под указанными объектами, подлежат удовлетворению.
Учитывая отсутствие возражений административного ответчика относительно срока исполнения вышеуказанной обязанности суд полагает возможным установить для этого предложенный прокурором срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Солигаличского муниципального района Костромской области в срок до 31 декабря 2019 года произвести государственную регистрацию права собственности на:
1) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), находящиеся в собственности муниципального образования Солигаличский муниципальный район Костромской области, а именно:
<данные изъяты>
2) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), находящиеся в собственности муниципального образования городское поселение город Солигалич Солигаличского муниципального района Костромской области, а именно:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
3) земельные участки под следующими объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), находящимися в собственности муниципального образования Солигаличский муниципальный район Костромской области:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
4) земельные участки под следующими объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), находящимися в собственности муниципального образования городское поселение город Солигалич Солигаличского муниципального района Костромской области:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд (в гор.Солигаличе ) в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Лебедев В.К.
Решение в окончательной форме
принято 27 марта 2019 года