Решение по делу № 12-22/2017 от 03.03.2017

дело № 12-22/2017

РЕШЕНИЕ

24 марта 2017 года

п. Суксун Пермского края

Судья Суксунского районного суда Пермского края Брагин Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Ярушиной С.И., с участием

защитника Мелентьева А.Б.,

должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении – главного государственного инспектора Суксунского и Ординского муниципальных районов Пермского края по пожарному надзору Шестакова С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Мелентьева А.Б. на постановление главного государственного инспектора Суксунского и Ординского муниципальных районов Пермского края по пожарному надзору от 27 февраля 2017 года № 3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Суксунского муниципального района, ОГРН 1025902467865, ИНН 5951002270,

установил:

указанным выше постановлением администрация Суксунского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В частности, данным постановлением администрация Суксунского муниципального района в связи с пожаром, произошедшим ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, признана виновной в нарушении обязательных требований пожарной безопасности, предусмотренных: ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 9.4, п. 9.9 примечания к СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения», п. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», ч. 4 ст. 6, ст.ст. 62, 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 19 Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 5.10 СП 31.13130.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», выразившихся в не создании условий для забора воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в радиусе 200 метров от указанного выше объекта пожара, что затруднило его тушение.

В жалобе, поданной в районный суд, защитник администрации Суксунского муниципального района Мелентьев А.Б., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. В обоснование жалобы указал, что ни один нормативный правовой акт, ни один нормативный документ по пожарной безопасности, кроме свода правил 8.13130.2009, который применяется на добровольной основе, требований о размещении источников наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров от объекта пожара не содержит. Источники наружного противопожарного водоснабжения на территории п. Суксун имеются (63 пожарных гидранта, 26 противопожарных резервуаров, 15 пожарных пирсов, 3 естественных водоема). Каких-либо требований к количеству таких источников Технический регламент о требованиях пожарной безопасности не содержит. Материалами дела не подтверждено, что для целей тушения пожара по <адрес> не были созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения. Факт затруднения тушения пожара материалами дела не подтвержден. В ранее составленных органом государственного пожарного надзора по результатам проверок актах, содержащих нарушения требований пожарной безопасности в части отсутствия в п. Суксун наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров (акты от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), в отношении улицы <адрес> никаких нарушений требований пожарной безопасности не отражено.

В судебном заседании защитник администрации Суксунского муниципального района Мелентьев А.Б. на удовлетворении жалобы настаивал по изложенным в ней доводам, дополнительно пояснил, что недостаточность обеспечения п. Суксун источниками наружного противопожарного водоснабжения была выявлена органом государственного пожарного надзора еще в 2015 году, о чем составлялся соответствующий акт проверки, следовательно, срок привлечения администрации района к административной ответственности уже истек.

Главный государственный инспектор Суксунского и Ординского муниципальных районов Пермского края по пожарному надзору Шестаков С.П. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, считает постановление законным и обоснованным. В ранее представленном отзыве на жалобу указал, что источники наружного противопожарного водоснабжения на улице <адрес> отсутствуют. Вдоль данной улицы протекает река Суксунчик, к которой не имеется подъездных путей. К пожарному пирсу по улице Чапаева, 65 пожарные автомобили не могли проехать ввиду того, что улица <адрес> в момент пожара была заставлена автомобилями приезжающих граждан. Тушение пожара производилось путем забора воды непосредственно у места пожара из реки Суксунчик при помощи гидроэлеваторной системы, которая способна обеспечить водой только один пожарный ствол, чего было крайне недостаточно. За счет подвоза воды с пожарного пирса по ул. Братьев Чулковых, 98 на пожаре было использовано 4 пожарных ствола, обеспечивших успешный исход тушения пожара. Нормативы по необходимому количеству источников наружного противопожарного водоснабжения были аналогичными и в предыдущих нормативных документах, а именно: п. 9.30 СНиП 2.04.02-84, п. 9.36 СНиП II-31-74, п. 8.10 СНиП II-Г.3-62. В судебном заседании также пояснил, что в акт проверки улица <адрес> ранее не была включена в связи с тем, что летом 2015 или 2016 года он совместно с начальником отдела ГО и ЧС администрации района Николаевым Е.Г. проезжал по этой улице, после чего была устная договоренность о том, где примерно администрация сделает подъезды, подсыпку к реке, однако в последующем этого так и не было сделано.

Заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, возражений, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Статьей 40 Устава муниципального образования «Суксунское городское поселение» (в ред. решения Думы Суксунского городского поселения от 11.07.2013 № 275) исполнение полномочий администрации Суксунского городского поселения возложено на администрацию Суксунского муниципального района.

При осуществлении полномочий администрации поселения администрация Суксунского муниципального района организует обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п. 15 ч. 1 ст. 41 Устава Суксунского городского поселения в указанной выше редакции).

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как указано выше, обжалуемым постановлением администрация Суксунского муниципального района признана виновной в том, что ДД.ММ.ГГГГ не создала условия для забора воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в радиусе 200 метров от дома по адресу: <адрес>.

Данным бездействием администрация Суксунского муниципального района по мнению должностного лица, вынесшего постановление, нарушила обязательные требования пожарной безопасности, предусмотренные: ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 9.4, п. 9.9 примечания к Своду правил 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения», п. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», ч. 4 ст. 6, ст.ст. 62, 63, 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 19 Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 5.10 СП 31.13130.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

Согласиться с таким выводом должностного лица органа государственного пожарного надзора не представляется возможным, исходя из следующего.

Из приведенного перечня нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности требования к минимальному расстоянию между зданиями и источниками наружного противопожарного водоснабжения, которое должно соблюдаться при размещении таких источников, предусмотрены только сводом правил 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденным приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178.

В силу пункта 1.1 данного свода, устанавливая требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, он применяется на добровольной основе.

Согласно п. 5.10 свода правил 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (актуализированной редакции СНиП 2.04.02-84*), утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14, введенного в действие с 1 января 2013 года, вопросы обеспечения пожарной безопасности, требования к источникам противопожарного водоснабжения, расстановку пожарных гидрантов на водопроводной сети следует принимать, в том числе согласно своду правил 8.13130.2009.

Однако в обязательном порядке требования пожарной безопасности, предусмотренные сводом правил 8.13130.2009, согласно пункту 1 свода правил 31.13330.2012 должны соблюдаться только при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения населенных пунктов.

Доказательств того, что на улице <адрес> п. Суксун в период действия как свода правил 31.13330.2012, так и свода правил 8.13130.2009 производилось строительство или реконструкция систем наружного водоснабжения в материалах дела не имеется.

Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» содержит требование об обязательности исполнения пункта 5.10 свода правил 31.13330.2012, который, как указано выше, подлежит применению лишь к вновь строящимся или реконструируемым системам наружного водоснабжения населенных пунктов.

Доводы должностного лица органа государственного пожарного надзора о том, что нормативы по необходимому количеству источников наружного противопожарного водоснабжения были аналогичными и в предыдущих нормативных документах, а именно: п. 9.30 СНиП 2.04.02-84, п. 9.36 СНиП II-31-74, п. 8.10 СНиП II-Г.3-62 не свидетельствуют о нарушении администрацией района требований пожарной безопасности.

Согласно преамбуле СНиП 2.04.02-84*. «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 № 123, настоящие нормы должны соблюдаться при проектировании централизованных постоянных наружных систем водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства.

Администрация Суксунского района создана 8 апреля 1996 года (л.д.11-13), в период своей деятельности строительство, либо реконструкцию централизованных постоянных наружных систем водоснабжения на улице <адрес> п. Суксун не проводила, доказательств обратного в материалах дела не имеется, следовательно, нарушений требований СНиП 2.04.02-84*. «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», равно как и более ранних СНиП, данным юридическим лицом не допущено.

Фактически действующими в Российской Федерации нормативными правовыми актами в сфере обеспечения пожарной безопасности применительно к вмененному администрации Суксунского муниципального района бездействию при организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах поселка Суксун, в состав которого входит улица <адрес>, предусмотрено следующее.

Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1 ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).

На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).

Указанные положения нормативного правового акта на территории п. Суксун соблюдаются. Источники наружного противопожарного водоснабжения в п. Суксун имеются, их виды, количество указаны защитником в жалобе, письменных объяснениях по делу (л.д.56-58). Источники, ближайшие к месту пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, представлены на распечатках с публичной кадастровой карты (л.д.59-61).

Согласно актам проверок органом государственного пожарного надзора администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ наружное противопожарное водоснабжение в п. Суксун в радиусе 200 метров отсутствует на 34 улицах.

Вмененное администрации района по настоящему делу нарушение требований пожарной безопасности равнозначно тому, что она вне строительства или реконструкции систем наружного водоснабжения не обеспечила источниками наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров и все иные участки улиц п. Суксун, указанные в актах проверок от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако нормативных правовых актов, нормативных документов по пожарной безопасности, обязывающих администрацию района вне строительства или реконструкции систем наружного водоснабжения поселка обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров все здания в поселке Суксун, либо обязывающих ее именно с этой целью провести строительство или реконструкцию систем наружного водоснабжения поселка, таким образом, чтобы соблюдались требования свода правил 8.13130.2009, в системе действующего законодательства не содержится. Следовательно, предъявленных органом государственного пожарного надзора нарушений требований пожарной безопасности администрацией района не допущено.

При изложенных обстоятельствах постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу в отношении администрации Суксунского муниципального района в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Кроме того, исходя из объяснений должностного лица, вынесшего постановление, о времени обнаружения им отсутствия источников наружного противопожарного водоснабжения на улице Челюскинцев п. Суксун, исходя из даты проведения органом государственного пожарного надзора первой проверки администрации Суксунского муниципального района на предмет достаточности источников наружного противопожарного водоснабжения на территории п. Суксун (ДД.ММ.ГГГГ), являются обоснованными и доводы защитника об истечении срока привлечения администрации района к административной ответственности за вмененное ей по настоящему делу нарушение.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда

решил:

жалобу защитника администрации Суксунского муниципального района Мелентьева А.Б. удовлетворить, постановление главного государственного инспектора Суксунского и Ординского муниципальных районов Пермского края по пожарному надзору от 27 февраля 2017 года № 3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Суксунского муниципального района отменить, производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному пунктом 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.

Судья

Ю.В. Брагин

12-22/2017

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Другие
представитель Администрации Суксунского муниципального района А.Б. Мелентьев
Суд
Суксунский районный суд Пермского края
Судья
Брагин Юрий Владимирович
Статьи

20.4

Дело на странице суда
suksun.perm.sudrf.ru
06.03.2017Материалы переданы в производство судье
24.03.2017Судебное заседание
28.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее