№ 2а-509/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 13 мая 2020 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области
в составе: председательствующего – судьи Ахмедшиной А.Н.,
при секретаре – Боровковой В.Э,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-509/2020 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области к Мальцеву Евгению Владимировичу о взыскании транспортного налога, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Тюменской области обратилась в суд с административным иском к Мальцеву Е.В. о взыскании транспортного налога за 2014 год в сумме 5 576 рублей, пени 733 рубля 62 копейки, общая сумма задолженности 6 309 рублей 62 копейки.
Требования мотивированы тем, что Мальцев Е.В. в 2014 году являлся собственником транспортного средства <данные изъяты>, в связи с чем, ему был начислен транспортный налог в сумме 5 576 рублей. На уплату налога административному ответчику было направлено налоговое уведомление, однако в установленный законом срок налог не уплачен, в связи с чем, были начислены пени в сумме 733 рубля 62 копейки. Поскольку в установленные законом сроки налог налогоплательщиком не уплачен, для оплаты налога и пени ему было направлено требование. До настоящего времени Мальцев Е.В. налоги, пени не уплатил. Ссылаясь на положения статей 31, 48, 75 НК РФ, ст.ст. 286, 287 КАС РФ административный истец просит удовлетворить заявленные требования, а также признать причину пропуска срока на обращение в суд уважительной и восстановить пропущенный срок.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области Вальтер Н.В. не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции, на заявленных требованиях настаивает.
Административный ответчик Мальцев Е.В. в судебное заседание не явился, судом предприняты исчерпывающие меры для его извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела, почтовая корреспонденция возвращена в суд по истечении срока хранения. Применительно к правилам ч. 2 ст. 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающей, что адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия, суд признает неявку административного ответчика не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Суд, изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют.
Приходя к такому выводу суд, исходит из следующего:
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и (или) сборы (ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Кодекса и с учетом положений указанной статьи.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст.357 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, согласно п. 1 ст. 362 НК РФ, исчисляется налоговыми органами.
Пунктом 2 статьи 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз.3 п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пунктов 1, 5 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из материалов дела следует, что Мальцев Е.В. в 2014 году являлся собственником транспортного средства <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, дата регистрации права и постановки на учет 14.12.2010, дата отчуждения и снятия с учета 25.07.2015 (л.д. 13).
В связи с тем, что Мальцев Е.В. являлся плательщиком транспортного налога, ему был начислен транспортный налог за 2014 год в сумме 5 576 рублей – сроком уплаты не позднее 01.10.2015, что следует из налогового уведомления № 422052 от 06.05.2015, направленного административному ответчику 10.05.2015 (л.д. 12, 30).
В связи с неуплатой указанного налога в установленный в налоговом уведомлении срок, Мальцеву Е.В. (согласно представленному расчету) были начислены пени по транспортному налогу за период с 01.01.2015 по 07.10.2015 в сумме 733 рубля 62 копейки (л.д. 14).
10.10.2015 налоговый орган направил налогоплательщику заказным письмом требование №31446 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 07.10.2015 – об уплате в срок до 19.11.2015 недоимки по транспортному налогу в сумме 5 576 рублей и пени в сумме 799 рублей 84 копейки (л.д. 10,11).
Согласно абз. 1 п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
Административным истцом представлены доказательства, подтверждающие направление ответчику налогового уведомления и требования по уплате налога на имущество, пени за 2014 год.
В силу п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Исходя из этого, начисленный административному ответчику налог за 2014 год подлежал уплате до 01.12.2015.
Доказательств уплаты налога за 2014 год административным ответчиком не представлено.
Из материалов дела усматривается, что 09.12.2019 мировому судье поступило заявление Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области о выдаче судебного приказа о взыскании с Мальцева Е.В. задолженности по уплате обязательных платежей и санкций в размере 6 309 рублей 62 копейки. Определением мирового судьи судебного участка № 3 Ялуторовского судебного района города Ялуторовска Тюменской области от 10.12.2019 в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано в связи с пропуском налоговым органом срока для подачи заявления о взыскании задолженности с Мальцева Е.В. (л.д. 15).
При подаче настоящего административного искового заявления представителем административного истца заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании с Мальцева Е.В. транспортного налога за 2014 года и пени, по причине большого объема работы налоговой инспекции, сокращенных сроков на обращение в суд, установленных законом, времени, требуемого для подготовки административного иска и выполнения обязательных процессуальных действий, с учетом того, что срок пропущен незначительно.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС РФ срока для обращения в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу.
Из материалов дела следует, что в требовании об уплате недоимки по налогам и пени № 31446 от 07.10.2015 установлен срок его исполнения – до 19.11.2015, общая сумма налогов, пеней превышает 3 000 рублей. В этой связи, применительно к положениям ч. 2 ст. 286 КАС РФ и абзацам 1, 2 ч. 2 ст. 48 НК РФ последним днем обращения налоговой инспекции к мировому судье за взысканием недоимки является 19.05.2016. Согласно материалам дела к мировому судье за вынесением судебного приказа о взыскании недоимки и пени, указанных в требовании № 31446, инспекция обратилась 09.12.2019, то есть с пропуском установленного законом срока.
Поскольку приказ о взыскании налоговой недоимки не выносился мировым судьей, положения абз. 2 ч. 3 ст.48 НК РФ к спорным правоотношениям не могут быть применены, в связи с чем, последним днем подачи административного искового заявления является 19.11.2016. Административное исковое заявление поступило в суд 17.04.2020.
Суд не усматривает уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока, полагает, что у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, при этом учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
С учетом даты вынесения мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, подача административного искового заявления в суд последовала лишь 17.04.2020 года, то есть спустя более четырех месяцев с момента принятия определения, вследствие чего указанный период не может быть признан разумно необходимым налоговому органу для реализации права на обращение с иском в суд. Суд полагает, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке, оснований для восстановления пропущенного срока обращения в суд не имеется.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, поскольку установленный законом срок для обращения налогового органа в суд за взысканием налога за 2014 год и пени истек, срок обращения в суд пропущен без уважительной причины и оснований для его восстановления не имеется, требования административного истца о взыскании с Мальцева Е.В. транспортного налога за 2014 год в сумме 5 576 рублей, и пени в сумме 733 рубля 62 копейки, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 8 по Тюменской области к Мальцеву Евгению Владимировичу о взыскании транспортного налога, пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Ялуторовский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение суда составлено 18 мая 2020 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья А.Н. Ахмедшина