Судья Мищенко Е.В. дело № 33-17378/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 октября 2017 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего судьи Татуриной С.В.
судей Котельниковой Л.П., Шамрай М.С.
при секретаре Гребёнкиной Э.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юндиной В.В. к ГУ РРО ФСС РФ, 3-е лицо: филиал №37 Бюро МСЭ по Ростовской области о признании неправомерными действий по несвоевременному предоставлению технических средств реабилитации, восстановлении нарушенных прав, по апелляционным жалобам Юндиной В.В. и ГУ РРО ФСС РФ на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 07 июля 2017 г. Заслушав доклад судьи Шамрай М.С., судебная коллегия
установила:
Юндина В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Ростовского регионального отделения Фонда Социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ РРО ФСС РФ) о признании неправомерными действий по несвоевременному предоставлению технических средств реабилитации, восстановлении нарушенных прав, указав в обоснование заявленных требований, что она является матерью несовершеннолетнего ребёнка-инвалида Ю.М.В. Бюро МСЭ №37 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России ребенку - инвалиду в 2016 году разработана индивидуальная программа реабилитации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, согласно которой он нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации. Истец, как законный представитель несовершеннолетнего 19 мая 2016 г. обратилась к ответчику с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации, в том числе аппаратом на кисть, лучезапястный и локтевой суставы 1 пара; реклинатор - корректор осанки 1 шт. Также истцом 10 ноября 2016 г. было подано заявление на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение. Несовершеннолетний был поставлен на учёт по обеспечению техническими средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением, однако заявления не были удовлетворены. Вышеуказанными техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением ребенок-инвалид не обеспечен. В связи с не обеспечением несовершеннолетнего средствами реабилитации его здоровью нанесён вред, который подлежит компенсации.
С учетом уточненных требований, истец просила суд обязать ГУ РО ФСС РФ предоставить несовершеннолетнему ребёнку - инвалиду Ю.М.В. технические средства реабилитации - аппарат на кисть, лучезапястный и локтевой суставы, реклинатор - корректор осанки для детей TLSO-250 OrJett, обеспечить Ю.М.В. в 2017 году путевкой на санаторно-курортное лечение в ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий» г. Евпатории, Крым, или санаторий им. Бурденко в г.Саки Республики Крым; обязать ГУ РО ФСС РФ выплатить компенсацию за несвоевременное предоставление технических средств реабилитации по ИПР и предоставлению санаторно-курортного лечения в размере 1 000 000 руб.; обязать вернуть разницу по электронным аукционам в размере 3 839,01 руб. за самостоятельно приобретенные подгузники.
Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 07 июля 2017 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ГУ РРО ФСС РФ предоставить несовершеннолетнему ребёнку-инвалиду Ю.М.В. технические средства реабилитации - аппарат на кисть, лучезапястный и локтевой суставы в срок до 01 октября 2017 г. В удовлетворении остальной части иска Юндиной В.В. отказано.
С постановленным решением не согласились как истец, так и ответчик.
В своей апелляционной жалобе Юндина В.В. ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в иске и принятии в отмененной части нового решения об удовлетворении требований в полном объеме. При этом апеллянт ссылается на то, что судом не принято во внимание, что истец неоднократно обращалась к ответчику по вопросу предоставления технических средств реабилитации, однако требуемые средства ответчиком не предоставлены. Предлагаемый ответчиком для получения реклинатор - корректор осанки не подходит ребенку по физиологическим данным. Заявитель жалобы обращает внимание на то, что очередность предоставления путевки на санаторно-курортное лечение не предусмотрена действующим законодательством, в связи с чем отказ ответчика предоставить путевку является необоснованным. В части отказа в иске о взыскании разницы по электронным аукционам за самостоятельно приобретенные подгузники, апеллянт ссылается на отсутствие в материалах дела сведений об аннулировании торгов.
В апелляционной жалобе ГУ РРО ФСС РФ просит отменить решение суда в части удовлетворения иска об обязании обеспечить ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации, поскольку судом не учитывается наличие определенной законом процедуры по закупке технических средств реабилитации. Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание судебной коллегии на то обстоятельство, что в ИПР, выданной 28 июня 2017 г., не указано на нуждаемость Юндина М.В. в таких средствах реабилитации, как аппарат на кисть, лучезапястный и локтевой суставы, в связи с чем возложение на ответчика судом обязанности предоставить указанные ТСР является неправомерным.
В заседание суда апелляционной инстанции истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания (л.д. 169), не явилась. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца с учетом положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.
Ознакомившись с материалами дела, выслушав представителя ответчика, поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы и просившего об отмене решения суда в части удовлетворения иска, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, сын истца Юндин М.В., 05 октября 2005 года рождения, является ребенком-инвалидом. Инвалидность установлена на срок до 18 лет до 05 октября 2023 г. (том 1 л.д.12,15-16).
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 19 мая 2016 г. Ю.М.В. нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе аппарате на кисть, лучезапястный и локтевой суставы, реклинаторе - корректоре осанки, подгузниках. Срок проведения реабилитационных мероприятий определен до достижения 18 лет, исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации является ФСС (том 1 л.д.55-57).
Разрешая спор и постановляя решение об удовлетворении требований Юндиной В.В. об обеспечении несовершеннолетнего Ю.М.В. техническим средством реабилитации - аппаратом на кисть, лучезапястный и локтевой суставы, суд первой инстанции, приняв во внимание, что Ю.М.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении техническими средствами реабилитации, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика соответствующей обязанности предоставить данные средства.
Отказывая в удовлетворении иска о об обязании ответчика обеспечить несовершеннолетнего Ю.М.В. техническим средством реабилитации - реклинатором - корректором осанки, суд, приняв во внимание то обстоятельство, что истцу неоднократно предоставлялось данное средство реабилитации, однако она отказывалась от его получения, пришел к выводу о том, что ответчиком исполнена обязанность по предоставлению технического средства реабилитации.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда в части отказа в иске об обеспечении ребенка-инвалида техническим средством реабилитации - реклинатором - корректором осанки, в то же время не может согласиться с выводами суда в части удовлетворения требований об обеспечении Ю.М.В. техническим средством реабилитации - аппаратом на кисть, лучезапястный и локтевой суставы и исходит при этом из следующего.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Статьей 4 указанного Федерального закона к компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Таким образом, обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем, возложена на федеральные органы государственной власти и осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п.п. 4 и 5 Правил обеспечения за счёт средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 г. №240, заявление о предоставлении инвалиду технического средства реабилитации подаётся инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган ФСС РФ по месту жительства инвалида. Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учёт по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдаёт) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на постановку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Как следует из материалов дела, истец обращалась к ответчику с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации: аппаратом на кисть, лучезапястный и локтевой суставы, реклинатором - корректором осанки. Заявление принято на рассмотрение ответчиком, несовершеннолетний Юндин М.В. поставлен на учет для изготовления указанных технических средств реабилитации, о чем выдано уведомление НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 19 мая 2016 г. (л.д. 40).
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце 2 пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно указанной норме обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ). Для заключения контрактов территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона).
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 52н утверждены Правила предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, услугами, включая расходы на осуществление указанных полномочий (далее также - Правила предоставления трансфертов), в пункте 2 которых предусмотрено, что межбюджетные трансферты предоставляются бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
Распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, на основании предоставляемых Фондом социального страхования Российской Федерации Министерству сведений для определения размера межбюджетных трансфертов. Подготовка сведений, указанных в пункте 3 Правил, осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации пропорционально потребности конкретного вида технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации (услуг) (пункты 3 и 4 Правил предоставления трансфертов).
Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ.
Обращение инвалида либо его представителя с заявлением на получение государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заявитель должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации.
Подпунктом "а" пункта 14 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является, в том числе, выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации, протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий, в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства, в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240.
Таким образом, выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и заключения территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.
Между тем суд, разрешая спор и постановляя решение, обязывающее ответчика предоставить несовершеннолетнему ребёнку-инвалиду Ю.М.В. технические средства реабилитации – аппарат на кисть, лучезапястный и локтевой суставы в срок до 01 октября 2017 г., неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, определяющих механизм реализации права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, а потому выводы суда о нарушении ответчиком права несовершеннолетнего Ю.М.В. на обеспечение техническими средствами реабилитации, не могут быть признаны правомерными.
С учетом изложенного судебная коллегия находит, что решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 07 июля 2017 г. в части удовлетворения исковых требований Юндиной В.В. об обязании ГУ РРО ФСС РФ предоставить несовершеннолетнему ребёнку-инвалиду Ю.М.В. технические средства реабилитации – аппарат на кисть, лучезапястный и локтевой суставы в срок до 01 октября 2017 г. нельзя признать законным, в связи с чем решение в данной части подлежит отмене с вынесением в отмененной части нового решения об отказе Юндиной В.В. в иске.
По вышеприведенным мотивам судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части отказа Юндиной В.В. в иске о предоставлении технического средства реабилитации реклинатора - корректора осанки. При этом принимает во внимание, как обоснованные, выводы суда первой инстанции относительно того, что данные требования не подлежали удовлетворению, в том числе в связи с тем, что ответчик неоднократно предоставлял истцу указанное средство реабилитации, однако Юндина В.В. отказывалась от его получения, о чем составлены соответствующие акты. (л.д.123, 124, 125, 141). Ссылка истца на необходимость приобретения реклинатора - корректора осанки конкретной марки является необоснованной, поскольку в индивидуальной программе реабилитации инвалида не поименовано средство реабилитации реклинатор - корректор осанки для детей TLSO-250 OrJett.
Требование Юндиной В.В. об обязании обеспечить ребенка-инвалида путёвкой в 2017 году на санаторно-курортное лечение, обоснованно оставлено судом без удовлетворения по мотиву того, что путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена инвалиду, исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявления.
Так, в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
С учетом приведенных положений, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Юндиной В.В. требований об обязании обеспечить ребенка-инвалида путёвкой на санаторно-курортное лечение, судебная коллегия признает правильным, в противном случае, будут нарушены права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу. Путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена инвалиду исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда и в части отказа Юндиной В.В. в иске о взыскании с ответчика разницы по электронным аукционам в размере 3 839,01 руб. за самостоятельно приобретенные подгузники.
Пунктом 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ N 57н от 31 января 2011 г. "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации", предусмотрено, что размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.
Установив, что согласно определения начальной максимальной цены контракта стоимость подгузников за единицу товара была определена в сумме 19,40 руб., а в соответствии с протоколом проведения электронного аукциона НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН цена контракта была снижена и составила 10,09 руб. за единицу товара (том 1 л.д. 149-167), суд первой инстанции пришел к верному выводу, что истцу правомерно выплачена компенсация за самостоятельно приобретенное средство реабилитации - подгузники, исходя из последней закупки TCP.
При этом судом обоснованно отклонены доводы истца о необходимости расчета компенсации за самостоятельно приобретенные подгузники, исходя из 17,16 руб. за единицу товара по электронному аукциону НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, со ссылкой на то обстоятельство, что Заказчик принял решение об отказе от заключения контракта с победителем (том 2 л.д.51,52,53). Доказательств обратному в материалы дела не представлено.
Оснований для отмены решения суда в части отказа Юндиной В.В. в иске об обязании ГУ РО ФСС РФ выплатить компенсацию за несвоевременное предоставление технических средств реабилитации по ИПР и предоставлению санаторно-курортного лечения в размере 1 000 000 руб. обоснованно оставлены судом без удовлетворения по мотиву отсутствия доказательств, подтверждающих ухудшение физического состояния Ю.М.В. вследствие несвоевременного выделения ему технических средств реабилитации и причинно-следственной связи между этими обстоятельствами. Оснований не согласиться с такими выводами суда у судебной коллегии не имеется, в том числе и по причине того, что при рассмотрении настоящего дела не нашел своего подтверждения факт неправомерных действий ответчика по вопросу обеспечения техническими средствами реабилитации и путевкой на санаторно - курортное лечение.
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении апелляционной жалобы ГУ РРО ФСС РФ и отмене обжалуемого решения в части удовлетворения исковых требований Юндиной В.В. об обязании ГУ РРО ФСС РФ предоставить несовершеннолетнему ребёнку-инвалиду Ю.М.В. технические средства реабилитации – аппарат на кисть, лучезапястный и локтевой суставы в срок до 01 октября 2017 г. В остальной части это же решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 07 июля 2017 г. в части обязания ГУ РРО ФСС РФ предоставить несовершеннолетнему Ю.М.В. технические средства реабилитации – аппарат на кисть, лучезапястный и локтевой суставы в срок до 01 октября 2017 г. –отменить и постановить в данной части новое решение об отказе в иске.
В остальной части решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 07 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Юндиной В.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 20.10.2017 г.