РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2019 года г. Усть-Илимск Иркутской области
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бухашеева Д.А., при секретаре судебного заседания Романовой О.С.,
с участием старшего помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Тукмаковой О.В.,
представителя административного истца Сазоновой Е.С. – Евстигнеева К.В., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности,
представителя административного ответчика Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии Иркутской области – Кочеткова А.П., действующего на основании прав по должности, согласно постановлению от 17.05.2016, № 110/1247,
представителя заинтересованного лица - Гарипова Н.Н. - Беззубенко Е.А., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности,
в отсутствие административного истца Сазоновой Е.С., заинтересованного лица Гарипова Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-788/2019 по административному исковому заявлению Сазоновой Е.С. к Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии Иркутской области о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата,
УСТАНОВИЛ:
В Усть-Илимский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением обратилась административный истец Сазонова Е.С. к Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии Иркутской области о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата.
В обоснование заявленного требования указывает, что сбор подписей за выдвижение Гарипова Н.Н. кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска осуществлялся сборщиком подписей Махневой И.В. в нарушение требований пункта 6 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 12.06.2002г. № 67-ФЗ).
Махнева И.В. являлась генеральным директором Общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Гард» и Общества с ограниченной ответственностью «Гард».
Представителем административного истца была подана жалоба в избирательную комиссию, на что был получен отказ от признании подписей, собранных Махневой И.В. недествительными, поскольку отсутствуют полномочия по проверке достоверности сведений в выписках из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Гард», ООО ЧОО «Гард». Также было установлено, что Махнева И.В. работала в указанных обществах по 14.02.2019 включительно, была уволена по собственному желанию.
Полагает, что отсутствие факта подачи соответствующих заявлений о смене генерального директора ООО «Гард» Махневой И.В., смене генерального директора ООО ЧОО «Гард» Махневой И.В. и назначении на указанные должности других лиц, свидетельствует о фиктивности представленных документов. При этом с 15 февраля 2019 года Махнева И.В. в документах, оформляемых от имени ООО «Гард», ООО ЧОО «Гард» продолжает указывать себя в качестве генерального директора указанных организаций, а её подпись заверяется их печатью. Считает, что при принятии решения о регистрации Гарипова Н.Н. кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска, в нарушение пункта 6 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ, избирательной комиссией необоснованно признаны действительными подписи избирателей на подписных листах, оформленных сборщиком подписей Махневой И.В.
Также указывает, что сборщиками подписей в поддержку кандидата на должность мэра города Усть-Илимска Гарипова Н.Н. осуществлялся сбор подписей в его поддержку среди работников муниципальных учреждений на их рабочих местах.
У работников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 12 «Брусничка» И., Б., Д., Н., С., С., К., П., сбор подписей осуществлен в течение одного дня 20.02.2019г. одним и тем же сборщиком подписей Никулиной Н.В. подписи проставлены в подписном листе друг за другом.
У работников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 25 «Зайчик» С., В., И., Х., Ч. сбор подписей осуществлен в течение одного дня 20.02.2019г. одним и тем же сборщиком Никулиной Н.В., подписи проставлены в подписном листе друг за другом, адреса регистрации физических лиц значительно удалены в пределах населенного пункта.
У работников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 14 «Колобок» П., М., К., В., сбор подписей осуществлен в течение одного дня 20.02.2019г. одним и тем же сборщиком Никулиной Н.В.
У работников Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 29 «Аленький цветочек» Ф., З., М. сбор подписей осуществлен в течение одного дня 20.02.2019г. одним и тем же сборщиком Никулиной Н.В.
У работников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 40 «Сороконожка» Л., С. сбор подписей осуществлен в течение одного дня 20.02.2019г. одним и тем же сборщиком Никулиной Н.В.
Таким образом, был нарушен порядок сбора подписей избирателей, выразившегося в сборе не менее 22-х подписей избирателей на их рабочих местах. Данные подписи являются недействительными.
Также указывает, что в подписных листах в поддержку кандидата на пост мэра города Усть-Илимска Гарипова Н.Н. имеются недостоверные подписи, поскольку внесены с нарушением требований законодательства. Так, в подписях:
С., книга 1, лист 9, подпись 1 в графе «Год рождения» указано «0977»;
В., книга 1, лист 14, подпись 2 при написании фамилии избирателя внесено не оговоренное исправление: первоначально указана буква «в», а впоследствии исправлена на «х».
Л., книга 2, лист 12, подпись 3 при заполнении графы «Адрес места жительства» первоначально не было внесено слово «дом», впоследствии данное слово дописано иным неустановленным лицом.
С., книга 3, лист 2, подпись 2 при сборе подписи указана недостоверная дата внесения подписи «16.02.209».
С., книга 4, лист 7, подпись 2 в паспортные данные внесены не оговоренные исправления: первоначально было внесено ***, а впоследствии исправлено на ***.
Помимо изложенного приводит доводы, что при сборе подписей сборщиком Лиско Ю.С. в дате заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесены исправления, специально им не оговоренные (неоднозначное восприятие даты 20.02.2019 или 21.02.2019), что влечет недействительность всех трех подписей данного подписного листа (книга 4, лист 1). При сборе подписей сборщиком Никулиной Н.В. при внесении собственных паспортных данных явно указан номер паспорта *** При этом во всех иных подписных листах данного сборщика подписи указан номер её паспорта *** что влечет недействительность всех подписей в данном подписном листе (книга 1, лист 15). В подписном листе, заверенном **.**.**** сборщиком подписей Махневой И.В., содержащим подпись избирателя Л., при указании кода подразделения органа, выдавшего паспорт, очевидно, что цифра «1» является внесением исправлений в виде «дописки» при изначальном изложении «380-04». Указанная дописка является явным исправлением, не заверенным сборщиком.
Также считает, что в нарушение требований избирательного законодательства, сборщиками подписей необоснованно внесены в подписные листы свои подписи, необоснованно заверены самими собой, а именно Гирчак З.Х., Махнева И.В., Лиско Ю.С..
Просит признать незаконным и отменить решение Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии от 27.02.2019г. № 111/584 «О регистрации Гарипова Н.Н. кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска».
Согласно письменным возражениям заинтересованного лица Гарипова Н.Н. от 12.03.2019, просил в удовлетворении административного иска отказать, указав, что трудовые отношения с Махневой И.В. были прекращены о чем было указано при проверке жалобы административного истца. Считает иные доводы административного истца необоснованными, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Согласно письменным возражениям представителя административного ответчика председателя Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии Кочеткова А.П.. в составе документов, представленных кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска Гариповым Н.Н. были представлены подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения Гарипова Н.Н. кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска. Рабочей группой Усть-Илимской городской ТИК на заседании 24.02.2019 была проведена проверка всех представленных кандидатом Гариповым Н.Н. для выдвижения кандидатом документов. В результате проверки было установлено 11 подписей избирателей указанных в подписных листах с недостоверными данными. Не было установлено нарушений закона на основании заключения специалиста МЭКО №7 ЭКЦ ГУ МВД России по Иркутской области, также не было установлено иных нарушений закона №67-ФЗ, №116-ОЗ. Присутствовавший на заседании рабочей группы представитель административного истца каких-либо жалоб, заявлений не представлял. Рабочей группой было принято решение рекомендовать зарегистрировать кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска Гарипова Н.Н. проверка доводов жалобы от 26.02.2019 была поручена членом ТИК с правом совещательного голоса. В результате проверки нарушений избирательного законодательства лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей - Махневой И.В. не установлено. оснований для признания подписей недействительными не имелось. Проверка достоверности сведений из ЕГРЮЛ не входит в компетенцию Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии. Также 27.02.2019 было подано 4 жалобы на нарушения при сборе подписей и оформлении подписных листов. В результате проверки 3 подписи были признаны недействительными. Каких-либо жалоб и заявлений представитель административного истца не указывал. Было установлено достаточное количество подписей для регистрации Гарипова Н.Н. кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска 338.
Доводы о сборе подписей на рабочих местах не могут рассматриваться как состоятельные, поскольку соответствующая подпись признается проверяющим недействительной на основании официальных документов соответствующих органов. Таких документов, иных доказательств сбора подписей в нарушение избирательного законодательства нет. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание не явился административный истец Сазонова Е.С., уведомлена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца Евстигнеев К.В. поддержал требования административного иска в полном объеме по основаниям, изложенным в нем, просил отменить решение Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии № 111/584 от 27.02.2019 «О регистрации Гарипова Н.Н. на должность мэра г. Усть-Илимска».
Представитель административного ответчика Кочетков А.П. в судебном заседании требования административного иска не признал в полном объеме, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 12.03.2019.
Представитель заинтересованного лица – Гарипова Н.Н. – Беззубенко Е.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку Махнева И.В. была уволена, каких-либо полномочий в период сбора подписей не осуществляла. Поддержала доводы письменных возражений.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, оценив их в совокупности в соответствии с требованиями статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 11 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Аналогичные нормы закреплены в специальном федеральном и региональном законодательстве, определяющем основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, устанавливающем порядок подготовки и проведения выборов - Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (статья 75) и Законе Иркутской области от 11 ноября 2011 года N 116-ОЗ "О муниципальных выборах в Иркутской области" (статья 62).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 17 мая 2016 года № 110/1246 сформирована Усть-Илимская городская территориальная избирательная комиссия, определен состав членов избирательной комиссии.
Выборы мэра города Усть-Илимска назначены на 24 марта 2019 года.
Решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии Иркутской области от 27.02.2019 № 111/584 «О регистрации Гарипова Н.Н. кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска» Гарипов Н.Н. зарегистрирован кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска, выдвинутого в порядке самовыдвижения, 27.02.2019 в 17 часов 02 минуты.
Решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии Иркутской области от 26.02.2019 № 110/576 «О регистрации Сазоновой Е.С. кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска» Сазонова Е.С. зарегистрирована кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска, выдвинутого избирательным объединением – Иркутское региональное отделение Политической партии «Города России», 26.02.2019 в 17 часов 05 минут.
Сазонова Е.С. оспаривает решение Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии Иркутской области № 111/584 от 27.02.2019 «О регистрации Гарипова Н.Н. кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска».
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Порядок выдвижения кандидатов закреплен в статье 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.
Подпунктами "г1", «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ в качестве оснований для отказа в регистрации кандидатов, указано выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, а также недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата;
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, решением Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссией №104/531 от 29.01.2019 определено, что количество подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска составляет 320 или 0,5 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования город Усть-Илимск. Максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска, составляет 352 подписи.
Как следует из итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность мэра города Усть-Илимска Гарипова Н.Н. от 24.02.2019, было представлено для регистрации кандидатом 352 подписи. Проверено было 352 подписи, признано недостоверными подписями 11, установлено количество достоверных 341 подпись (л.д. 37 том 3).
Также в судебном заседании установлено, следует из письменных возражений административного ответчика, пояснений представителя административного истца, административного ответчика, дополнительно признано недостоверными 3 подписи, представленных в поддержку выдвижения в качестве кандидата на должность мэра города Усть-Илимска Гарипова Н.Н.
Таким образом, всего Гариповым Н.Н. для регистрации его кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска представлено 338 достоверных подписей, при необходимом количестве подписей - 320.
Осуждая доводы административного иска о сборе подписей у избирателей на их рабочих местах, а именно у работников детских дошкольных учреждений: «Детский сад № 12 «Брусничка» И., Б., Д., Н., С., С., К., П., детский сад № 25 «Зайчик» С., В., И., Х., Ч., «Детский сад № 14 «Колобок» П., М., К., В., Детский сад № 29 «Аленький цветочек» Ф., З., М., Детский сад комбинированного вида № 40 «Сороконожка» Л., С.. всего 22 подписи и признании их недействительными, то суд оснований к этому не усматривает.
В обоснование данного требования административным истцом произведена ссылка на материалы административного расследования, проводящегося в Межмуниципальном отделе МВД России «Усть-Илимский» и имеющихся в данных материалах письменных объяснениях работников учреждений, иных физических лиц.
Определением суда от 11.03.2019 удовлетворено ходатайство административного истца об истребовании доказательств.
Как следует из представленных материалов, в производстве Межмуниципального отдела МВД России «Усть-Илимский» находится материал проверки по заявлению кандидата в мэры города Усть-Илимска Сазоновой Е.С. с просьбой привлечь к ответственности неизвестных лиц, которые в нарушении норм федерального законодательства в период времени с 20.02.2019 по 22.02.2019 в детских муниципальных учреждениях на рабочих местах осуществлялся сбор подписей. По данному факту возбуждено административное дело №1661 от 25.02.2019 (л.д. 62 том 1).
Из представленных материалов административного дела №1661 следует, что в Межмуниципальный отдел МВД России «Усть-Илимский» обратилась кандидат в мэры города Усть-Илимска» Сазонова Е.С, которая просила привлечь к административной ответственности виновных лиц в связи с осуществлением на рабочих местах избирателей в детских дошкольных учреждениях сбора подписей в поддержку кандидата в мэры города Усть-Илимска Гарипова Н.Н. Также был представлен список дошкольных учреждений с данными работников данных учреждений (л.д. 64, 68-78 том 1).
Определением от 25.02.2019 участковым уполномоченным полиции ОУУП МО МВД России «Усть-Илимский» возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование в отношении неизвестного лица (л.д. 65 том 1).
В рамках данного дела при проведении административного расследования сотрудниками полиции были опрошены граждане Российской Федерации на предмет проставления подписей в поддержку выдвижения в качестве кандидата на пост мэра города Усть-Илимска Гарипова Н.Н. (л.д. 79-120 том 1).
Однако принять такие сведения, указанные в письменных объяснениях в качестве допустимых доказательств, суд не может, поскольку административное расследование не окончено, оценка имеющихся сведений не произведена соответствующим должностным лицом. Кроме того, не может суд принять данные доказательства в качестве допустимых, поскольку непосредственно в настоящем судебном заседании указанные в объяснениях лица допрошены не были, соответствующих ходатайств об их допросе, истребовании дополнительных доказательств заявлено не было. Таким образом суд не усматривает оснований для признания заявленных подписей недействительными.
В связи с изложенным суд не усматривает оснований для признания относимыми к данному рассматриваемому делу запрошенных из указанных дошкольных детских учреждений графиков работ, табелей учета рабочего времени, приказов о приеме на работу, трудовых договоров.
Также суд не может принять в качестве обоснованных доводы административного иска о признании недействительными, недостоверными подписей С.; В., Л., С., С. в связи с имеющимися исправлениями, а подписных листов в целом, удостоверенных сборщиком подписей Лиско Ю.С. сборщиком подписей Никулиной Н.В., сборщиком подписей Махневой И.В., в части подпись избирателя Л., также в связи с имеющимися исправлениями суд также не может. Как следует из материалов дела, подверждено сторонами в судебном заседании, все представленные в поддержку выдвижения в качестве кандидата на должность мэра города Усть-Илимска Гарипова Н.Н. подписи избирателей, в том числе и заявленные к признанию недействительными административным истцом и приведенные выше, были предметом проверки рабочей группы, созданной при Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии, данные подписи не были признаны недостоверными, недействительными.
Как следует из заключения специалиста Экспертно-криминалистического центра МЭКО №7 ГУ МВД России по Иркутской области от 23.02.2019, признаков изменений первоначального содержания (подчистки, исправления, дописки и т.п.) в представленных подписных листах не обнаружено (л.д. 31. том1).
Оснований, указанных в п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" признания подписей недействительными, нет.
Оспариваемые подписи были непосредственно исследованы в судебном заседании, оснований для иного вывода, отличного от выводов избирательной комиссии, специалиста и признания оспариваемых подписей недействительными, суд не усматривает.
Помимо изложенного, суд также не считает основанными на нормах материального права доводов административного иска о незаконности внесения сборщиками подписей: Гирчак З.Х., Махневой И.В., Лиско Ю.С. своих подписи в поддержку выдвижения кандидата, поскольку положения статьи 37 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не лишают сборщиков подписей активного избирательного права, в том числе волеизъявления на выдвижение в качестве кандидата на какую-либо должность.
Как следует, указанные лица выполняли свои обязанности на безвозмездной основе, а потому нарушений законодательства в части сбора их собственный подписей суд не усматривает.
Вместе с тем, суд находит обоснованными доводы административного искового заявления о допущенных нарушениях при сборе подписей Махневой И.В.
Пунктом 6 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, в сборе подписей, не допускается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) от 06.03.2019, зарегистрировано Общество с ограниченной ответственностью «Гард», сокращенное наименование ООО «Гард» (далее по тексту ООО «Гард». Учредителем и единственным участником данного Общества является Гарипов Н.Н., доля участия 100%.
Согласно данной Выписки из ЕГРЮЛ от 06.03.2019, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени данного юридического лица является генеральный директор Махнева И.В. (л.д. л.д. 21-27 том1).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 06.03.2019, зарегистрировано Общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Гард», сокращенное наименование ООО ЧОО «Гард» (далее по тексту ООО ЧОО «Гард». Учредителем и единственным участником данного Общества является Гарипов Н.Н., доля участия 100%.
Согласно данной Выписки из ЕГРЮЛ от 06.03.2019, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени данного юридического лица является генеральный директор Махнева И.В. (л.д. л.д. 28-30 том1).
Согласно положениям статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», директора (генеральный директор) является единоличным исполнительным органом общества с ограниченной ответственностью, осуществляющим руководство текущей деятельностью юридического лица. Таким образом генеральный директор является органом управления организации.
С учетом изложенного в судебном заседании установлено, что сборщиком подписей в поддержку выдвижения кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска осуществлялся Махневой И.В. являющейся генеральным директором ООО «Гард» и ООО ЧОО «Гард», единственным учредителем и участником которых является кандидат на должность мэра города Усть-Илимска Гарипов Н.Н.
Доводы административного ответчика, заинтересованного лица, представителя заинтересованного лица о том, что фактически Махнева И.В. прекратила трудовые отношения в ООО «Гард» и ООО ЧОО «Гард» с 14.02.2019г. и в период сбора подписей не осуществляла какую-либо деятельность, суд принять не может.
В подтверждение данных доводов административным ответчиком, заинтересованным лицом были представлены соответствующие заявления Махневой И.В. о прекращении трудовых отношений, трудовые договора, дополнительное соглашение, решения учредителя Гарипова Н.Н. о назначении единоличным исполнительным органом обществ Соснина С.А. и освобождении Махневой И.В. от должности генерального директора Обществ, трудовая книжка с записями об увольнении Махневой И.В. с 14.02.2019, принятии ее на работу в ООО «Гард» с 22.02.2019 на должность генерального директора.
Данные доказательства не свидетельствуют о том, что в спорный период времени сбора подписей в поддержку выдвижения в качестве кандидата на должность мэра города Усть-Илимска Гарипова Н.Н. Махнева И.В. не являлась единоличным органом управления ООО «Гард» и ООО ЧОО «Гард», поскольку они опровергаются сведения Единого государственного реестра юридических лиц, о том, что Махнева И.В. является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Обществ, является органом управления данных Обществ.
Более того, в судебном заседании была исследована карточка подписей и оттиска печати ООО «Гард», представленная кредитным учреждением (л.д. 134-135 том1).
Из содержания данной карточки, представленной по запросу суда следует, что Махнева И.В. с 30.08.2017 по 06.02.2022 года имеет право распоряжения денежными средствами, находящимися на расчетном счете ООО «Гард». Данный срок полномочий не прерывался.
Таким образом суд приходит к выводу, что увольнение Махневой И.В. не было произведено фактически и она в спорный период времени сбора подписей являлась органом управления ООО «Гард» и ООО ЧОО «Гард» и могла осуществлять влияние на избирателей с целью сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска Гарипова Н.Н.
К такому выводу суд приходит на основании анализа положений пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» о том. что общество, в данном случае заинтересованное лицо Гарипов Н.Н. как учредитель, должен был уведомить регистрирующий орган о смене генерального директора в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о руководителе. Однако таких действий не произведено до настоящего времени.
Согласно абзаца 3 пункта 1 статьи 4 указанного федерального закона государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами, следовательно, для всех третьих лиц – добросовестных участников правоотношений, руководителем организации является лицо, указанное в реестре. В противном случае теряется весь смысл ведения государственных реестров, содержащиеся в котором сведения в силу абз. 1 пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Довод возражений о том, что Махневой И.В. фактически не осуществлялась какая-либо деятельность, опровергается указанными данными Выписок из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Гард» и ООО ЧОО «Гард». Заинтересованное лицо Гарипов Н.Н. не проявил должной предусмотрительности, не обеспечил подачу в регистрирующий орган данных о смене органа управления. В связи с изложенным суд не может принять доводы о привлечении к дисциплинарной ответственности виновного лица Лиско Ю.С.
Также суд учитывает, что предметом обсуждения при рассмотрении жалобы Евстигнеева К.В. в избирательной комиссии не являлся факт возобновления работы Махневой И.В. в должности генерального директора ООО «Гард» с 22.02.2019, при том, что в судебном заседании исследовались счета на опллату, акты выполненных работ с контрагентами ОО «Гард» и ООО ЧО «Гард», подписанные Махневой и.В. в период с 28.02.2019 по 01.03.2019 как генеральным директором, с заверением ее подписи печатью общества..
Доводы административного ответчика о том, что при заседании рабочей группы каких-либо доводов несогласия представлено не было, суд принять не может, поскольку административный истец не согласившись с принятым решением, оспорил регистрацию в качестве кандидата Гарипова Н.Н. в административном порядке.
В судебном заседании были исследованы подписные листы, удостоверенные и собранные сборщиком подписей Махневой И.В.
Было установлено, что
в папке 1 Махневой И.В. собрано и удостоверено 34 подписи.
в папке 2 Махневой И.В. собрано и удостоверено 37 подписей,
в папке 3 Махневой И.В. собрано и удостоверено 87 подписи,
в папке 4 Махневой И.В. собрано и удостоверено 34 подписи.
Всего таким образом единоличным исполнительным органом управления ООО «Гард» и ООО ЧОО «Гард» Махневой И.В. в поддержку выдвижения в качестве кандидата на должность мэра города Усть-Илимска Гарипова Н.Н. собрано и удостоверено 192 подписи избирателя, которые следует признать недействительными с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств.
Всего в поддержку выдвижения в качестве кандидата на должность мэра города Усть-Илимска Гарипова Н.Н. было представлено 352 подписи, с учетом признания недействительными 192 подписей собранных Махневой И.В., учитывая, в том числе 14 подписей, признанных недействительными Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссией, суд приходит к выводу, что в поддержку выдвижения Гарипова Н.Н. кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска представлено 146 действительных подписей, что является недостаточным для регистрации, при требуемом количестве подписей 320.
Как указано Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссией на заседании 27 февраля 2019 года в пределах установленных полномочий, было принято решение №111/584 от 27.02.2019г. «О регистрации Гарипова Н.Н. кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска».
Данное решение принято с нарушением требований подпунктов "г1", «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а именно в связи с недостаточным количеством пдписей, поданных в поддержку выдвижения кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска Гарипова Н.Н..
При таких обстоятельствах, имеются основания для признания оспариваемого решения незаконным и отмене решения Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии № 111/584 от 27.02.2019 «О регистрации Гарипова Н.Н. кандидатом на должность мэра г. Усть-Илимска», заявленные административные исковые требования Сазоновой Е.С, об отмене решения следует удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Усть-Илимской городской территориальной избирательной комиссии Иркутской области от 27.02.2019 №111/584 «О регистрации Гарипова Наиля Нурисламовича кандидатом на должность мэра города Усть-Илимска».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья Д.А. Бухашеев