Дело № 2а-1169/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2020 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Селибова А.Ф.,
при секретаре Ведерниковой Т.А.,
с участием административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным решения от об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он уведомил администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 08 часов 45 минут до 18 часов 15 минут на площадке перед зданием администрации Петропавловск-Камчатского городского округа публичного мероприятия в форме митинга. Цель митинга – чтение для чиновников администрации Петропавловск-Камчатского городского округа постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Лашманкин и другие против России» от ДД.ММ.ГГГГ, посвященного нарушениям свободы мирных собраний, которые аналогичны допускаемым администрацией нарушениям статьи 11 Европейской конвенции по правам человека. Письмом Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено о невозможности проведения публичного мероприятия в форме митинга на площадке перед зданием администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, на основании п.п. 1 п. 2 ст. 4 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ № 564 «Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий в Камчатском крае». В обоснование отказа указано, что местом проведения публичного мероприятия в форме митинга является площадка перед зданием администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, которая расположена менее чем в 100 метрах от здания Министерства экономического развития и торговли Камчатского края. Полагая, что указанное решение администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ нарушает его права, гарантированные ст.ст. 10, 11 Европейской конвенции по правам человека, административный истец обратился с иском в суд.
В судебном заседании административный истец ФИО2 просил признать незаконным решение администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ, а для восстановления нарушенного права просил возложить обязанность на административного ответчика согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут.
Представитель административного ответчика ФИО4 в судебном заседании пояснил, что иск не подлежит удовлетворению по изложенным в письменных возражениях основаниям. Дополнительно пояснил, что отказ в проведении публичного мероприятия в форме митинга основан на требованиях Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий в Камчатском крае», так как в заявленном месте находится Министерство экономического развития и торговли Камчатского края, на прилегающей территории к которому запрещено проведение такого рода мероприятия. Требование истца о возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ полагал не подлежащим удовлетворению, так как ФИО2 в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа с данным уведомлением не обращался и административный ответчик не принимал решения по заявлению о согласовании митинга на ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 4 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа с уведомлением о проведении ДД.ММ.ГГГГ на площадке перед зданием администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, публичного мероприятия в форме митинга.
Ответом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 отказано в согласовании места проведения запланированного публичного мероприятия.
Полагая указанное решение незаконным, административный истец обратился с настоящим иском в суд ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, срок обращения в суд, предусмотренный ч. 4 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с уведомлением о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 08 часов 45 минут до 18 часов 15 минут на площадке перед зданием администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, публичного мероприятия в форме митинга, с предполагаемым количеством участников мероприятия от 10 до 15 человек. Цель митинга - чтение для чиновников администрации Петропавловск-Камчатского городского округа постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Лашманкин и другие против России» от ДД.ММ.ГГГГ, посвященного нарушениям свободы мирных собраний, которые аналогичны допускаемым администрацией нарушениям статьи 11 Европейской конвенции по правам человека.
Решением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного письмом №, ФИО2 отказано в согласовании проведения указанно публичного мероприятия в форме митинга, в обосновании отказа указано, что согласно п.п. «в» п. 2 ст. 4 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий в Камчатском крае» к местам, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций относятся: здания, занимаемые органами государственной власти Камчатского края и прилегающие к указанным зданиям территории на расстоянии менее 250 метров от точки периметра здания (ограждения). Место проведения публичного мероприятия в форме митинга является площадка перед зданием администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, которая находится в непосредственной близости – на расстоянии менее 100 метров от здания Министерства экономического развития и труда Камчатского края, расположенного по адресу: <адрес>. Указанная в уведомлении территория относится к местам, проведение публичных мероприятий в которых запрещается законодательством, а именно частью 3 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ, частью 2.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ.
В силу статьи 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Частью 2 статьи 8 указанного Федерального закона установлено, что к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона (часть 2.1. ст. 8).
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В соответствии с п.п. «в» п.1 ч. 2 ст. 4 Закона Камчатского края от 25 февраля 2011 года № 564 (в ред. от 16 апреля 2018 года) «Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий в Камчатском крае» к местам, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся, в том числе, территории, прилегающие на расстоянии менее 100 метров к зданиям, занимаемым органами государственной власти Камчатского края.
Согласно части 1 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (часть 4 ст. 34).
Как установлено в судебном заседании ФИО2 обратился к Администрации ПКГО с уведомлением о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 08 часов 45 минут до 18 часов 15 минут на площадке перед зданием администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, публичного мероприятия в форме митинга, целью которого указал чтение для чиновников администрации Петропавловск-Камчатского городского округа постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Лашманкин и другие против России» от ДД.ММ.ГГГГ, посвященного нарушениям свободы мирных собраний, которые аналогичны допускаемым администрацией нарушениям статьи 11 Европейской конвенции по правам человека.
Заявленное ФИО2 публичное мероприятие осуществлялось в отношении органа местного самоуправления, а не органа государственной власти Камчатского края, поскольку целью данного мероприятия являлось привлечение внимания сотрудников администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к нарушениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод, установленным Европейским судом по правам человека в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, а не сотрудников министерства экономического развития и торговли Камчатского края.
Из содержания письма Главы Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что основанием для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга на площадке перед зданием администрации Петропавловск-Камчатского городского округа послужило нахождение указанной площадки в непосредственной близости от здания Министерства экономического развития и торговли Камчатского края, которая является в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ, частью 2.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ местом в котором запрещено проведение публичных мероприятий. Указание на иные основания для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга, обжалуемое решение не содержит.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам следует учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
При рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели.
С учетом этого суду в каждом конкретном случае надлежит исследовать все выдвигаемые органом публичной власти доводы и представленные им доказательства, а также оценивать их на предмет наличия относимых и достаточных оснований для осуществленного вмешательства.
Анализируя перечисленные доказательства в совокупности с приведенными нормами права, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия представляет собой вмешательство публичных властей в свободы мирных собраний, не предусмотренное ни федеральным законом, ни законом Камчатского края.
Учитывая заявленную ФИО2 цель публичного мероприятия, заключающуюся исключительно в чтении текста судебного акта для сотрудников администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, направленного не в отношении органа государственной власти Камчатского края, администрация Петропавловск-Камчатского городского округа при принятии оспариваемого решения должна была разрешить вопрос о возможности проведения данного публичного мероприятия в непосредственной близости к зданию администрации, либо предложить иное место за пределами территории прилегающей к зданиям органов государственной власти Камчатского края, но находящейся в непосредственной близости от здания администрации, так как прямого запрета на проведение публичных мероприятий на площадке перед зданием администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ни федеральным законом, ни законом Камчатского края не предусмотрено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения настоящего административного иска в части признания незаконным решения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга 24 сентября 2018 года.
Рассматривая требования о возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга 31 января 2020 года, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения данного требования.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Пунктом 7 статьи 2 указанного Федерального закона установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка
Как следует из материалов дела, ФИО2 подано уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 08 часов 45 минут до 18 часов 15 минут на площадке перед зданием администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, публичного мероприятия в форме митинга.
В судебном заседании административным истцом заявлено требования о возложении на административного ответчика обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ, при этом ФИО2 указал, что данное требование заявлено им как порядок восстановления нарушенного права оспариваемым решением.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» вопрос о проведении мероприятия в иную дату решается организатором публичного мероприятия путем подачи нового уведомления о проведении публичного мероприятия.
При удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения органа публичной власти до даты проведения публичного мероприятия суд может обязать орган публичной власти не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленную дату и время. В случае, если в судебном заседании административный ответчик представит доказательства, что после вынесения оспариваемого решения органа публичной власти возникли иные обстоятельства, объективно препятствующие проведению публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время, суд может возложить на административного ответчика обязанность в установленный судом срок повторно рассмотреть вопрос о месте, времени и условиях проведения публичного мероприятия (пункт 20 Постановления Пленума).
Поскольку с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ административный истец к ответчику не обращался, оспариваемым решением отказано в согласовании в проведении публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ, решение об отказе в согласовании проведения митинга ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком не принималось, нарушений прав административного истца на проведение публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа не допущено, требование о возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 219 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 31 ░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 31 ░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 41RS0001-01-2018-008384-91