Дело № 2-47/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2019 года г. Десногорск
Десногорский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Касаткина А.В.,
при секретаре Манн Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селезневой ФИО8 к администрации Смоленской области, администрации муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству о проведении инженерной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Селезнева ФИО8 обратилась в суд с иском к администрации Смоленской области, администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> (далее – Администрация), Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству о проведении инженерной инфраструктуры, указав в обоснование требований, что постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № ей, как многодетной семье, предоставлен земельный участок площадью № кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Смоленская область, г. <адрес>, д. <адрес> №, для строительства и эксплуатации жилого дома №. ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано разрешение на строительство жилого дома сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время жилой дом фактически возведен и для введения его в эксплуатацию необходимо проведение инженерной инфраструктуры (канализация, водопровод, отопление). ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию с заявлением с просьбой проведения инженерных коммуникаций к жилому дому, однако ей было отказано ввиду отсутствия финансирования и утверждения различных программ. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к Президенту РФ с заявлением о бездействии Администрации по вопросу подключения жилого дома к инженерным сетям. Письмом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ ей было предложено ввести жилой дом в эксплуатацию, что невозможно без проведения инженерных коммуникаций. Просит обязать Администрацию провести к ее жилому дому инженерную инфраструктуру (водопровод, канализация, отопление) до ДД.ММ.ГГГГ.
Определениями Десногорского городского суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству соответственно.
Определениями Десногорского городского суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены МУП «Комбинат коммунальных предприятий» муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области (далее - МУП ККП МО «г. Десногорск»), Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу администрации муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области (далее – Комитет) соответственно.
В судебном заседании истица и ее представитель Пилипенко ФИО10 заявленные требования поддержали в полном объеме по вышеуказанным доводам.
Представитель Администрации – Заверич ФИО11 являющийся также представителем Комитета, исковые требования не признал, ссылаясь на то, что обязательства по проведению инженерной инфраструктуры возложены на администрацию Смоленской области.
МУП ККП МО «г. Десногорск», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, явку своего представителя не обеспечило, в адресованном суду заявлении просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в предыдущем судебном заседании возражало против удовлетворения иска.
Администрация Смоленской области, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте слушания дела, явку своих представителей не обеспечили, в адресованных суду заявлениях просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, в письменных отзывах против удовлетворения исковых требований возражали.
Выслушав объяснения истицы и ее представителя, представителя Администрации и Комитета, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу указанных конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи с ч. 2 ст. 9, ч. ч. 1, 2 ст. 36, ч. ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
Согласно ч. 5 ст. 2 Закона Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области» (далее – Закон) образование земельных участков в целях предоставления в соответствии с настоящим областным законом осуществляется в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки территории, за исключением случаев образования земельных участков в границах территории существующей жилой застройки, если иное не установлено федеральным законодательством.
В целях координации деятельности органов государственной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области по реализации настоящего областного закона при Администрации Смоленской области создается совещательный орган по вопросам, связанным с предоставлением земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, - Совет по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (далее - Совет) (ч. 1 ст. 4.1 Закона).
В соответствии с п. 2 Плана мероприятий («дорожная карта») по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области, утвержденного распоряжением администрации Смоленской области от 30.04.2013 № 643-р/адм (далее – План) целями «дорожной карты» являются: формирование необходимой нормативно-правовой базы и механизмов государственной поддержки органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области для решения вопросов обеспечения инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области; реализация мероприятий по формированию и обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области; решение вопросов строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых (предоставленных) гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области.
Срок реализации «дорожной карты» - 2013 - 2015 годы (п. 3 Плана).
В силу п. 4 Плана к мероприятиям «дорожной карты» относятся: подготовка и утверждение муниципальных программ «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования» со сроком исполнения – 3-й квартал 2013 года, ответственный исполнитель – органы местного самоуправления (по согласованию), источник финансирования – бюджеты муниципальных образований Смоленской области (пп. 4); организация подготовки проектно-сметной документации на строительство инженерной и транспортной инфраструктур земельных участков, со сроком исполнения – декабрь 2013 года, ответственный исполнитель – органы местного самоуправления (по согласованию), источник финансирования – не требует финансирования (пп. 7); организация проведения строительно-монтажных работ по обеспечению земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурами, со сроком исполнения – 2014 – 2015 годы, ответственный исполнитель – органы местного самоуправления (по согласованию), источник финансирования – не требует финансирования (пп. 13).
Пунктом 5 Плана, утвержденного распоряжением администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р/адм, определено, что срок исполнения обязательств по организации подготовки проектно-сметной документации на строительство инженерной и транспортной инфраструктур земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории Смоленской области – 2019 - 2020 годы, ответственный исполнитель – органы местного самоуправления (по согласованию), источник финансирования – бюджеты муниципальных образований Смоленской области.
Срок исполнения обязательство по организации проведения строительно-монтажных работ по обеспечению земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурами – 2019 – 2020 годы, ответственный исполнитель – органы местного самоуправления (по согласованию), источник финансирования – бюджеты муниципальных образований Смоленской области (п. 10 Плана).
Частью 5 ст. 26 ГрК РФ предусмотрено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Селезневой ФИО8 и ее несовершеннолетним детям ФИО4, ФИО5, ФИО5, как многодетной семье, в общую долевую собственность в равных долях, предоставлен земельный участок площадью № кв.м., с кадастровым номером №, находящийся по адресу: Смоленская область, <адрес>, д. <адрес>, № для строительства и эксплуатации жилого дома № по 1/4 доле каждому.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Селезневой ФИО8 ФИО4, ФИО5, ФИО5 на указанный земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ истице выдано разрешение на строительство № № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Администрацию с заявлением по вопросу проведения мероприятий по внедрению коммуникацию к ее дому.
Письмом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № истице сообщено, что постановлениями Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № разработаны и утверждены программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области до 2033 года», «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области до 2017 – 2018 годы» соответственно. Финансирование мероприятий по содержанию и развитию коммунальной и транспортной инфраструктур будет осуществляться за счет средств бюджета г. Десногорска, субсидий в форме межбюджетных трансферов, предоставляемых бюджету г. Десногорска из федерального и регионального бюджетов. При наличии финансирования в рамках реализации вышеуказанных мероприятий будет разработан проект на строительство коммунальной и транспортной инфраструктур к земельным участкам <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Селезнева ФИО8 обратилась с заявлением на имя Президента РФ по вопросу ввода в эксплуатацию жилого дома № находящегося по адресу: Смоленская область, г. <адрес>, д. <адрес> №, участок №.
Письмом Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № истице сообщено, что заявление о выдаче разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию в Администрацию не поступало. Для ввода указанного жилого дома необходимо направить заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в Администрацию непосредственно или через многофункциональный центр с приложением необходимых документов. В рамках реализации Соглашения о сотрудничестве между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией разработан план мероприятий с целью финансирования строительства автомобильных дорог общего пользования местного значения в д. <адрес> и №м микрорайоне <адрес>, обеспечивающих инженерно-транспортной инфраструктурой земельные участки. В случае наличия финансирования работы предполагается выполнить в 2018 – 2019 годах.
Согласно заключению органа опеки и попечительства Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Селезневой ФИО8 отказано в выдаче предварительного разрешения на продажу 3/7 долей квартиры, расположенной по адресу: Смоленская область, <адрес>, № микрорайон, д. №, кв. № поскольку истицей не представлены документы, подтверждающие введение жилого дома в эксплуатацию.
Из протокола заседания Совета по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Администрации рекомендовано совместно с Департаментом имущественных и земельных отношений <адрес> проработать вопрос о возможности обеспечения земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой с привлечением средств Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Селезневой ФИО8 поскольку Администраций как органом местного самоуправления не осуществлены в полном объеме действия по организации инженерной инфраструктуры в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов, осуществляющих производство и поставку потребителям энергетических, тепловых и водных ресурсов, с тем чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на предоставленных им земельных участках, обеспечивалась возможность беспрепятственного подключения принадлежащим им жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
В соответствии со ст. 1 ГрК РФ система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Таким образом, исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.
Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от своих обязательств.
Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что газоснабжение населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 40 Устава муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области, принятого решением Десногорского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Устав), к полномочиям Администрации относятся: организация в границах г. Десногорска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пп. 1.4); разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры г. Десногорска, а также разработка и утверждение программ комплексного развития транспортной инфраструктуры <адрес>, программ комплексного развития социальной инфраструктуры <адрес>, требования к которым устанавливаются Правительством РФ (п. 1.5); осуществление полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (пп. 1.6); утверждение схем водоснабжения и водоотведения (пп. 1.73); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (пп. 1.73); заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (пп. 1.77).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории муниципального образования вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей.
Между тем, в настоящее время Администрацией не предпринято достаточных мер по обеспечению возможности подключения выделенного истице земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения, по разработке и утверждению проекта об обеспечении инженерной инфраструктурой указанного земельного участка.
В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Ссылка представителя Администрации на отсутствие финансирования и значительность затрат основанием для отказа в удовлетворении иска Селезневой ФИО8 не является, поскольку отсутствие у органов местного самоуправления финансовой возможности на выполнение возложенных законом обязанностей не может являться основанием для освобождения от них.
Кроме того, ненадлежащее исполнение Администрацией установленной законом обязанности по организации обеспечения инженерной инфраструктурой привело к нарушению прав истицы на достойные условия проживания, учитывая, что земельный участок под строительство индивидуального жилого дома предоставлялся для улучшения жилищных условий.
При этом, предоставление земельного участка при отсутствии возможности подключения жилого дома к инженерным сетям не является улучшением жилищных условий.
Истица и ее несовершеннолетние дети, являясь многодетной семьей, с учетом действующего правового регулирования при предоставлении им земельного участка для индивидуального жилищного строительства вправе были рассчитывать на получение не только самого земельного участка, но и соответствующей инженерной инфраструктуры, обеспечивающей необходимый уровень жилищного благополучия.
Отсутствие результатов исполнения Администрацией взятых на себя обязательств, а также пролонгирование сроков действия программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области», свидетельствуют о бездействии Администрации по обеспечению земельного участка истицы соответствующей инфраструктурой.
Кроме того, не исключена возможность и дальнейшего продления сроков действия программы, что может повлечь неисполнение Администрацией взятых на себя обязательств в течение неопределенного срока, и, как следствие нарушение прав и законных интересов истицы.
При таких обстоятельствах исковые требования Селезневой ФИО8 суд находит обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Селезневой ФИО8 о проведении инженерной инфраструктуры удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Смоленской области обеспечить инфраструктурой (водопровод, канализация, отопление) земельный участок, с кадастровым номером №:66, расположенный по адресу: Смоленская область, г. <адрес>, д. <адрес> №, в течение 12-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований к администрации Смоленской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Десногорский городской суд Смоленской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья А.В. Касаткин
Решение изготовлено в окончательной форме 07.06.2019