дело № 2а-1384/2019
24RS0024-01-2019-000975-06
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2019 г. г. Канск.
Канский городской суд Красноярского края, в составе:
Председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,
при секретаре Иващенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» к Агентству записи актов Красноярского края – Канскому территориальному отделу о признании права, понуждении к предоставлению информации,
У С Т А Н О В И Л :
ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным бездействие Территориального отдела Агентства ЗАГС Красноярского края по г. Канску Красноярского края, выразившееся в непредоставлении сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния (сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете) в военный комиссариат г. Канска Красноярского края на бумажном носителе за период, начиная с 01.10.2018 по 01.02.2019 года.
Мотивирует требования тем, что в нарушение требований, предусмотренных ч.4 ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» органом записи актов гражданского состояния - Территориальным отделом Агентства ЗАГС г. Канска в военный комиссариат г. Канска не были представлены сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, проживающих на территории г. Канска и Канского района, изменивших фамилию, имя или отчество, а также умерших граждан, проживавших или на момент смерти зарегистрированных по месту проживания на территории города Канска и Канского района в период с 01.10.2018 по 31.03.2019 года на бумажном носителе. В связи с непоступлением указанных выше сведений, административный истец неоднократно обращался в адрес административного ответчика с запросом о предоставлении информации, предусмотренной вышеназванным Законом, в целях исполнения законодательства в области воинского учета. Канский территориальный отдел Агентства записи актов гражданского состояния ответил отказом, мотивируя ответ тем, что до утверждения Правительством Российской Федерации Порядка предоставления военным комиссариатам муниципальных образований сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС правовые основания предоставления указанных сведений, органами записи актов гражданского состояния на бумажном носителе, отсутствуют.
По мнению истца, бездействие административного ответчика, нарушают права административного истца, а именно право на надлежащее выполнение возложенных на военный комиссариат задач, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 г. № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах». Отсутствие актуальных сведений на граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять, приводит к снижению боевой готовности воинских частей и подразделений, создаются предпосылки для причинения ущерба Российской Федерации.
Судом осуществлен переход к рассмотрению дела в порядке гражданско-процессуального законодательства.
В дальнейшем истец уточнил требования, указав, что Постановлением правительства РФ от 23.05.2019 года №647 установлены правила предоставления сведений на бумажном носителе, однако данные правила вступают в законную силу с 01 сентября 2019 года, вместе с тем сведения, предоставление которых является предметом иска, не предоставляются истцу с 01.10.2018 года. Просит обязать ответчика предоставить необходимые сведения в период с 01.10.2018 по 01.09.2019 года на бумажном носителе, признав право военкомата на получение таких сведений.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», а также третьего лица Канского военного комиссариата Феллер Ю.Н. (на основании доверенности) требования поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что они неоднократно обращались в органы ЗАГСа за предоставлением сведений о военнообязанных лицах, которые сменили ФИО, либо умерли, однако после 01 октября 2018 года такую информацию им перестали предоставлять, мотивируя тем, что на бумажном носителе она не может выдаваться. Однако до обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к ЕГР ЗАГС предоставление им сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС, осуществляется органами записи актов гражданского состояния на бумажном носителе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пп. «б» п. 4 постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1030 «Об утверждении Правил передачи органами записи актов гражданского состояния сведений о государственной регистрации....» сведения о государственной регистрации смерти передаются органом записи актов гражданского состояния по месту своего нахождения в военные комиссариаты - в течение 14 дней после дня государственной регистрации смерти. Данное постановление на момент возникновения спора и подачи административного иска в суд являлось действующим. В настоящее время такой порядок установлен, однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ сведения будут предоставляться только с 01 сентября 2019 года. При этом сведения за весь период с 01 октября 2018 года по 01.09.2019 года военкомату не предоставлены, что не позволяет истцу в полной мере исполнять свои обязанности, в связи с отсутствием актуальной информации относительно лиц, подлежащих призыву.
Представитель ответчика - Агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края Канский территориальный отдел Качан Н.Н. (на основании доверенности) возражала против исковых требований, пояснив, что до 01.10.2018 года порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния был закреплен статьей 12 Федерального закона 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». В развитие положений статьи 12 Закона № 143-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1030 были утверждены Правила передачи органами ЗАГС сведений о государственной регистрации рождения и смерти, которыми было предусмотрено, что сведения о государственной регистрации смерти передаются органом ЗАГС по месту своего нахождения в военные комиссариаты в течение 14 дней после государственной регистрации смерти в порядке, определенном соглашением об информационном взаимодействии, заключенном между органом ЗАГС и получателем сведений. На основании вышеназванных положений нормативных правовых актов между агентством записи актов гражданского состояния Красноярского края, и Военным комиссариатом Красноярского края было заключено Соглашение от 27.01.2014 года о предоставлении сведений. В соответствии с положениями части 2 статьи 4, пункта 8 статьи 12 Федерального Закона от 23.06.2016 № 219-ФЗ, статья 12 Закона №143-ФЗ, на основании которой заключалось Соглашение признана утратившей силу с 01.10.2018 года, в связи с чем Агентство письмом №А/01-08-0743 от 23.10.2018 уведомило Военный комиссариат Красноярского края о прекращении действия Соглашения о предоставлении сведений. Согласно положениям подпункта «б» пункта 9 Закона № 219-ФЗ порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния после 01.10.2018 года регулируется статьей 13.2 Закона № 143-ФЗ. В силу положений пункта 13 статьи 3 Закона №219-ФЗ, установление Порядка предоставления военным комиссариатам муниципальных образований сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС, отнесено к исключительной компетенции Правительства Российской Федерации, вышеназванный новый порядок Правительством Российской Федерации не был утвержден до 23.05.2019 года. В адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации поступило письмо Министерства юстиции Российской Федерации, от 20.11.2018 года № 12/151469-ДН о том, что органы ЗАГС не имеют полномочий на передачу заинтересованным органам власти сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе на бумажных носителях, в связи с отсутствием соответствующих правовых оснований и технических возможностей. Органам, имеющим право на получение сведений из ЕГР ЗАГС рекомендовано обращаться в Минфин России за получением разъяснений о возможных действиях для получения сведений в сложившейся ситуации. В данное время Порядок разработан и с 01 сентября 2019 года все сведения в военкомат будут предоставлены. До это времени они технически не видят возможности в предоставлении информации, необходимой военкомату.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Агентство записи актов Красноярского края в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие, ранее в судебном заседании просили отказать в удовлетворении требований.
Представитель третьего лица МИФНС России №8 по Красноярскому краю Шевченко М.В. просила дело рассмотреть в их отсутствие, направила письменный отзыв, в котором указала, что предоставление сведений военкомату является обязанностью органов ЗАГСа.
Представитель третьего лица – Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, направил письменный отзыв, где указал, что в соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. В период с 01 октября 2018 года по 01 февраля 2019 года Канский территориальный отдел записи актов не сообщает в военный комиссариат г. Канск и Канского района данные сведения. На многократные запросы военного комиссара Канский территориальный отдел Агентства записи актов отвечает отказом, мотивируя это отсутствием юридических оснований. Данная позиция является деструктивной и саботирует выполнение Указа Президента РФ от 07 декабря 2012 года №1609 «Об утверждении положения о военных комиссариатах», создает предпосылки к дестабилизации и подрыву функционирования территориального представительного органа Министерства обороны РФ. Кроме того, доводы ответчика о том, что из-за отсутствия договора не урегулирована юридически форма сведений на бумажном носителе, представляются несостоятельными, так как юридически важным является не форма сведений на бумажном носителе, а информационное содержание сведений бумажного носителя.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Федеральным законом от 23 июня 2016г. № 219-ФЗ Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» с 1 октября 2018г. дополнен в частности статьей 13.2 регламентирующей предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей гражданского состояния (далее ЕГР ЗАГС).
В соответствии с пп. 2, 5 ст. 13.2 ФЗ «Об актах гражданского состояния», сведения о государственной регистрации смерти, о государственной регистрации перемены имени, и сведения о внесении исправлений или изменений в записи актов о перемене имени, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведения о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предоставляются … федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны (его территориальным органам)…
Предоставление указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется в электронной форме оператором федеральной информационной системы (п. 5 ст. 13.2 ФЗ «Об актах гражданского состояния»).
Порядок предоставления указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, включая перечень указанных сведений и сроки их предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 13.2 ФЗ «Об актах гражданского состояния»)
Подпунктом 1 пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 23 июня 2016 года №219-ФЗ установлено, что в отношении реализации положений ст. 13.2 Закона № 143-ФЗ, предусмотрено, что в отношении реализации положений подпункта "б" пункта 9 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия:
1) переход на предоставление военным комиссариатам муниципальных образований сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предусмотренных Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в редакции настоящего Федерального закона), в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия осуществляется поэтапно после обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к указанной системе. До обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к единой системе межведомственного электронного взаимодействия предоставление им сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, осуществляется органами записи актов гражданского состояния на бумажном носителе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, 27.01.2014 между Военным комиссариатом Красноярского края и агентством записи актов гражданского состояния Красноярского края было подписано соглашение о предоставлении органами ЗАГС в военный комиссариат Красноярского края сведений: о государственной регистрации смерти граждан, начиная с 17 лет, в том числе женского пола; о государственной регистрации перемены имени, включая в себя фамилию, имя отчество граждан, внесение изменений (касающихся фамилии, имени, отчества, даты и места рождения) в отношении граждан мужского пола в возрасте с 17 до 60 лет, состоящих на воинском учете или не состоявших, но обязанных состоять на воинском учете, лиц женского пола в возрасте от 20 до 50 лет, имеющих в паспорте отметку «военнообязанный».
Военный комиссариат г. Канска и Канского района неоднократно направлял в Канский территориальный отдел Агентства записи актов гражданского состояния запросы об исполнении в рамках соглашения предоставления информации за период с 01.10.2018 года.
В ответ на обращение, ответчиком, со ссылкой на Федеральный закон от 23 июня 2016г. № 219-ФЗ был дан ответ от 28.02.2019 о том, что до утверждения Правительством Российской Федерации Порядка предоставления военным комиссариатам муниципальных образований сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащимися в ЕРР ЗАГС, органами ЗАГС на бумажном носителе, правовые основания предоставления указанных сведений отсутствует.
20.11.2018 Министерством юстиции России в адрес высших должностных лиц субъектов РФ направлено письмо с разъяснением предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, установленных Федеральным законом от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в связи с введением ст. 13.2, в котором указано об отсутствии полномочий на передачу заинтересованным органам власти сведений, в том числе на бумажном носителе, из-за отсутствия соответствующих правовых оснований и технических возможностей.
Из протокола совещания у заместителя Министра юстиции России Д.В. Новака следует, что имеется необходимость разработки Минфином России проекта нормативного правового акта правительства РФ, утверждающего порядок предоставления органами ЗАГС сведений в военные комиссариаты муниципальных образований на бумажном носителе, предусмотренный пп.1 п. 13 ст. 3 ФЗ от 23.06.2016 №219-ФЗ. При этом как было отмечено не является нарушением действующего законодательства предоставление сведений органами ЗАГС военным комиссариатам муниципальных образований на бумажном носителе. Срок разработки проекта до 29.12.2018 (п.п. 2, 4 раздела II, п. раздела III протокола).
На момент рассмотрения дела Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2019 года №647 утверждены Правила предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, военным комиссариатам муниципальных образований до обеспечения их доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия, которые вступают в силу с 01 сентября 2019 года.
Таким образом, с 01 сентября 2019 года вопросы обеспечения военкоматов необходимой информацией становятся бесспорными, поскольку имеется действующий порядок предоставления такой информации. Вместе с тем, в период с 01 октября 2018 года по 31 августа 2019 года в предоставлении такой информации военкомату было отказано Канским отделом Агентства записи актов, восполнить информацию за этот период самостоятельно истцу невозможно, в связи с этим суд полагает необходимым удовлетворить требования в данной части и обязать ответчика предоставить такую информацию, уточнив сроки ее предоставления по 31 августа 2019 года, так как с 01 сентября сведения будут предоставляется уже в соответствии с Правилами №647, утвержденными правительством РФ.
Как следует из ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с последующими изменениями и дополнениями), военным комиссариатам в целях осуществления воинского учета и обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности предоставлены полномочия по направлению запросов о представлении сведений о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете для занесения в документы воинского учета. Этой же нормой на руководителей, других ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) организаций возложена обязанность по представлению в двухнедельный срок запрашиваемых военным комиссариатом сведений.
Кроме того, на органы записи актов гражданского состояния возложена обязанность в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (ч. 4 ст. 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Положения указанных выше норм федерального законодательства раскрываются, в частности, в пп. "г" п. 32 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (Приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663), согласно которому военный комиссариат до 15 марта (15 сентября) запрашивает на граждан, подлежащих очередному призыву на военную службу, от органов записи актов гражданского состояния сведения о перемене ими фамилии, имени, отчества, а также сведения об умерших в текущем году.
Федеральным законом от 23 июня 2016г. № 219-ФЗ Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» с 1 октября 2018г. дополнен в частности статьей 13.2 регламентирующей предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей гражданского состояния (далее ЕГР ЗАГС).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1746 "Об утверждении Правил предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", установлен порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния физическому лицу.
В п. 1 ч. 13 статьи 3 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 219-ФЗ установлено, что в отношении реализации положений ст. 13.2 Закона № 143-ФЗ, предусматривающих предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС, в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, до обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к единой системе межведомственного электронного взаимодействия предоставление им сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, осуществляется органами записи актов гражданского состояния на бумажном носителе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 219-ФЗ предусмотрены сроки вступления в силу положений данного закона, а именно отдельные пункты статей 1 и 2 с 1 октября 2018 года, с 1 января 2021г., с 1 января 2019 года, а сроки вступления в силу статьи 3 конкретной датой не определены.
Поскольку в данной статье в п. 1 ч. 13 ст. 3 законодателем определен поэтапный переход на предоставление военным комиссариатам муниципальных образований сведений содержащихся в ЕГР ЗАГС и до обеспечения указанного доступа военных комиссариатов муниципальных образований к единой системе межведомственного электронного взаимодействия предоставление сведений осуществляется органами ЗАГС на бумажном носителе.
В настоящий момент военные комиссариаты доступом в ЕГР ЗАГС не обеспечены, в связи с чем, иного способа получения сведений, чем на бумажном носителе за период с 01 октября 2018 года по 31 августа 2019 года, у военного комиссариата не существует.
Таким образом, анализ приведенных норм позволяет суду прийти к выводу о том, что военный комиссариат законодательно уполномочен запрашивать указанные сведения у органов записи актов гражданского состояния. До обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к единой системе межведомственного электронного взаимодействия предоставление им сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС, осуществляется органами записи актов гражданского состояния на бумажном носителе.
В окончательных требованиях истец не просит признать бездействие ответчика незаконным, однако просит признать право ФГКУ Военный комиссариат Красноярского края на получение информации – сведений о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, проживающих на территории г. Канска и Канского района, изменивших фамилию, имя или отчество, а также умерших граждан, проживавших или на момент смерти зарегистрированных по месту проживания на территории г. Канска и Канского района за период с 01 октября 2018 года по 01 сентября 2019 года на бумажном носителе, с чем суд соглашается, за исключением даты окончания периода.
В дальнейшем, по мере обеспечения Военным комиссариатом Советского и Центрального районов г. Красноярска технических возможностей для получения доступа и использования данных ЕГР ЗАГС, предоставления определенным работникам военных комиссариатов доступа к ведению ЕГР ЗАГС, прохождения процедуры регистрации военный комиссариат сможет реализовать право на доступ к системам межведомственного электронного взаимодействия и получать сведения в электронной форме по установленным заявлениям.
Помимо прочего обязанность органов записи актов гражданского состояния по предоставлению спорных сведений предусмотрена, действующими нормами ст. 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
При этом ответчик, руководствуясь письмами и указаниями Министерства юстиции России, Администрации Губернатора Красноярского края не учел, что данные указания противоречат как положениям Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", так и смыслу Федерального закона от 23.06.2016 N 219-ФЗ, имеющим большую юридическую силу.
Также суд принимает во внимание, что сведения, запрашиваемые в органах ЗАГС, являются необходимыми для истца при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу и направлением граждан для прохождения военной службы; при осуществлении приписки и предназначения мобилизационных ресурсов для доукомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации; при пенсионном обеспечении военнослужащих.
Таким образом, суд полагает, что за период отсутствия Порядка предоставления информации военкоматам до обеспечения их доступа к единой системе межведомственного электронного взаимодействия, у истца имеется право на получение запрашиваемой ими информации на бумажном носителе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» к Агентству записи актов Красноярского края – Канскому территориальному отделу о признании права, понуждении к предоставлению информации - удовлетворить.
Признать право ФКУ Военный комиссариат Красноярского края на получение информации - сведений о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, проживающих на территории г. Канска и Канского района, изменивших фамилию, имя или отчество, а также умерших граждан, проживавших или на момент смерти зарегистрированных по месту проживания на территории г. Канска и Канского района за период с 01 октября 2018 года по 31 августа 2019 года на бумажном носителе.
Обязать Канский территориальный отдел Агентства записи актов Красноярского края предоставить ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, проживающих на территории г. Канска и Канского района, изменивших фамилию, имя или отчество, а также умерших граждан, проживавших или на момент смерти зарегистрированных по месту проживания на территории г. Канска и Канского района за период с 01 октября 2018 года по 31 августа 2019 года на бумажном носителе.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в мотивированном виде.
Судья: Глущенко Ю.В.
Мотивированное решение вынесено 03 сентября 2019 года