Дело № 2-650/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковылкино 24 августа 2017 года
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи - О.А. Куманевой,
при секретаре судебного заседания - Ю.В. Спириной,
с участием в деле:
истца - Кузнецовой Е.В.,
ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия, его представителя Ануфриевой Н.В., представившей доверенность от 24 августа 2017 года,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, - открытого лечебно-оздоровительного Акционерного общества «Мокша»,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Ковылкинский детский санаторий «Сосновый бор»,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Е.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения от 28 июня 2017 года № 205 в части отказа в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости и отказа включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы, о понуждении ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды ее работы и назначить ей страховую пенсию по старости с 16 июня 2017 года,
установил:
Кузнецова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия, с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила суд признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия от 28 июня 2017 года № 205 в части отказа в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости и отказа включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы с 12 октября 2002 года по 02 февраля 2003 года, с 16 февраля 2003 года по 24 февраля 2003 года в должности палатной медицинской сестры в ОЛО АО «Мокша»; с 17 марта 2003 года по 31 марта 2004 года в должности медицинской сестры в ГБУЗ Республики Мордовия «Ковылкинский детский санаторий «Сосновый бор»; с 18 декабря 1993 года по 08 февраля 1995 года - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет; с 09 февраля 1995 года по 08 августа 1996 года - отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия, включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы с 12 октября 2002 года по 02 февраля 2003 года, с 16 февраля 2003 года по 24 февраля 2003 года в должности палатной медицинской сестры в ОЛО АО «Мокша»; с 17 марта 2003 года по 31 марта 2004 года в должности медицинской сестры в ГБУЗ Республики Мордовия «Ковылкинский детский санаторий «Сосновый бор», с 18 декабря 1993 года по 08 февраля 1995 года - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет; с 09 февраля 1995 года по 08 августа 1996 года - отпуск по уходу за ребенком до 3 лет и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части первой статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года с 16 июня 2007 года.
В обоснование своих требований истец указала, что 16 июня 2017 года она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии. Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия от 28 июня 2017 года № 205 ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ-400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях», ссылаясь на отсутствие требуемого специального стажа. Считает, что отказ является незаконным, поскольку ответчик незаконно исключил из требуемого стажа периоды ее работы с 12 октября 2002 года по 02 февраля 2003 года, с 16 февраля 2003 года по 24 февраля 2003 года в должности палатной медицинской сестры в ОЛО АО «Мокша»; с 17 марта 2003 года по 31 марта 2004 года в должности медицинской сестры в ГБУЗ Республики Мордовия «Ковылкинский детский санаторий «Сосновый бор»; с 18 декабря 1993 года по 08 февраля 1995 года - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет; с 09 февраля 1995 года по 08 августа 1996 года - отпуск по уходу за ребенком до 3 лет,
Истец указывает, что в указанных учреждениях она всегда работала медицинской сестрой и выполняла обязанности медицинской сестры. Главным видом ее трудовой деятельности была деятельность по охране здоровья людей и населения. У нее был свой рабочий кабинет, в котором имелось необходимое оборудование для осуществления лечебной деятельности, медикаменты для экстренного оказания медицинской помощи, медицинская документация, журнал учета расхода ваты, бинты и другие лекарства (л.д. 1-7).
В судебном заседании истец Кузнецова Е.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить иск в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия, его представителя Ануфриева Н.В. относительно исковых требований Кузнецовой Е.В. возразила, просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, указанным в отказном решении о назначении страховой пенсии.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, - открытого лечебно-оздоровительного Акционерного общества «Мокша», Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Ковылкинский детский санаторий «Сосновый бор» не явились, о времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены своевременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд находит исковые требования Кузнецовой Е.В. не подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.
Из материалов дела следует, что 16 июня 2017 года Кузнецова Е.В. обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о досрочном назначении страховой пенсии по старости по нормам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия от 28 июня 2017 года № 205 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по нормам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа, поскольку требуется 30 лет работы. Имеется 28 лет, 11 мес. 10 дней работы.
В специальный стаж истца Кузнецовой Е.В. кроме прочих периодов, которые она не оспаривает, не засчитаны периоды работы:
с 12 октября 2002 года по 02 февраля 2003 года, с 16 февраля 2003 года по 24 февраля 2003 года в должности палатной медицинской сестры в ОЛО АО «Мокша», так как Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 Открытое лечебно-оздоровительное акционерное общество не поименовано;
с 17 марта 2003 года по 31 марта 2004 года в должности медицинской сестры ГБУЗ Республики Мордовия «Ковылкинский детский санаторий «Сосновый бор», поскольку согласно пункту 21 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 предусмотрены учреждения здравоохранения «Детские санатории» всех типов определенного профиля, работа в которых в соответствующих должностях, засчитывается в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Данная норма не содержит указания на санатории смешанного типа, то есть для лечения нескольких заболеваний, которым является детский санаторий «Сосновый бор»;
с 18 декабря 1993 года по 08 февраля 1995 года - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет;
с 09 февраля 1995 года по 08 августа 1996 года - отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, поскольку в соответствии с пунктом 21 разъяснения Министерства труда Российской Федерации № 5 от 22 мая 1996 года (утв. постановлением Минтруда России от 22 мая 1996 года № 29) предусмотрено включение в специальный стаж периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет до 06 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».
Суд считает, что решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия об отказе Кузнецовой Е.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости по нормам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» является законным по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 4 и 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1.01.2015, закреплены условия сохранения приобретенного гражданами на основании законодательства, действовавшего до вступления этого федерального закона в силу, права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
В соответствии с пунктом 20 указанной статьи страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
При этом право утверждать списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии делегировано Правительству Российской Федерации (часть 2 названной статьи).
В соответствии с предоставленными полномочиями Правительство Российской Федерации постановлением от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, сохранило действие Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, а для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно- Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации и пункту 4 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденному постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата ВЦСПС от 12 сентября 1990 года №369/16-52, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки Кузнецовой Е.В. следует, что она на основании приказа № 92-к п.2 от 12 октября 2002 года она принята в Открытое лечебно-оздоровительное акционерное общество «Мокша» палатной медсестрой. Уволена с занимаемой должности по собственному желанию 10 марта 2003 года. Приказом № 27 от 17 марта 2003 года Кузнецова Е.В. принята на должность медицинской сестры в ГУЗ «Ковылкинский санаторий «Сосновый бор». Уволена с 01 апреля 2004 года.
Отказывая Кузнецовой Е.В.во включении в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья периодов ее работы с 12 октября 2002 года по 02 февраля 2003 года, с 16 февраля 2003 года по 24 февраля 2003 года в должности палатной медицинской сестры в ОЛО АО «Мокша», ответчик исходил из того, что Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 открытое лечебно-оздоровительное акционерное общество не поименовано.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 право досрочного назначения медицинским работникам трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется только работникам учреждений здравоохранения. Из Списка, утвержденного указанным постановлением усматривается, что в разделе «Наименование учреждений» такое наименование учреждения, как открытое акционерное общество, осуществляющее медицинскую деятельность, не предусмотрено.
Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (действовавшей в период спорных отношений и до 1 сентября 2014 года) установлено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение) (пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовавшей в период спорных отношений и до 1 сентября 2014 года).
В пункте 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Из статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что хозяйственные общества, в том числе в форме акционерного общества, отнесены к коммерческим корпоративным организациям.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30).
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, акционерное общество не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе «Наименование учреждений» Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для включения в специальный стаж периодов работы Кузнецовой Е.В. в должности палатной медицинской сестры в ОЛО АО «Мокша».
Кроме того, суд соглашается с решением ответчика об отказе включения в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения Кузнецовой Е.В. периода ее работы с 17 марта 2003 года по 31 марта 2004 года в должности медицинской сестры ГБУЗ Республики Мордовия «Ковылкинский детский санаторий Сосновый бор», исходя из следующего.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №).
В указанном Списке были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 1 ноября 1999 года был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел «Наименование учреждений»), к должностям - должности медицинской сестры и медицинской сестры процедурной.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела «Наименования учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 года только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 1 ноября 1999 года изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу, в том числе медицинских сестер, в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных.
Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066, а именно после 1 ноября 1999 года, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 года № 522 «О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации» медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Между тем из представленных в материалы дела учредительных документов ГБУЗ Республики Мордовия «Ковылкинский детский санаторий «Сосновый бор», а также выданных данному учреждению лицензий и приложений к ним следует, что данный санаторий не имеет таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пункте 21 списков, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 и от 29 октября 2002 года №781 соответственно.
Ни один из видов деятельности, указанных в учредительных документах, а также в выданных данному учреждению лицензиях и приложениях к ним, не поименован в списках, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 и от 29 октября 2002 года № 781 и следовательно, не подлежат отождествлению с указанными в данных списках профилями медицинской деятельности санаториев, а именно лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, лечение гематологических больных, лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом, психоневрологических больных.
Требование истца о включении в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет и свыше: с 18 декабря 1993 года по 08 февраля 1995 года (отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет) и с 09 февраля 1995 года по 08 августа 1996 года (отпуск по уходу за ребенком до 3 лет) также не подлежит удовлетворению, поскольку отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и отпуск по уходу за ребенком до достижения им трех лет были предоставлены Кузнецовой Е.В. с 18 декабря 1993 года.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Из пенсионного дела истца Кузнецовой Е.В., а именно согласно данным о стаже истца, следует, что стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения Кузнецовой Е.В. с учетом отработанного истцом времени после обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии (после 16 июня 2017 года), составляет менее 30 лет, следовательно, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по нормам пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» у истца не возникло.
При таких обстоятельствах, исковые требования Кузнецовой Е.В. являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска Кузнецовой Е.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения от 28 июня 2017 года № 205 в части отказа в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости и отказа включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы, о понуждении ответчика включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды ее работы и назначить ей страховую пенсию по старости с 16 июня 2017 года, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия О.А. Куманева
Мотивированное решение суда составлено 29 августа 2017 года.
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия О.А. Куманева