Дело№2- 12456/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд города Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Байковой О.В., при секретаре Быковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королева В. Г., Соловьева М. В., Дудырева А. Е., Прончатова Н. М., Куркина А. А., Николаева Г. В., Николаева В. В., Шапкина Н. П., Ткач Е. И., Жилковой Е. К., Цаплиной А. Ю., Дербеневой Н. И., Синевой О. Н., Кельдиной М. М. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер» о признании действий незаконными, о признании права на получение выплат компенсационного характера,
установил:
Истцы Королев В.Г., Соловьев М.В., Дудырев А.Е., Прончатов Н.М., Куркин А.А., Николаев Г.В., Николаев В.В., Шапкин Н.П., Ткач Е.И., Жилкова Е.К., Цаплина А.Ю., Дербенева Н.И., Синева О.Н., Кельдина М.М. обратились в суд с иском к ответчику Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер» о признании действий незаконными, о признании права на получение выплат компенсационного характера, в обосновании своих требований указали следующее.
Истец Королев В.Г. состоит в трудовых отношениях с ответчиком государственным бюджетным учреждением здравоохранения Нижегородской области «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности водителя автомобиля, закреплен в административно-хозяйственном отделе (гараже). При этом фактически истец Королев В.Г. был трудоустроен у ответчика еще с [ 00.00.0000 ] .
Истец Соловьев М.В. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности слесаря-сантехника, закреплен в административно-хозяйственном отделе.
Истец Дудырев Л.Н. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию оборудования, закреплен в административно-хозяйственном отделе.
Истец Прончатов Н.М. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] в должности водителя автомобиля, закреплен в административно-хозяйственном отделе (гараже). При этом фактически истец Королев В.Г. был трудоустроен у ответчика еще с [ 00.00.0000 ] .
Истец Куркин А.А. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию оборудования, закреплен в административно-хозяйственном отделе.
Истец Николаев Г.В. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию оборудования, закреплен в административно-хозяйственном отделе.
Истец Николаев В.В. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию оборудования, закреплен в административно-хозяйственном отделе.
Истец Шапкин Н.П. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию оборудования, закреплен в административно-хозяйственном отделе.
Истец Ткач Е.А. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности заведующей пищевым складом пищеблока, закреплена в пищеблоке.
Истец Жилкова Е.К. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности повара, закреплена в пищеблоке.
Истец Цаплина А.Ю. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности заведующей прачечной, закреплена в административно-хозяйственном отделе. При этом фактически истец Цаплина А.Ю. была трудоустроен у ответчика еще с [ 00.00.0000 ] .
Истец Дербенева Н.И. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности фармацевта, закреплена в аптеке.
Истец Синева О.Н. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности фармацевта, закреплена в аптеке.
Истец Кельдина М.М. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности провизора-аналитика, закреплена в аптеке.
В адрес каждого из истцов от ГБУЗ НО «НОКОПД» поступило уведомление «Об изменении существенных условий трудового договора» на основании ст. 74 ТК РФ. В соответствии с Уведомлением выплаты компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а именно коэффициент - за опасность инфицирования микробактериями туберкулеза К-0,6 с [ 00.00.0000 ] отменяются, с этой же даты устанавливается 36-часовая рабочая неделя, дополнительный отпуск (за вредные условия труда) составляет 7 календарных дней.
Преследуя цель сохранить рабочее место в непростой экономической ситуации, истцы продолжили работу на новых условиях. Вместе с тем, Истцы считают, что действия ГБУЗ НО «НОКПД» по отмене льгот за риск заболевания туберкулезом являются незаконными и противоречат действующему в Российской Федерации законодательству на основании следующего.
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 56 ТК РФ трудовым договором является соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) признаются законом существенными условиями трудового договора.
В соответствии со ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.
В соответствии со ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.
Указанные льготы (продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, дополни тельный отпуск 7 календарных дней) с [ 00.00.0000 ] работодателем сохраняются, что подтверждается уведомлением «Об изменении существенных условий трудового договора», а выплаты компенсационного характера за работу по вредных и (или) опасных условиях труда, а именно коэффициент - за опасность инфицирования микробактериями туберкулеза К-06, с [ 00.00.0000 ] отменяется.
На федеральном уровне вопрос назначения и выплаты компенсации за работу во вредных (и/или) опасных условиях труда в указанной сфере регулируется Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О туберкулезе» туберкулез - инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза, а противотуберкулезная помощь - совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больных туберкулезом и проводимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О туберкулезе» медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, а также работники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О туберкулезе» размеры повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи медицинским работникам федеральных бюджетных учреждений, медицинским работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а медицинским работникам бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации - в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда непосредственно участвующим в оказании больным туберкулезом противотуберкулезной помощи иным работникам федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда осуществляется в Российской Федерации на основании Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 28.12.2013 « 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О специальной оценке условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях, а так же для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «О специальной оценке условий труда» вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:..3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.
По результатам проведения специальной оценки труда, в соответствии со ст. 15 ФЗ «О специальной оценке условий труда» составляются карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах.
Специальная оценка условий труда в организации ответчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер», проведена [ 00.00.0000 ] . на основании Контракта, заключенного по результатам электронного аукциона, проведенного в соответствии с 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Победителем аукциона был признан участник аукциона ООО «Служба аттестации рабочих мест». По результатам проведенной специальной оценки условий труда всем работникам (262 рабочих места) был установлен вредный биологический класс условий труда с подклассом 3.3.
Таким образом, основным и единственным критерием для назначения выплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях труда для иных работников медицинских организаций противотуберкулезной помощи является результат специальной оценки труда, согласно которому рабочее место работника признается либо безопасным для работы, либо не безопасным для работы. К такой категории иных работников относятся все работники Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер», включая подразделения: аптека; общебольничный немедицинский персонал; бухгалтерия; планово-экономический отдел; юридический отдел; отдел информационных технологий; отдел материально-технического снабжения; технический отдел; административно-хозяйственный отдел; гараж; пищеблок и т.д.
Указанные нормы права соответствуют Приказу Министерства здравоохранения РФ № 225 от 30.05.2003 г. «Об утверждении Перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда».
В соответствии с п. 1 указанного Приказа в Туберкулезных (противотуберкулезные учреждения здравоохранениях (диспансеры, больницы, санатории) установлены следующие должности медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза в учреждениях (организациях) здравоохранения: руководители учреждений (организаций) и структурных подразделений, врачи-специалисты и провизоры всех наименований, научные работники, профессорско-преподавательский состав, средний медицинский и фармацевтический персонал, младший медицинский и фармацевтический персонал, специалисты с высшим профессиональным образованием, специалисты со средним профессиональным (немедицинским) образованием, служащие и профессии рабочих.
Размер коэффициента надбавок за работу во вредных и (или) опасных условиях труда на территории Нижегородской области установлен Постановлением Правительства Нижегородской области от 8 сентября 2015 года № 571 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области».
В соответствии с п. 4.3 выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам Учреждений, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производятся по результатам специальной оценки условий труда или действующих результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда для медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, устанавливается на основании статьи 22 Федерального закона от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», статьи 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" в размерах, определенных приложением 1 к настоящему Положению и настоящим разделом.
Дополнительно к указанным в Перечне (если иное не определено Перечнем) размеры выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда составляют:… 4.3.6. Для медицинских и других работников больничных Учреждений, диспансеров (подразделений), непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза - не менее 0,17 и не более 0,6; для медицинских и других работников санаторно-профилактических Учреждений (подразделений), непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза - не менее 0,17 и не более 0,35.
Таким образом, установление всем работникам Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер» выплаты компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а именно коэффициент - за опасность инфицирования микробактериями туберкулеза К-0,6, по мнению истцов, строго соответствует как федеральному законодательству, так и законодательству субъекта Российской Федерации.
Более того, установление всем работникам Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер» выплаты компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а именно коэффициент - за опасность инфицирования микробактериями туберкулеза К-0,6, соответствует основополагающим идеям и принципам ФЗ №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», логике и здравому смыслу, поскольку, указанная надбавка является денежной компенсацией за систематическое нахождение в очаге туберкулезной инфекции, за наличие каждодневного риска
получения одного из тяжелейших заболевания современного общества – инфицирование (заражение) микробактериями туберкулеза.
Наличие реального риска заражения туберкулезом неоднократно подчеркивалось и на федеральном и на региональном уровне. Так согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2003 г. № 109 «О совершенствовании противоэпидемических мероприятий в РФ» весь персонал Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер» относится к ГУБ группе диспансерного наблюдения и учета взрослых контингентов противотуберкулезных учреждений (с наибольшим риском заражения туберкулезом), как имеющие постоянный профессиональный контакт с источником инфекции, поскольку при выполнении ими своих трудовых функций передвигаются по одной и той же территории с пациентами, выделяющими микробактерии туберкулеза (лестничные марши, коридоры, помещения администрации, холлы, переходы между поликлиникой и стационаром), а так же фактически присутствуют в очаге инфекции при проведении инвентаризации, согласовании документов, определение объемов работ, при ведении претензионно-исковой работы, ремонте оргтехники, в процессе осуществления содержания и ремонта инженерных систем зданий, при приготовлении пищи, выдаче лекарств, обслуживании и эксплуатации транспортных средств, в том числе на территории ответчика и так далее.
Туберкулез является инфекционным заболеванием, передающимся аэрогенным (воздушно-капельным) путем. Передача инфекционного агента (медицинское определение контакта) происходит при косвенном контакте через зараженный микробактериями туберкулеза фактор передачи - воздух. Данная позиция разделяется управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области, выраженной в письме от 18.03.2016 № 05-4558. В этом письме отмечается, что все сотрудники находятся в очаге заражения туберкулезом.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда России от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разрешая дела о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми был прекращен по пункту 7 части первой статьи 77 Кодекса (отказ от продолжения работы в связи с изменением
определенных сторонами условий трудового договора), либо о признании незаконным изменения определенных сторонами условий трудового договора при продолжении работником работы без изменения трудовой функции (статья 74 ТКРФ), необходимо учитывать, что исходя из статьи 56 ГПК РФ работодатель обязан, в частности, представить доказательства, подтверждающие, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных или технологических условий труда, например изменений в технике и технологии производства, совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, структурной реорганизации производства, и не ухудшало положения работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения. При отсутствии таких доказательств прекращение трудового договора по пункту 7 части первой статьи 77 Кодекса или изменение определенных сторонами условий трудового договора не может быть признано законным. В этом контексте, по мнению истцов, необходимо отметить, что фактически никаких изменений организационных или технологических условий труда не произошло, структурная реорганизация деятельности ответчика не производилась, новой аттестации рабочих мест не было. Следовательно, действия работодателя по одностороннему изменению условий труда истцов являются незаконными.
Истцы считают, что действия ответчика по снятию коэффициента К-0,6 который выплачивался сотрудникам на протяжении многих лет и до сих пор выплачивается в остальных противотуберкулезных диспансерах области, приведут к значительном снижению уровня оплаты всего персонала Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер», что в свою очередь неизбежно вызовет дефицит медицинского и технического персонала учреждения. Такие действия поставят под угрозу достижение целей всего комплекса мероприятий по профилактике и лечению туберкулеза в Российской Федерации, таких как охрана здоровья граждани обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение распространения туберкулеза в Российской Федерации и излечение пациентов, уже зараженных туберкулезом.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 15, 56, 57, 92, 147, 216.1, 352 ТК РФ, ФЗ №77-ФЗ « О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», ФЗ «О специальной оценке условий труда», Приказом Министерства здравоохранения РФ № 225 от 30.05.2003года, Постановлением Правительства Нижегородской области от 08 сентября 2015года № 571, истцы просят признать действия ГБУЗ НО «НОКПД» в отношении каждого истца по отмене с [ 00.00.0000 ] выплаты компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а именно коэффициент - за опасность инфицирования микробактериями туберкулеза К-0,6, а также установлению продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю и дополнительного отпуска (за вредные условия труда) продолжительностью 7 календарный дней незаконными; признать за каждым истцом право на получение в рамках трудовых отношений от ГБУЗ НО «НОКПД» выплат компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а именно коэффициент - за опасность инфицирования микробактериями туберкулеза, установленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также установить продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю и дополнительный отпуск (за вредные условия труда) продолжительностью 14 календарных дней.
В порядке ст. 39 ГПК РФ истцы изменили исковые требования, просят признать действия ГБУЗ НО «НОКПД» в отношении каждого истца по отмене с [ 00.00.0000 ] выплаты компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а именно коэффициент - за опасность инфицирования микобактериями туберкулеза К-0,6, а также установлению продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю и дополнительного отпуска (за вредные условия труда) продолжительностью 7 календарный дней незаконными; признать за каждым истцом право на получение в рамках трудовых отношений от ГБУЗ НО «НОКПД» выплат компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а именно коэффициент - за опасность инфицирования микобактериями туберкулеза, установленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также установить продолжительность рабочего времени 30 часов в неделю и дополнительный отпуск (за вредные условия труда) продолжительностью 14 календарных дней.
В судебном заседании истцы Королев В.Г., Соловьев М.В., Прончатов Н.М., Куркин А.А., Николаев В.В., Шапкин Н.П., Дербенева Н.И., Синева О.Н., Кельдина М..М. в судебном заседании исковые требования поддержали, дали пояснения по существу иска.
Истцы Дудырев А.Е., Николаев Г.В., Ткач Е.И., Жилкова Е.К., Цаплина А.Ю., в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст.167ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истцов.
Представитель истцов по доверенностям и ордерам адвокат Арутюнян К.В. исковые требования поддержал, дал пояснения по существу иска.
Представитель ответчика на основании доверенности Коннова И.С., главный врач ГБУЗ НО «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер» Шерстнев И.Г. исковые требования истцов не признали в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просили в удовлетворении исковых требований отказать
Представители третьего лица контрольно-счетной палаты Нижегородской области на основании доверенностей Пайкова Н.В., Молчанова Н.В. в судебном заседании возражали против заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
Выслушав стороны, представителей третьего лица, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
Предусмотренное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту предоставляет заинтересованному лицу возможность выбора по своему усмотрению конкретных форм и способов реализации такого права, которые с соблюдением требований Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Применительно к настоящему спору таким законом является Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Согласно ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что Истец Королев В.Г. состоит в трудовых отношениях с ответчиком государственным бюджетным учреждением здравоохранения Нижегородской области «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности водителя автомобиля, закреплен в административно-хозяйственном отделе (гараже). При этом фактически истец Королев В.Г. был трудоустроен у ответчика еще с [ 00.00.0000 ]
Истец Соловьев М.В. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности слесаря-сантехника, закреплен в административно-хозяйственном отделе.
Истец Дудырев Л.Н. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию оборудования, закреплен в административно-хозяйственном отделе.
Истец Прончатов Н.М. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] в должности водителя автомобиля, закреплен в административно-хозяйственном отделе (гараже). При этом фактически истец Королев В.Г. был трудоустроен у ответчика еще с [ 00.00.0000 ] .
Истец Куркин А.А. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию оборудования, закреплен в административно-хозяйственном отделе.
Истец Николаев Г.В. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию оборудования, закреплен в административно-хозяйственном отделе.
Истец Николаев В.В. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию оборудования, закреплен в административно-хозяйственном отделе.
Истец Шапкин Н.П. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию оборудования, закреплен в административно-хозяйственном отделе. Истец Ткач Е.А. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности заведующей пищевым складом пищеблока, закреплена в пищеблоке.
Истец Жилкова Е.К. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности повара, закреплена в пищеблоке.
Истец Цаплина А.Ю. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности заведующей прачечной, закреплена в административно-хозяйственном отделе. При этом фактически истец Цаплина А.Ю. была трудоустроен у ответчика еще с [ 00.00.0000 ] .
Истец Дербенева Н.И. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности фармацевта, закреплена в аптеке.
Истец Синева О.Н. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности фармацевта, закреплена в аптеке.
Истец Кельдина М.М. состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ НО «НОКПД» на основании трудового договора от [ 00.00.0000 ] . в должности провизора-аналитика, закреплена в аптеке.
В адрес каждого из истцов от ГБУЗ НО «НОКОПД» поступило уведомление «Об изменении существенных условий трудового договора» на основании ст. 74 ТК РФ. В соответствии с Уведомлением выплаты компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а именно коэффициент - за опасность инфицирования микробактериями туберкулеза К-0,6 с [ 00.00.0000 ] отменяются, с этой же даты устанавливается 36-часовая рабочая неделя, дополнительный отпуск (за вредные условия труда) составляет 7 календарных дней.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" устанавливаются выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда для медицинских работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, в размерах, определенных приложением 1 к настоящему Положению и настоящим разделом. Если по итогам специальной оценки условий труда рабочее место признается безопасным, то повышение оплаты труда не производится. Перечень Учреждений, подразделений, должностей и профессий, работа в которых (занятие которых) дает право работникам на выплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, указан в приложении 1 к настоящему Положению. Дополнительно к указанным в Перечне (если иное не определено Перечнем) размеры выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда составляют: Для медицинских и других работников больничных Учреждений, диспансеров (подразделений), непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, - не менее 0,17 и не более 0,6.
Судом установлено, что [ 00.00.0000 ] в ГБУЗ НО «НОКПД» была проведена специальная оценка условий труда рабочих мест ООО «Служба аттестации рабочих мест», которое в период проведения специальной оценки условий труда в Учреждении было переименовано в ООО «Альфа-Аттестация». ООО «Служба аттестации рабочих мест» имеет аттестат аккредитации, подтверждающий право на проведение специальной оценки условий труда. По результатам специальной оценки условия труда каждого из работников признаны вредными с итоговым подклассом 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности. Результаты специальной оценки условий труда сторонами в установленном законом порядке оспорены не были.
До [ 00.00.0000 ] истцы имели следующие льготы: 1) 30-часовую рабочую неделю, 2) дополнительный отпуск 14 дней, 3) выплаты компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а именно коэффициент за опасность инфицирования микобактериями туберкулеза К-0,6. Данное обстоятельство также не оспаривается сторонами.
Приказом Минздрава России от 30.05.2003 № 225 утвержден Перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, а также работников организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающих больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда. На основании Перечня руководителем учреждения утверждается перечень сотрудников и работников Учреждения, которым с учетом конкретных условий труда (лечение, проведение диагностических мероприятий, экспертизы, непосредственное обслуживание больных туберкулезом, контакт с больными туберкулезом и инфицированным микобактериями туберкулеза материалом, другие мероприятия) производится дополнительная оплата, в том числе за каждый час работы в условиях, предусмотренных Перечнем. Основные виды деятельности, которые осуществляет Учреждение, указаны в пункте 2.3 Устава (в т.ч. медицинская деятельность, фармацевтическая деятельность, хозяйственная деятельность, направленная на обеспечение деятельности Учреждения и достижения целей его создания).
Статьей 2 ФЗ РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены понятия «медицинская деятельность», «медицинская помощь», «медицинская услуга», «лечащий врач», «фармацевтический работник».
Основываясь на Федеральном Законе РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Положениях Устава Учреждения, должностных инструкций истцов, исследованных в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу, что не весь персонал Учреждения постоянно непосредственно участвует в оказании противотуберкулезной помощи, а именно, персонал, осуществляющий фармацевтическую и хозяйственную деятельность, непосредственного участвует в оказании противотуберкулезной помощи не принимает.
Следовательно, в Учреждении ответчика были установлены выплаты компенсационного характера работникам, непосредственно не участвующим в оказании противотуберкулезной помощи следующих структурных подразделений: аптека; общебольничный немедицинский персонал; бухгалтерия; планово-экономический отдел; юридический отдел; отдел информационных технологий; отдел материально-технического снабжения; технический отдел; административно-хозяйственный отдел; гараж; пищеблок. Должностные инструкции работников вышеуказанных структурных подразделений не содержат полномочия по оказанию такой помощи.
Контрольно-счетной палатой Нижегородской области в соответствии с планом работы, утверждённым решением Коллегии контрольно-счетной палаты Нижегородской области от 29.12.2015 № 17, проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер» за 2015 год в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] .
В проверяемом периоде в Учреждении действовало два положения об оплате труда: разработанное с учетом мнения профсоюзного комитета и утвержденное в 2014 году в соответствии с Положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 15.02.2008 № 462; с 01.10.2015 года, разработанное в соответствии с Положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области, участвующих в экспериментальном проекте по совершенствованию системы оплаты труда, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 08.09.2015 № 5712.
Пунктом 4.2.2. Типового положения об оплате труда от 15.02.2008 № 462 предусмотрено, что размер выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда составляет от 0,1 до 1,05. Перечень учреждений, подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на данную выплату, указан в приложении 2 к настоящему Положению. Размер выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за исключением указанных в Перечне, составляет: для медицинских и других работников больничных учреждений, диспансеров (подразделений), непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, - не менее 0,25 и не более 0,75.
Пунктом 4.3. Типового положения об оплате труда от 08.09.2015 № 571 установлено, что выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам Учреждений производятся по результатам специальной оценки условий труда или действующих результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, кроме медицинских работников, участвующих в оказании противотуберкулезной помощи.
[ 00.00.0000 ] по результатам проведенной проверки Контрольно-счетной палатой Нижегородской области вынесено представление [ № ], из которого следует, что в Учреждении в нарушение ст. 15 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» установлены выплаты работникам, непосредственно не участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, в котором так же предложено «…привести в соответствие с действующим законодательством локальные акты учреждения в части оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи…».
Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 года N 6-ФЗ (ред. от 04.03.2014) "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральным законом N 6-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона N 6-ФЗ правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица (пункт 8 статьи 3 Федерального закона N 6-ФЗ).
Для реализации предоставленных законом полномочий контрольно-счетный орган муниципального района субъекта Российской Федерации самостоятельно осуществляет планирование своей деятельности посредством разработки и утверждения планов работы (статья 12 Федерального закона N 6-ФЗ).
Частью 1 статьи 16 Федерального закона N 6-ФЗ предусмотрено, что контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
В силу прямого указания закона при проведении контрольных мероприятий контрольно-счетными органами составляются акты, которые доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций (часть 1 статьи 17 Федерального закона N 6-ФЗ).
Согласно ст. 26 Федерального закона РФ № 41-ФЗ от 05 апреля 2013 года «О счетной палате Российской Федерации», при выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности объектов аудита (контроля), наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, при создании препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также по результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата вправе направить руководителям объектов аудита (контроля) представления для принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации. Часть 4 указанной статьи гласит, что Представление Счетной палаты должно быть выполнено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его внесения в объект аудита (контроля). Срок рассмотрения представления может быть продлен по решению Коллегии Счетной палаты, но не более одного раза.
Из анализа приведенных положений закона следует, что Представление Счетной палаты является обязательным для исполнения.
Во исполнение представления Контрольно-счетной палаты и на его основании главным врачом ГБУЗ НО «НОКПД» были изданы: 24 мая 2016 года Приказ ГБУЗ НО «НОКПД» № 171 о/д «Об утверждении Перечня структурных подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на компенсационные выплаты за работу в опасных для здоровья и вредных условиях труда», которым с [ 00.00.0000 ] работникам, относящимся к прочему персоналу, непосредственно не участвующим в оказании помощи больным туберкулезом, установлены выплаты компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в размере К-0,17. [ 00.00.0000 ] Приказ ГБУЗ НО «НОКПД» [ № ] «Об утверждении Перечня должностей медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда» согласно которому должности, занимаемые истцами, исключены из вышеуказанного Перечня. [ 00.00.0000 ] Приказ ГБУЗ НО «НОКПД» [ № ] «Об утверждении перечня должностей с вредными условиями труда, работа которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», в соответствии с которым с [ 00.00.0000 ] прочему персоналу установлена рабочая неделя продолжительностью 36 часов (7,2 часа ежедневно) и дополнительный отпуск - 7 календарных дней. Таким образом, нарушения, выявленные Контрольно-счетной палатой, были устранены.
Согласно ст. 92 Трудового Кодекса РФ, продолжительность рабочего времени для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.
В соответствии со ст. 117 Трудового Кодекса РФ, Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.
Согласно ст. 147 Трудового Кодекса РФ, Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Согласно п. 4.3.6. Постановления Правительства Нижегородской области от 08 сентября 2015 года № 571 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области», для медицинских и других работников больничных Учреждений, диспансеров (подразделений), непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, устанавливается надбавка не менее 0,17 и не более 0,6%.
Таким образом, учитывая результаты специальной оценки условий труда (класс вредности 3.3) имеет право на сокращенную рабочую неделю; дополнительный отпуск и выплаты компенсационного характера.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что в [ 00.00.0000 ] истцы были уведомлены об изменении существенных условий труда. [ 00.00.0000 ] между Учреждением и работниками были заключены дополнительные соглашения, в соответствии с которыми работникам, не участвующим в непосредственном оказании медицинской помощи больным туберкулезом, установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, дополнительный отпуск (за вредные условия труда) 7 календарных дней, выплаты за работу в опасных для здоровья и вредных условиях труда коэффициент – 0,17.
Таким образом, установленная истцам надбавка за вредные условия труда, продолжительность их отпуска и рабочего времени полностью соответствуют вышеуказанным нормам трудового законодательства, порядок изменения условий трудового договора работодателем нарушен не был.
Согласно части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу части 1 статьи 56 Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Обязанность сторон доказать основания своих требований или возражений основывается на принципе состязательности сторон, закрепленным в ст. 123 Конституции РФ.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 Постановления от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия", при рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств. Вместе с тем суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства. В случае необходимости, с учетом состояния здоровья, возраста и иных обстоятельств, затрудняющих сторонам возможность представления доказательств, без которых нельзя правильно рассмотреть дело, суд по ходатайству сторон принимает меры к истребованию таких доказательств.
Принцип состязательности - один из основополагающих принципов процессуального права - создает благоприятные условия для выяснения всех имеющих существенное значение для дела обстоятельств и вынесения судом обоснованного решения.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
В соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд РФ в своих судебных постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно Приказу Минздрава РФ от 21.03.2003 N 109 (ред. от 29.10.2009) "О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации" место пребывания источника микобактерий туберкулеза вместе с окружающими его людьми и обстановкой в тех пределах пространства и времени, в которых возможно возникновение новых заражений и заболеваний, именуется эпидемическим очагом туберкулеза.
Учитывая требования ст.67 ГПК РФ суд считает, что Истцами не доказан факт оказания ими непосредственной помощи больным туберкулезом, напротив, данное утверждение истцов опровергается исследованными в ходе судебного заседания должностными инструкциями. Сам факт нахождения рабочих мест истцов в очаге заражения туберкулезом не является основанием для признания истцов лицами, непосредственно оказывающими помощь больным туберкулезом. Исследования в ходе судебного заседание видеозапись камеры видеонаблюдения, расположенной в здании диспансера, фотографии передвижения сотрудников аптеки, также не подтверждает факт оказания истцами непосредственной помощи больным туберкулезом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" поручено Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти утвердить перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда.
Такой Перечень утвержден 30.05.2003 приказами Минздрава России N 225, Министра обороны России N 194, МВД России N 363, Минюста России N 126, Минобразования России N 2330, Минсельхоза России N 777, ФПС России N 292.
Согласно абз. 1 Приказа Минздрава РФ N 225, Минобороны РФ N 194, МВД РФ N 363, Минюста РФ N 126, Минобразования РФ N 2330, Минсельхоза РФ N 777, ФПС РФ N 292 от 30.05.2003 года "Об утверждении Перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда", п. 1 Примечания к Перечню, утвержденному указанным приказом, дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней предоставляются сотрудникам и работникам, предусмотренным данным Перечнем, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
Как следует из абз. 2 Приказа о дополнительных гарантиях, п. 1 Перечня, утвержденного указанным Приказом, ст. 15 ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" компенсации и гарантии, устанавливаемые приказом, носят специальный характер и предоставляются исключительно за работу во вредных и опасных условиях труда, при этом квалифицирующим признаком работы, отвечающей установленным требованиям, является непосредственное участие в оказании противотуберкулезной помощи, сопряженное с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" противотуберкулезная помощь - это совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и реабилитацию больных туберкулезом и проводимых в стационаре и (или) амбулаторно.
Судом установлено, что истцы являются работниками ГБУЗ НО «НОКПД», должности которые они занимают, относятся к немедицинскому персоналу, Истцы не принимают непосредственного участия в осуществлении социальных, медицинских, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, то есть не оказывают противотуберкулезную помощь, поскольку истцы осуществляют иную деятельность, которая не охватывается понятием противотуберкулезной помощи.
Согласно п. 2, п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 1 ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" больным туберкулезом признается лицо с активной формой туберкулеза (туберкулез, признаки активности процесса которого установлены в результате проведения клинических, лабораторных, рентгенологических исследований). При этом для третьих лиц риск инфицирования микобактериями туберкулеза имеется лишь при контакте с лицами, больными заразной формой туберкулеза (активная форма туберкулеза, при которой происходит выделение микобактерий туберкулеза).
Таким образом, не каждый носитель инфекции микобактерий туберкулеза является больным туберкулезом и не каждый больной туберкулезом является распространителем микобактерий туберкулеза.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что при исполнении Представления Контрольно-счетной палаты Нижегородской области Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер» руководствовалось результатами проведенной специальной оценкой условий труда и нормами трудового законодательства РФ, в связи с чем, суд считает, что, приводя в соответствие с действующим законодательством РФ локальные акты учреждения, Ответчиком ГБУЗ НО «НОКПД» не были нарушены трудовые права и законные интересы истцов.
Следовательно, оснований для удовлетворения требований истцов и признания действий ответчика по отмене с [ 00.00.0000 ] выплаты компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а именно коэффициент - за опасность инфицирования микобактериями туберкулеза К-0,6, а также установлению продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю и дополнительного отпуска (за вредные условия труда) продолжительностью 7 календарный дней незаконными, а так же признание за истцами права на получение в рамках трудовых отношений от ГБУЗ НО «НОКПД» выплат компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а именно коэффициент - за опасность инфицирования микобактериями туберкулеза, установленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также основания для установления продолжительности рабочего времени 30 часов в неделю и дополнительного отпуска (за вредные условия труда) продолжительностью 14 календарных дней, не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В иске Королеву В. Г., Соловьеву М. В., Дудыреву А. Е., Прончатову Н. М., Куркину А. А., Николаеву Г. В., Николаеву В. В., Шапкину Н. П. Ткач Е. И., Жилковой Е. К., Цаплиной А. Ю., Дербеневой Н. И., Синевой О. Н., Кельдиной М. М. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер» о признании действий Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер» об отмене с [ 00.00.0000 ] выплаты компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, признании права на получение в рамках трудовых отношений с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Нижегородский областной клинический противотуберкулезный диспансер» выплат компенсационного характера за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а именно коэффициент - за опасность инфицирования микобактериями туберкулеза, установленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, установление продолжительности рабочего времени 30 часов в неделю и дополнительного отпуска (за вредные условия труда) продолжительностью 14 календарных дней, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Нижегородский районный суд города Нижний Новгород.
Судья О.В.Байкова