дело № 2-366/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«02» июня 2020 года |
<адрес> |
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ломакиной А.А.,
при секретаре Фаткуллиной Н.В.
с участием Яковлева С.В., содержащегося в ФКУ ИК-9 УФСИН России по <адрес>, принимающего участие в судебном заседании посредством видеоконференции,
представителя ответчика ГБУЗ РБ Белебеевская ЦРБ Буртовой О.С., действующей на основании доверенности от 20.09.2019 №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Яковлева С.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Белебеевская центральная районная больница, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Яковлев С.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, обосновывая его тем, что в настоящее время он отбывает срок наказания по приговору Белебеевского районного суда РБ от 20.12.2013. В целях реализации права на защиту в суде кассационной он неоднократно обращался в ГБУЗ РБ Белебеевская центральная районная больница с заявлением о предоставлении ему необходимой информации с амбулаторной карты больного. Ему была отказано в предоставлении необходимой информации работниками ГБУЗ РБ Белебеевская ЦРБ. Согласно ответчику из ГБУЗ РБ Белебеевская ЦРБ от 03.07.2017 № медицинская карта отсутствует, с ответственных лиц затребованы объяснительные, приняты меры дисциплинарного характера, проведены разъяснительные мероприятия по хранению и ведению документов. В связи с утерей медицинской карты истец лишился возможности делать мотивированные ссылки на записи в медицинской карте в суде кассационной инстанции, вследствие чего он фактически лишился последней возможности доказать свою невиновность в инкриминируемом ему преступлении. В связи с изложенным он испытывал моральные, психологические и нравственные страдания, которые привели к частыми психическим расстройствам, вызванные постоянными переживаниями, частичной потерей сна и аппетита, провокации болезни сердца, что подтверждается выписным эпикризом из истории болезни № по месту его содержания.
На основании изложенного, истец просит взыскать с ГБУЗ РБ Белебеевская ЦРБ моральный вред в размере 100000 рублей.
В судебном заседании истец Яковлев С.В. пояснил, что действиями ответчика ГБУЗ РБ Белебеевская ЦРБ ему причинен моральный вред в связи с непредставлением информации о его группе крови, которая отражена в амбулаторной карте, утерянной ГБУЗ РБ Белебеевская ЦРБ, так как обвинение построено на принадлежности обнаруженной на месте преступления группы кровиЯковлеву С.В.
Представитель Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>, в суд не явились, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания, представили возражение на исковое заявление, указав на то, что ответчик ГБУЗ РБ Белебеевская ЦРБ не является органом государственной власти, а функции и полномочия от имени учреждения осуществляет Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, в связи с чем Минифин России является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Также ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства финансов РФ.
Ответчик представитель Министерства здравоохранения Республики Башкортостан своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Представитель ответчика ГБУЗ РБ Белебеевской центральной районной больницы Буртова О.С. в судебном заседании выразила несогласие с предъявленными требованиями, просила отказать в его удовлетворении. Пояснила, что препятствий для заведения новой амбулаторной карты не имеется. Кроме того, наличие амбулаторной карты в данном учреждении также не подтверждено.
Суд, на основании ст.167 ГПК РФсчитает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствии указанных лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы гражданского дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, при наличии его вины, которая презюмируется, если причинитель вреда не докажет, что вред причинен не по его вине.
В силу ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
В силу положений ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует усматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20.12.2013 Яковлев С.В. осужден Белебеевским районным судом по ч. 4 ст. 111 УК РФ приговорен к наказанию в виде лишения свободы и отбывает наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по РБ.
Яковлев С.В. неоднократно обращался в ГБУЗ РБ Белебеевская ЦРБ с требованием предоставить информацию о группе крови, отраженную в амбулаторной карте истца.
Как следует из ответа ГБУЗ РБ Белебеевская ЦРБ от 03.07.2017 исх. №, представленного в материалы дела истцом, по факту запроса медицинской карты амбулаторного больного Яковлева С.В. с ответственных лиц затребованы объяснительные, приняты меры дисциплинарного характера, проведены разъяснительные мероприятия по хранению и ведению документации.
Согласно представленному в материалы дела ответу ГБУЗ РБ Белебеевская ЦРБ от 03.07.2017 № на обращение истца медицинская карта Яковлева С.В. отсутствует, с ответственных лиц затребованы объяснительные, приняты меры дисциплинарного характера, проведены разъяснительные мероприятия по хранению и ведению документации.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
По п.п. 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом. Например, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконногоосуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (ст. 1100 второй части ГК РФ, введенной в действие с 01.03.1996г.).
В соответствии с ч. 1 ст.37Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также, на основе стандартов оказания медицинской помощи.
Согласно п. 12 ч. 1 ст.79Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская организация обязана обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе, бланков строгой отчетности.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 года № 255, медицинская картаамбулаторногобольногохранитсяв регистратуре.
Как следует из письма Минздравсоцразвития Российской Федерации от 04 апреля 2005 года № 734/мз-14 «О порядке хранения амбулаторной карты», амбулаторная карта хранится в регистратуре: вполиклиникепо участкам и в пределах участков по улицам, домам, квартирам; в центральных районных больницах и сельских амбулаториях - по населенным пунктам и алфавиту.
В соответствии со ст.22Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
Пациент, либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному, в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов.
Из указанных норм права следует, что медицинская карта амбулаторного больного должна храниться в регистратуре медицинского учреждения, однако, данное хранение не является непрерывным, поскольку медицинская карта по запросу пациента может выдаваться ему для ознакомления, передаваться врачам для изучения и последующего назначения лечения.
Судом установлено, что при обращении Яковлева С.В. о предоставлении информации о группе крови, отраженной в его амбулаторной медицинской карте, в регистратуре ее не оказалось, что, по мнению истца, причинило ему моральный вред, поскольку данное обстоятельство препятствовало представлять доказательства его невиновности в суде кассационной инстанции.
При этом суд полагает, что Яковлев С.В. не был лишен возможности в ходе производства по уголовному делу представить информацию о своей группе крови иным способом (к примеру путем заявления ходатайства, связанного с назначением экспертиз), кроме как путем запроса указанной информации в ГБУЗ РБ Белебеевская ЦРБ, доказательств обратного истцом не представлено.
Из представленной копии ответа ГБУЗ РБ Белебеевская ЦРБ от 26.09.2016 исх. № на обращение Яковлева С.В. следует, что данных о прохождении курса реабилитации с 04.12.2009 по 28.12.2009, как на то ссылается истец, не имеется.
Доказательств ухудшения состояния здоровья истца в спорный период и до настоящего времени ввиду отсутствия в регистратуреполиклиникиего медицинскойкарты, в частности отсутствия возможности предоставить ему информацию о его группе крови, также не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика в его пользу компенсации морального вреда, при этом суд учитывает, что необходимость использования информации, содержащейся в медицинской картепациента, как при лечении больного, так и при оформлении той или иной документации, сама по себе исключает возможность постоянного и непрерывного хранения такой карты в регистратуре медицинского учреждения.
Поскольку ни Минфин России, ни УФК по <адрес> не являются главным распорядителем бюджетных средств, суд отказывает истцу в удовлетворении требований к данному ответчику в связи с тем, что Министерство финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства является ненадлежащим ответчиком по делу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Яковлева С.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Белебеевская центральная районная больница, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись А.А. Ломакина
Мотивированное решение суда изготовлено 05 июня 2020 года.