Решение от 26.09.2019 по делу № 2-3349/2019 от 11.06.2019

Дело №2–3349/2019

УИН 54RS0007-01-2019-003186-23

Решение

Именем Российской Федерации

26 сентября 2019 года                                                          г.Новосибирск

Октябрьский районный суд г.Новосибирска

в с о с т а в е:

Судьи                                    Сидорчук М.В.,

При секретаре                            Назаровой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ССС к Мэрии <адрес> о понуждении к совершению действий,

установил:

ССС обратился в суд с иском, в котором, с учетом уточнений (л.д.28-31, 51), просит обязать ответчика предоставить ему (истцу) жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений во внеочередном порядке за счет средств бюджета <адрес>, в обоснование указав, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом главы <адрес> от 18.10.2016г. -од он (ССС) включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Ему (истцу) по достижению совершеннолетия жилье так и не предоставлено, что и послужило основанием для обращения с указанным иском в суд.

Истец ССС и его представитель по устному ходатайству О в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика Мэрии <адрес> по доверенности (л.д.49) МММ в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, подержала доводы, указанные в отзыве на исковое заявление, где ссылалась на то, что действующим законодательством не предусмотрен внеочередной порядок предоставления жилых помещений для данной категории граждан. Кроме того, при предоставлении истцу жилого помещения вне очереди, будут нарушены права иных лиц данной категории, включенные в список и до настоящего времени не получившие жилые помещения, тем самым нарушен принцип социальной справедливости и равенства. В свою очередь, заявитель, относящийся к льготной категории, может быть обеспечен жилым помещением специализированного жилищного фонда в соответствии со списком и при наличии субвенций из областного бюджета НСО. Мэрия <адрес> ежегодно направляет в Министерство труда и социального развития заявку для расчета планируемого объема субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сумма субвенций на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на 2019г. по НСО составляет 43 531 300 рублей. Между тем, по состоянию на 01.04.2019г. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по <адрес> включены 1 944 человек. Из них 1 238 человек, у которых право на получение жилого помещения возникло, но не реализовано. Всего за 2018г. обеспечены жилым помещениями 35 сирот. В 2019г. жилые помещения детям-сиротам, лицам из их числа, не предоставлялись. Таким образом, не смотря на предусмотренную Законом -ОЗ обязанность уполномоченного органа в полном объеме финансировать исполнение органами местного самоуправления государственных полномочий, потребность в средствах для указанных целей в разы превышает выделенные лимиты бюджетных ассигнований согласно указанному списку детей-сирот по <адрес>. Полагала, что возложение обязанности на мэрию <адрес> по предоставлению жилого помещения без возложения на <адрес> обязанности по выделению мэрии соответствующего объема субвенций для приобретения жилого помещения нарушит права мэрии <адрес> (л.д.52-54).

Представитель третьего лица по делу <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица по делу Департамента имущества и земельных отношений <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что при наличии оснований для предоставления жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, департамент не возражает против удовлетворения исковых требований ССС (л.д.41-42).

Представитель третьего лица по делу Министерства труда и социального развития НСО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил возражения на исковое заявление, где указал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку законодательством не предусмотрено предоставление указанной категории граждан жилых помещений во внеочередном порядке, субвенций, выделенных на предоставление жилых помещений детям-сиротам, недостаточно для обеспечения всех включенных в список и имеющих на это право лиц (л.д.45-47).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд полагает, что уточненные требования ССС подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Так, ССС родился 28.10.1993г. в <адрес> (л.д.7).

Мать истца С 03.11.2002г. умерла (л.д.9).

Согласно справке ЗАГС от 09.03.2011г., сведения об отце истца СС записаны в книге записи о рождении по указанию матери (л.д.8).

Постановлением Акимата <адрес> от 09.01.2003г. опекунами ССС назначены бабушка и дедушка ССС и СССС.

Приказом главы <адрес> от 18.10.2016г. -од ССС включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д.14).

В силу части 1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от /дата/г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от /дата/ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.

Вопросы обеспечениям жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес> регулируются <адрес> от /дата/г. N331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии со ст.<адрес> от 05.06.2013г. N331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Согласно положениям <адрес> от 24.11.2014г. N490-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями" и <адрес> от 05.06.2013г. N331-ОЗ, обязанность предоставления жилого помещения возложена на Мэрию <адрес> за счет средств областного бюджета <адрес>.

Согласно ч.8 ст.<адрес> от 05.06.2013г. N331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении указанных лиц в список, а в случае их совпадения – в алфавитном порядке.

Истец относится к числу лиц, имеющих в силу ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N159-ФЗ от 21.12.1996г. право на обеспечение жилым помещением по достижении соответствующего возраста.

С соответствующего учета ССС не снимался, специального права не лишался.

Согласно сведениям Управления Росреестра по НСО, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах ССС на объекты недвижимости на территории <адрес> (л.д.6).

ССС не женат.

ССС не предоставлялось жилье из государственного жилищного фонда на территории <адрес> (л.д.13).

ССС зарегистрирован по месту жительства с 15.04.2019г. по адресу <адрес> плато, <адрес> как знакомый собственника (л.д.15). Самостоятельного права пользования данной квартирой не имеет.

При таких обстоятельствах, учитывая не реализованное право истца на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу следует возложить на мэрию <адрес> за счет средств областного бюджета.

Отсутствие соответствующего финансирования в конкретном финансовом году суд не может принять во внимание, поскольку является вопросом исполнения судебного решения. Право истца на получения специализированного жилого помещения стороной ответчика не оспаривается.

Доводы ответчика о том, что истец может быть обеспечен жилым помещением в соответствии со Списком при поступлении субвенций из областного бюджета, не могут быть приняты во внимание, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения ССС возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.

Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Отсутствие финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору специализированного найма жилого помещения.

Доводы о том, что предоставление истцу жилого помещения впереди стоящих перед ним такой же категории граждан, повлечет безусловное нарушение их нрав, являются несостоятельными, поскольку и иные дети – сироты вправе обратиться в суд, если считают свои права нарушенными, при этом федеральное законодательство не связывает право ССС на получение специализированного жилья с правом иных лиц на получение такого же жилья.

Напротив, анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

Статьей 57 ЖК РФ, в ныне действующей редакции, не предусмотрена возможность внеочередного предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в целях защиты гарантированного права истца следует обязать Мэрию <адрес> предоставить ССС жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее установленной нормы, за счет средств областного бюджета <адрес>.

Стороны не ставили вопрос о распределении судебных издержек по делу, в связи с чем он не решался.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ /░░░░/.

░░░░░: «░░░░░░░» ░.░. ░░░░░░░░

2-3349/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сараев Анатолий Сергеевич
Ответчики
Мэрия г. Новосибирска
Другие
Администрация Октябрьского района г.Новосибирска
Департамент имущества и земельных отношений НСО
Министерство труда и социального развития
Суд
Октябрьский районный суд г. Новосибирск
Судья
Сидорчук Маргарита Владимировна
Дело на сайте суда
oktiabrsky.nsk.sudrf.ru
11.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.06.2019Передача материалов судье
14.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2019Подготовка дела (собеседование)
29.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2019Судебное заседание
03.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее