Дело № 2-267/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2019 года |
село Усть-Кулом |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи О.В. Барбуца,
при секретаре судебного заседания О.Н. Евпловой,
с участием прокурора Е.А. Поповой,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – государственного учреждения Республики Коми «Усть-Куломское лесничество» А.И. Тотиласа, действующего на основании доверенности №-по от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Куломского района в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Северо-Западный лесной терминал» о возложении обязанности выполнить мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов,
установил:
Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации обществу с ограниченной ответственностью «Северо-Западный лесной терминал» о возложении обязанности выполнить лесохозяйственные мероприятия, а именно: мероприятия по подготовке почвы под посадку лесных культур будущего года на арендуемой территории государственного учреждения Республики Коми «Усть-Куломское лесничество» в объеме 3,6 га. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района рассмотрена информация ГУ РК «Усть-Куломское лесничество» о нарушении ООО «Северо-Западный лесной терминал» лесного законодательства. В рамках проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом лесов Республики Коми (арендодатель) и <данные изъяты> (арендатор) заключен договор № аренды лесного участка, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности на территории Республики Коми (далее - договор аренды №). В соответствии с данным договором аренды № Арендатору переданы в аренду лесные участки, расположенные на территории <данные изъяты>» Усть-Куломского участкового лесничества площадью 9127 га, <данные изъяты> 22918 га с целью заготовки древесины. В соответствии с дополнительным соглашением о внесении изменений в договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» передало права и обязанности ООО «Северо-Западный лесной терминал» (далее - арендатор). В соответствии с таблицей № соглашения на арендатора возложены обязанности по выполнению мероприятий по подготовке почвы под посадку лесных культур будущего года в объеме 15 га в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с актом приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по подготовке почвы под посадку лесных культур будущего года в <данные изъяты> что не соответствуем объему, установленному в соглашении. Вышеуказанные нарушения создают угрозу причинения вреда экологической системе региона, охватывающей как непосредственно растительность, произрастающую на территории государственного лесного фонда, а также для флоры и фауны.
Участвующий в деле прокурор Попова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела участие в судебном заседании не принял, своего представителя не направил. Представителем ответчика заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в целях приобщения дополнительных материалов к делу. Суд отклонил данное ходатайство, поскольку у ответчика было достаточно времени (14 дней) со дня получения судебной повестки и копии искового заявления для подготовки позиции по делу и представления дополнительных материалов. Кроме того, представителем ответчика не указано, чем вызвано затруднение или невозможность приобщения дополнительных материалов к делу к настоящему судебном заседанию.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – государственного учреждения Республики Коми «Усть-Куломское лесничество» Тотилас А.И. поддержал требования прокурора в полном объеме, дополнил, что до настоящего времени ответчиком мероприятия по подготовке почвы под посадку лесных культур не выполнены в полном объеме.
Заслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Так, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе на таких принципах, как устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов (статья 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ).
Согласно положениям статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Статьей 61 ЛК РФ установлено, что вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя: 1) лесное семеноводство; 2) лесовосстановление; 3) уход за лесами; 4) осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса.
В соответствии со статьей 64 ЛК РФ, пунктом 2 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 22.11.2017 № 626 уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Исходя из требований статьи 62 ЛК РФ, лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 настоящего Кодекса.
Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На момент заключения договора аренды № отношения в сфере лесовосстановления регулировались приказом Минприроды России от 29.06.2016 № 375 «Об утверждении Правил лесовосстановления» (далее - Правила).
В силу положений пункта 4 Правил лесовосстановление обеспечивается на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, - арендаторами этих лесных участков.
На основании пункта 8 Правил лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления. Действие вышеназванных Правил прекращено в связи с изданием Приказа Минприроды России от 25.03.2019 № 188 «Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений», в котором содержатся аналогичные требования, касающиеся проведения лесовосстановления.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района рассмотрена информация ГУ РК «Усть-Куломское лесничество» о нарушении ООО «Северо-Западный лесной терминал» лесного законодательства.
В рамках проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом лесов Республики Коми и ООО «ПармаВуд» (арендатор) заключен договор № аренды лесного участка, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности на территории Республики Коми. В соответствии с данным договором аренды № арендатору переданы в аренду лесные участки, расположенные на территории ГУ «Усть-Куломское лесничество» Усть-Куломского участкового лесничества площадью 9127 га, Керчомского участкового лесничества площадью 22918 га с целью заготовки древесины.
В соответствии с дополнительным соглашением о внесении изменений в договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» передало права и обязанности ООО «Северо-Западный лесной терминал».
Пунктом 3.4.5 договора аренды № предусмотрено, что арендатор обязан выполнять лесохозяйственные мероприятия в сроки, объемах и местах производства в соответствии с условиями заключенного соглашения о выполнении работ по охране, защите и воспроизводству лесов, при наличии разрешительных документов, предусмотренных действующими нормами и правилами.
В пункте 4.1 договора аренды № указано, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных настоящим договором, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и настоящим договором.
ДД.ММ.ГГГГ между арендодателем и арендатором заключено Соглашение № об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в ДД.ММ.ГГГГ на арендуемом ООО «Северо-Западный лесной терминал» лесном участке, предоставленном согласно договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенном на территории ГУ РК «Усть-Куломское лесничество».
Пунктом 2.1 оглашения установлено, что арендатор обязуется выполнить мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в 2018 году в полном объеме и в сроки сдачи, установленные настоящим соглашением, согласно таблице №.
Согласно пункту 2.3 соглашения все мероприятия, указанные в таблице № настоящего Соглашения, Арендатор выполняет в соответствии с проектной документацией (проект лесовосстановления, проект рубок ухода в молодняках, а также на основании другой необходимой для выполнения работ документации), которая должна быть согласована руководителем ГУ РК «Усть-Куломское лесничество» и содержать информацию о месте проведения мероприятий. Качество выполненных работ должно соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством и нормативно-технической документацией.
В соответствии с пунктом 2.5 соглашения арендатор не позднее 5 рабочих дней после исполнения мероприятия обязан направить в подведомственное арендодателю ГУ РК «Усть-Куломское лесничество» письменное уведомление о готовности сдачи работ.
Положениями пункта 3.2 соглашения установлено, что при приемке выполненных работ составляется акт аттестации законченных лесохозяйственных объектов, неотъемлемой частью которого являются полевые материалы (ведомость пробных площадей, абрис др.). В акте аттестации законченных лесохозяйственных объектов указывается квартал, выдела и площади мероприятии отдельно по каждому выделу и общая площадь мероприятия.
Мероприятие считается выполненным и сданным с даты подписания акта аттестации законченных лесохозяйственных объектов (пункт 3.3. соглашения).
На основании пунктов 5.3, 5.4 соглашения за нарушение условий Соглашения Стороны несут ответственность, согласно действующему законодательству. Если в процессе выполнения работ арендатор допустил отступление от условий настоящего соглашения или мероприятия не соответствуют нормативам, то арендатор обязан исправить все выявленные недостатки за свой счет в течение 20 дней с момента выявления недостатков.
На арендатора возложены обязанности по выполнению мероприятий по подготовке почвы под посадку лесных культур будущего года в объеме 15 га в срок до ДД.ММ.ГГГГ (таблица № соглашения).
Из акта приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что мероприятия по подготовке почвы под посадку лесных культур будущего года в <данные изъяты>), что не соответствуем объему, установленному в соглашении.
По факту использования лесов с нарушением договора аренды № и соглашения, ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами ГУ РК «Усть-Куломское лесничество» в отношении Арендатора был составлен протокол № об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Постановлением от 28.03.2019 № 120 заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, главного государственного инспектора Республики Коми ООО «Северо-Западный лесной терминал» привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ за невыполнение лесохозяйственных мероприятий, а именно, мероприятий по подготовке почвы под посадку лесных культур будущего года в объеме 3,6 га.
Принимая во внимание, что ООО «Северо-Западный лесной терминал» установленная законом обязанность по осуществлению мер, направленных на осуществление мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов не предпринято, суд считает, что исковые требования прокурора Усть-Куломского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку вышеуказанные нарушения создают угрозу причинения вреда экологической системе региона, охватывающей как непосредственно растительность, произрастающую на территории государственного лесного фонда, а также для флоры и фауны.
В силу положений части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Действующим законодательством ответчик не освобожден от уплаты судебных расходов. Таким образом, с ответчика в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Усть-Куломского района удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Северо-Западный лесной терминал» выполнить лесохозяйственные мероприятия, а именно: мероприятия по подготовке почвы под посадку лесных культур будущего года на арендуемой территории ГУ РК «Усть-Куломское лесничество» в объеме 3,6 га.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западный лесной терминал» в доход бюджета муниципального района «Усть-Куломский» государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, - апелляционное представление, в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 08 июля 2019 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца