Дело № 2-572/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Кумертау 26 мая 2020 года
Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующей судьи Лыщенко Е.С.,
при секретаре Грачевой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова В.А. к Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Александров В.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан (далее по тексту Администрации ГО <...>) о признании права собственности на объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом, общей площадью 65,5 кв.м., расположенный по адресу: РБ, <...>, мотивируя свое требование тем, что на основании договора купли-продажи жилого дома от <...>, удостоверенного Обориной Т.Ф., нотариусом <...> Республики Башкортостан, зарегистрированного в реестре за <...> и зарегистрированного МПТИ «Ариадна» <...> в реестровую книгу <...> от <...>, им был приобретен в собственность жилой дом с постройками и сооружениями, расположенные по адресу: <...>, д.Старая Уралка, <...>. Согласно договора купли-продажи в собственность был приобретен жилой дом общеполезной площадью 33,9 кв.м., в том числе жилой площадью 18,5 кв.м. Указанный жилой дом расположен на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности, на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок № б/н от <...>, выдавший <...>, общей площадью 2998 кв.м, кадастровый <...>, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <...> от <...>. В <...> году он произвел реконструкцию жилого дома, в результате которой в жилом доме (литера Б) образовались три жилых комнаты, санузел, коридор, общей площадью всех частей зданий 76,9 кв.м., в том числе общей площадью жилых помещений 65,5 кв.м., из нее жилая площадь – 35,3 кв.м., подсобная – 30,2 кв.м., а также была пристроена веранда (литер б) площадью 11,4 кв.м., что подтверждается техническим паспортом на жилой дом (литера Б), выданным Кумертауским участком Стерлитамакского филиала ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация». МУП «Градостроитель» городского округа <...> РБ выдало градостроительное заключение <...> от <...> на самовольно реконструированный объект индивидуального жилищного строительства, в состав которого входят: жилой дом (литера Б), веранда (литера б), согласно которому в административном порядке выдача уведомления об окончании реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства невозможно, в связи с отсутствием технического плана объекта индивидуального жилищного строительства и отсутствием уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта ИЖС. Здание, сооружение и другое строение, созданные без получения на это необхоимой разрешительной документации или с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п.4.1 указанного градостроительного заключения размещение объекта ИЖС – жилого дома (литера Б), не отвечает требованиям нормативов градостроительного проектирования городского округа <...> РБ (местных нормативов), утвержденных решением Совета городского округа <...> РБ от <...> <...>: п.2.<...>, т.к. расположен на границе земельного участка с фасадной стороны <...> одно-, двухквартирные дома должны стоять от границы земельного участка не менее чем на 5,0 м, но в отдельных случаях допускается размещение жилых домов усабедного типа по красной линии улиц в условиях сложившейся застройки; п.2.<...>, т.к. расположен на граннице земельного участка с домовладением <...> по <...> д.Старая Уралка, расстояние по санитарно-бытовым условиям и в зависимости от степени огнестойкости усадебные, одно-, двухквартирные и блокированные дома, должны размещаться от границ соседнего земельного участка на расстоянии не менее 3,0 м. МУП “Градостроитель” считает возможным дальнейшее оформление права собственности на объект индивидуального жилищного строительства в состав, которого входит – жилой дом (литера Б), и объет капитального строительства – веранда (литера б). Рекомендовано было взять письменное согласие собственников земельного участка, расположенного по адресу: РБ, <...> на размещение жилого дома (литера Б), в указанном месте. Данное согласие он получил от соседа Ю., проживающего по адресу: РБ, <...>.
Просит суд признать за ним право собственности на самовольно реконструированный объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом (литера Б), веранду (литера б), общей площадью жилого помещения 65,5 кв.м, в том числе жилая 35,3 кв.м, подсобная 30,2 кв.м, одноэтажный, инвентарный <...>, расположенный по адресу: <...>, <...>, согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на <...>, Кумертауским участком Стерлитамакского филиала ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация».
В судебное заседание истец Александров В.А., его представитель адвокат Исхакова-Юскаева Р.Э., представитель ответчика Администрации ГО <...> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. От истца Александрова В.А. поступило заявление о рассмотрении в свое отсутствие, исковые требования поддерживает, просит удовлетворить. От представителя ответчика Администрация ГО <...> ранее поступил отзыв на исковое заявление, не возражает в удовлетворении заявленных исковых требований при условии взятия согласия у собственника соседнего земельного участка на размещение жилого дома. Дело просит рассмотреть в отсутствие их представителя.
На основании пункта 3 статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты права. При этом лицо, считающее себя собственником спорного имущества, должно доказать законность оснований возникновения права собственности на недвижимость.
В силу п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Из разъяснений, данных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка.
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи жилого дома от <...> истцом приобретен в собственность жилой дом с постройками и сооружениями, расположенные по адресу: <...>, <...>. Согласно указанного договора был приобретен жилой дом общеполезной площадью 33,9 кв.м., в том числе жилой площадью 18,5 кв.м.
Указанный жилой дом расположен на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <...> от <...>.
В настоящее время на земельном участке по вышеуказанному адресу расположен объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом, год постройки 2013, общей площадью 65,5 кв.м., жилой площадью 35,3 кв.м., а также веранда, без оформления разрешительных документов.
Согласно техническому паспорту на объект индивидуального жилищного строительства – жилой дом (литера Б), составленному Кумертауским участком Стерлитамакского филиала ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» по состоянию на <...>, сведения о правообладателях объекта по адресу: РБ, <...>, отсутствуют.
Согласно градостроительному заключению <...> от <...> в настоящее время в административном порядке выдача разрешения на ввод в эксплуатацию самовольно возведенного объекта индивидуального жилищного строительства, в состав которого входят: жилой дом (литера Б), невозможна, в связи с отсутствием технического плана объекта индивидуального жилищного строительства и отсутствием уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидцального жилищного строительства. Здание, сооружение и другое строение, созданные без получения на это необхоимой разрешительной документации или с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п.4.1 указанного градостроительного заключения размещение объекта индивидцального жилищного строительства – жилого дома (литера Б), не отвечает требованиям нормативов градостроительного проектирования городского округа <...> РБ (местных нормативов), утвержденных решением Совета городского округа <...> РБ от <...> <...>: п.2.<...>, т.к. расположен на границе земельного участка с фасадной стороны <...><...> – одно-, двухквартирные дома должны стоять от границы земельного участка не менее чем на 5,0 м, но в отдельных случаях допускается размещение жилых домов усабедного типа по красной линии улиц в условиях сложившейся застройки; п.2.<...>, т.к. расположен на граннице земельного участка с домовладением <...> по <...>, расстояние по санитарно-бытовым условиям и в зависимости от степени огнестойкости усадебные, одно-, двухквартирные и блокированные дома, должны размещаться от границ соседнего земельного участка на расстоянии не менее 3,0 м. МУП “Градостроитель” считает возможным дальнейшее оформление права собственности на объект индивидуального жилищного строительства в состав, которого входит – жилой дом (литера Б), и объет капитального строительства – веранда (литера б). Считается возможным дальнейшее оформление права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, в состав которого входят жилой дом (литера Б), веранда (литера б) при выполнении условия п. 6.1.Рекомендовано взять письменное согласие собственников земельного участка, расположенного по адресу: РБ, <...> на размещение жилого дома в указанном месте.
Суду представлено письменное согласие от собственника жилого дома по адресу: РБ, <...> Ю. на расположение жилого дома (литера Б).
При установленных судом обстоятельствах, исковые требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку спор возник не по вине администрации городского округа <...> РБ, оснований для взыскания возмещения уплаченной государственной пошлины не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Александрова В.А. к Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан о признании права собственности на жилой дом удовлетворить в полном объеме.
Признать за Александровым В.А. право собственности на объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом (литера Б), с верандой (литера б), общей площадью жилого помещения 65,5 кв.м, в том числе жилой 35,3 кв.м, расположенный по адресу: <...>, <...>, согласно техническому паспорту, составленному Кумертауским участком Стерлитамакского филиала ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» по состоянию на <...>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня составления в окончательной форме через Кумертауский межрайонный суд РБ.
Председательствующая подпись
<...>
<...>
<...>