дело № 2-8331/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2017 года
Республика Коми город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Щелканова М.В.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
с участием:
представителя ответчика ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара города Сыктывкара» по доверенности Жолудя С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермякова В.А. о признании незаконными действий по прекращению выплаты денежной компенсации о обязании произвести выплату,
установил:
Пермяков В.А. обратился в суд с иском к ответчику ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара», в котором просит суд признать незаконными действия ответчика по прекращению с ** ** ** выплаты ему денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и обязании произвести перерасчет компенсации и осуществить выплату компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с ** ** **. В обоснование иска указано на несогласие с действиями ответчика, который в указанный период не выплачивал соответствующую компенсацию.
В судебное заседание истец Пермяков В.А. не явился, извещен.
Представитель ответчика ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара города Сыктывкара» по доверенности Жолудь С.С. возражал против удовлетворения иска.
Судом установлено.
Истец Пермяков В.А. является инвалидом первой группы, инвалидность установлена бессрочно.
Пермяков В.А. является собственником ... жилого помещения по адресу: ..., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно уведомления от ** ** ** № ... по результатам рассмотрения обращения Пермякова В.А. принято решение о предоставлении ему мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «...» с ** ** **
В ** ** ** в адрес ответчика от Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» были представлены сведения о наличии задолженности по оплате капитального ремонта по жилому помещению по ..., в сумме ...
** ** ** в адрес истца направлено уведомление о прекращении выплаты компенсации с ** ** ** по причине наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
С ** ** ** выплата компенсации возобновлена в связи с поступлением в адрес ответчика информации от Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
Так, федеральными законами соответствующие меры социальной поддержки установлены для таких категорий граждан, как инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др. (части 13 - 15 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; части 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"; пункт 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Отдельные вопросы, связанные с реализацией мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по смыслу части 11 статьи 159 и части 1 статьи 160 ЖК РФ, могут регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями органами власти субъектов Российской Федерации.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ).
Сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 ГК РФ).
По смыслу статьи 155 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ, каждый из таких сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа.
Данные разъяснения даны в п.п. 27, 42, 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности".
Согласно ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Учитывая изложенное, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как мера социальной поддержки, в отличии от субсидии, предоставления конкретному гражданину, имеющему соответствующее право, с учетом понесенных им расходов по оплате жилого помещения.
При этом расходы по оплате жилого помещения, учитываемые для определения размера компенсации для собственников жилого помещения, являющихся инвалидами 1 группы, с учетом положений ст.ст. 210 ГК РФ, 249 ГК РФ, состоят не из всей суммы начислений на квартиру, а из приходящей на гражданина доли в расходах по оплате жилого помещения исходя из его доли в праве.
Иное толкование означало бы возможность получения компенсации в размере, который превышает размер расходов, которые должен понести гражданин, обладающий соответствующим правом.
Отсутствие соглашения о порядке оплаты между собственниками не свидетельствует о наличии у них солидарной обязанности по оплате жилого помещения.
На территории Республики Коми действуют Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановление Правительства РК от 05.05.2009 N 115 (далее - Правила).
Согласно подп. «В» подп. 2 п. 18 Правил перечисление компенсации прекращается в месяце, в котором наступило следующее обстоятельство - наличие у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца и (или) невыполнение условий соглашения с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по погашению задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как указано ранее, причиной прекращения выплаты компенсации истцу явилась задолженность по оплате капитального ремонта по жилому помещению по ... в сумме ...
Согласно информации, представленной Некоммерческой организацией Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», начисление взносов на капитальный ремонт по адресу..., осуществляется по лицевым счетам ... на имя ... А.В., ... на имя Пермякова В.А., ... на имя ... Е.В. Расчет производится исходя и ... в праве собственности по каждому собственнику и общей площади помещения ... кв.м. Сумма начисленных взносов на капитальный ремонт по лицевому счету Пермякова В. А. за период с ** ** ** составила ... оплата составляет ...
Из представленной к ответу сверки расчетов следует, что задолженность по лицевому счету Пермякова В.А. на ** ** ** отсутствовала.
Таким образом, задолженность в сумме ...., о которых указывает ответчик как основание для прекращения выплаты компенсации, не является задолженностью Пермякова В.А., а является задолженностью по лицевым счетам иных долевых собственников помещения.
Учитывая изложенное, в связи с отсутствием в ** ** ** у Пермякова В.А. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт, оснований для прекращения выплаты компенсации у ответчика не имелось, в связи с чем данные действия ответчика являются незаконными.
Довод стороны ответчика о том, что при расчете размера компенсации истца учитываются начисления по всей квартире, не принимается судом во внимание, поскольку предметом спора является наличие (отсутствие) оснований для прекращения выплаты компенсации, а не правильность ранее рассчитанных и выплаченных сумм.
Истец оспаривает законность прекращения выплаты и просит произвести перерасчет и выплатить компенсацию за период с ** ** **. За рамки заявленных требований суд не выходит.
Требование о признании незаконными действиями в рассматриваемом иске, по существу, являются основанием для требования об обязании произвести выплату.
В связи с признанием действий по прекращению выплаты компенсации незаконными, на ответчика необходимо возложить обязанность произвести расчет и выплатить истцу компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с ** ** **
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Пермякова В.А. о признании незаконными действий по прекращению выплаты денежной компенсации о обязании произвести выплату удовлетворить.
Признать незаконными действия ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» по прекращению с ** ** ** выплаты Пермякову В.А. компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» произвести расчет и выплатить Пермякову В.А. компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с ** ** **
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.В. Щелканов