Дело №12-78/2020
УИД 11RS0010-01-2020-000391-28
РЕШЕНИЕ
г.Сыктывкар 19 мая 2020 года
Судья Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми Шибакова Т.А., при секретаре Колотухиной Ю.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Томчука А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Томчука Алексея Анатольевича на постановление должностного лица ГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару УИН 18№... от **.**.**, решение врио командира 1 роты ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару ФИО3 от
**.**.**, вынесенные в отношении Томчука Алексея Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением старшего инспектора 1 взвода 1 роты ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару ФИО4 от **.**.** УИН 18№... Томчук А.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.12.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1600 рублей.
Решением врио командира 1 роты ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару ФИО3 от **.**.** постановление от **.**.** в отношении Томчука А.А. оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
Не согласившись с указанными постановлением и решением, Томчук А.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях нарушений Правил дорожного движения РФ.
В судебном заседании Томчук А.А. доводы жалобы поддержал, не настаивал на повторном запросе видеозаписи у административного органа ввиду установленного в судебном заседании повреждения приложенного к материалам дела об административном правонарушении диска, самостоятельно продемонстрировал видеозапись вменяемого события, сделанную с разрешения сотрудников административного органа.
Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении участников процесса о месте и времени рассмотрения жалобы, в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба рассмотрена в отсутствие представителя административного органа.
Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обозрев видеозапись совершения административного правонарушения, представленную заявителем, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.12.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
Статьей 21 Конвенции о дорожном движении «Правила, касающиеся поведения водителей по отношению к пешеходам» установлено, что водитель не должен допускать действий, способных подвергнуть опасности пешеходов. Без ущерба для положений п.1 ст.7, п.9 ст.11 и п.1 ст.13 настоящей Конвенции на пешеходных переходах, обозначенных разметкой или соответствующим знаком или сигналом, должны выполняться следующие предписания: если движение транспортных средств на таком пешеходном переходе регулируется световыми дорожными сигналами или регулировщиком, водители должны при наличии сигнала, запрещающего движение, остановиться перед переходом или предшествующей ему поперечной разметкой, а когда они получают разрешение продолжать движение, не мешать и не препятствовать пешеходам, которые уже вступили на него; если водитель делает поворот для выезда на другую дорогу, при въезде на которую находится пешеходный переход, он должен делать это только на небольшой скорости и пропуская пешеходов (при необходимости остановившись), вступивших или вступающих на переход; если движение транспортных средств на этом переходе не регулируется ни световыми дорожными сигналами, ни регулировщиком, водители должны при приближении к этому переходу надлежащим образом снизить скорость, чтобы не подвергать опасности пешеходов, вступивших или вступающих на переход; в случае необходимости надлежит остановиться и пропустить пешеходов. Ни одно положение настоящей статьи не должно толковаться как препятствующее Договаривающимся Сторонам или их территориальным подразделениям предписывать водителям транспортных средств останавливаться во всех случаях, когда пешеходы вступают или вступили на пешеходный переход, обозначенный разметкой или знаками и сигналами, в условиях, предусмотренных ст.20 настоящей Конвенции, или запрещать водителям мешать движению пешеходов, которые уже вступили на проезжую часть на перекрестке или вблизи него, даже если в этом месте не имеется пешеходных переходов, обозначенных разметкой или знаками и сигналами.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст.1). Положениями ч.1 ст.22 указанного Федерального закона предусмотрено, что деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исходя из ч.2 ст.9 которого единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1.2 названных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, уступить дорогу (не создавать помех) - это требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Согласно п.1.5 Правил дорожного движения РФ участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
В соответствии с п.1.3 Правил дорожного движения РФ участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Пунктом 14.1 Правил дорожного движения РФ предусмотрено, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
При этом в соответствии с п.1.2 Правил дорожного движения РФ под пешеходным переходом понимается участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
Как следует из материалов дела, **.**.** в 17 часов 04 минуты по адресу ... водитель Томчук А.А., управляя автомашиной ... приближаясь к пешеходному переходу, обозначенному знаками 5.19.1 и 5.19.2, в нарушение требований п.14.1 Правил дорожного движения РФ, не уступил дорогу пешеходу, пересекающему проезжую часть дороги и пользующемуся преимуществом в движении, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ст.12.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, факт совершения Томчуком А.А. указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются предоставленной Томчуком А.А. видеозаписью, из которой с очевидностью установлено, что в момент приближения транспортного средства заявителя к нерегулируемому пешеходному переходу пешеход уже вступил на проезжую часть и начал движение по нерегулируемому пешеходному переходу; протоколом об административном правонарушении старшего инспектора 1 взвода 1 роты ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару от **.**.** в отношении Томчука А.А. по ст.12.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в котором подробно изложены обстоятельства правонарушения, указан пункт Правил дорожного движения РФ, нарушение которого вменяется заявителю, и из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол об административном правонарушении составлен в присутствии заявителя, которому разъяснены права, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с протоколом он ознакомлен, с ним не согласился, о чем в письменном виде изложил свои пояснения в тексте протокола, все существенные данные, прямо перечисленные в ч.2 ст.28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, протокол содержит, также содержит подпись должностного лица, его составившего.
Кроме того, данные доказательства согласуются с письменным объяснением старшего инспектора 1 взвода 1 роты ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару ФИО4 от **.**.**, полученными в рамках проверки по жалобе Томчука А.А. от **.**.**, пояснившего, что **.**.** при установленных обстоятельствах им было визуально выявлено нарушение водителем Томчуком А.А., управляющим транспортным средством ..., требований п.14.1 Правил дорожного движения РФ на нерегулируемом пешеходном переходе, на котором он не уступил дорогу пешеходу, переходившему проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу слева направо по ходу движения автомашины, в результате чего пешеход изменил скорость движения, оснований не доверять которому не имеется, поскольку объяснение последовательно, непротиворечиво, ничем не опровергнуто, дано лицом, непосредственно выявившим административное правонарушение в действиях заявителя.
Действия инспектора ГИБДД соответствовали положениям п.п. 59, 67, 84.1 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 №664, в силу которого, надзор за дорожным движением включает, в том числе, визуальное или с использованием технических средств наблюдение за движением транспортных средств и пешеходов; при выявлении правонарушения, совершенного участником дорожного движения, может быть осуществлена остановка транспортного средства, пешехода с целью пресечения нарушения и осуществления производства по делу об административном правонарушении.
Причин для оговора Томчука А.А. со стороны старшего инспектора 1 взвода 1 роты ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару ФИО4 не установлено, обнаружение указанным лицом при исполнении своих служебных обязанностей признаков административного правонарушения в действиях заявителя само по себе не свидетельствует о его заинтересованности в исходе дела, а наличие у него властных полномочий по отношению к участникам дорожного движения не может ставить под сомнения его действия по сбору доказательств, составлению процессуальных документов и контролю соблюдения Правил дорожного движения РФ со стороны водителей.
Вопреки доводам Томчука А.А. нарушение Правил дорожного движения РФ, непосредственно установленное инспектором ДПС, не требует дополнительного подтверждения свидетельскими показаниями со стороны водителей проезжающих мимо места совершения административного правонарушения автомобилей либо пешеходов.
Сотрудник ГИБДД, вынесший постановление, является должностным лицом, на которого в силу п.п. 4, 11 ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» возложены обязанности, в том числе, выявлять причины административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Действия Томчука А.А. квалифицированы по ст.12.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях и положениями Правил дорожного движения РФ.
Доводы жалобы Томчука А.А. о том, что при подъезде к пешеходному переходу пешеход только вступил на проезжую часть, что не препятствовало водителю продолжить движение через пешеходный переход, несостоятельны, так как п.14.1 Правил дорожного движения РФ предписывает водителю пропустить любого пешехода - как переходящего проезжую часть, так и вступившего на нее для осуществления перехода.
Порядок и срок давности привлечения Томчука А.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Томчуку А.А. в пределах санкции ст.12.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях, соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, является справедливым.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления и решения, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление старшего инспектора 1 взвода 1 роты ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару ФИО4 УИН 18№... от **.**.**, решение врио командира 1 роты ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г.Сыктывкару ФИО3 от **.**.**, вынесенные в отношении Томчука Алексея Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Томчука Алексея Анатольевича - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г.Сыктывкара в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья Т.А. Шибакова