Дело №2а-160/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
8 мая 2019 года город Шагонар
Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Ооржака О.В.,
при секретаре Кандан С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу – исполнителю Отдела судебных приставов по Улуг-Хемскому и Чаа-Хольскому районам УФССП РФ по Республике Тыва Сат А.А., Управлению ФССП России по РТ, Отделу судебных приставов по Улуг-Хемскому и Чаа-Хольскому районам УФССП РФ по Республике Тыва, начальнику отдела Чамбал Д.Н., о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,
у с т а н о в и л:
ООО «Агентство Финансового Контроля» (ООО «АФК») обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просило признать незаконным бездействие судебного пристава – исполнителя Отдела судебных приставов по Улуг-Хемскому и Чаа-Хольскому районам УФССП РФ по Республике Тыва Сат А.А., Управления ФССП России по РТ, Отдела судебных приставов по Улуг-Хемскому и Чаа-Хольскому районам УФССП РФ по Республике Тыва, начальника отдела Чамбал Д.Н., выразившееся в не соблюдении срока направления копии постановления об окончании исполнительного производства №1842/18/17011-ИП с оригиналом исполнительного документа №2-3023/17 взыскателю после его вынесения, обязав принять меры принудительного исполнения.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является взыскателем по исполнительному производству в отношении должника Кичел-оол Ч.М. по требованиям имущественного характера на сумму 56 493,93 руб. Указанная выше информация получена ООО «АФК» 03 апреля 2019 года из банка данных исполнительных производств, размещенного на официальном сайте ФССП России, тем самым в соответствии с ч.3 ст.219 КАС РФ, срок обращения с административным исковым заявлением в суд не истек. В нарушение требований ч.6 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве», истец до настоящего времени не получил постановление об окончании исполнительного производства, оригинал исполнительного документа. Указанное обстоятельство препятствует истцу к повторному предъявлению исполнительного документа к принудительному исполнению. Указывая на приведенные обстоятельства, считая нарушенными свои права как взыскателя, истец предъявляет вышеуказанные требования.
В судебное заседание представитель административного истца ООО «АФК», не явился, извещен надлежащим образом - посредством электронной почты, в иске просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики, также заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Сат А.А. представил письменное заявление о рассмотрении дела без ее участия, с приложением постановления о возобновлении исполнительного производства
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов установлено положениями 218 КАС Российской Федерации, ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ.
Как указано в ст.218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Для признания действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов гражданина или организации.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании действия (бездействия) незаконными.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Положениями ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено: ч.1. Исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю:
3) если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
Ч. 3. Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
Ч. 4. Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве»:
Ч. 1. Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях: 3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Ч. 3. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.
Ч. 6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются: 1) взыскателю и должнику.
В судебном заседании установлено и из исполнительного производства №1842/18/17011-ИП следует, что 22 января 2018 года судебным приставом – исполнителем Отдела судебных приставов по Улуг-Хемскому и Чаа-Хольскому районам УФССП РФ по Республике Тыва Монгуш А.А. возбуждено исполнительное производство №1842/18/17011-ИП в отношении должника Кичел-оол Ч.М. о взыскании в пользу ООО «АФК» задолженности в сумме 56 493,93 руб. на основании судебного приказа от №2-3023/2017 от 28 октября 2017 года, выданного мировым судьей судебного участка Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва.
Постановлением пристава Монгуш А.А. от 23 апреля 2018 года исполнительное производство №1842/18/17011-ИП окончено на основании п.4 ч.1 ст.46, п.3 ч.1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Проверяя доводы административного истца о не направлении в его адрес постановления от 23 апреля 2018 года об окончании исполнительного производства, оригинала исполнительного документа, суд исходит из следующего.
По правилам ст. 226 КАС РФ: 9. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
11. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу статьи 47 Федерального закона № 229-ФЗ несоблюдение судебным приставом-исполнителем срока направления копии постановления об окончании исполнительного производства является прямым нарушением установленных законодателем требований, в силу которых такое постановление должно быть направлено взыскателю не позднее дня, следующего за днем его вынесения.
При этом, в случае окончания исполнительного производства по основаниям п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве», взыскателю, исходя из приведенным положений, подлежит направлению оригинал исполнительного документа и копию постановления об окончании исполнительного производства.
Административными ответчиками, в нарушение требований ч.11 ст.226 КАС РФ, не представлено доказательств направления указанных административным истцом документов в адрес взыскателя в установленный законом срок, представленные материалы исполнительного производства таких сведений не содержат.
В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии факта нарушения административными ответчиками требований ч. 6 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Вместе с тем, ч. 9 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава по Улуг-Хемскому и Чаа-Хольскому районам УФССП РФ по Республике Тыва Чамбал Д.Н. от 19 апреля 2019 года отменено постановление об окончании исполнительного производства №1842/18/17011-ИП от 23 апреля 2018 года, исполнительное производство возобновлено, судебному приставу поручено принять меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа.
Поскольку для признания бездействия судебного пристава незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов гражданина или организации, и поскольку и возобновление исполнительного производства прекратило формальное нарушение прав ООО «АФК», то оснований для удовлетворения требований административного иска у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу – исполнителю Отдела судебных приставов по Улуг-Хемскому и Чаа-Хольскому районам УФССП РФ по Республике Тыва Сат А.А., Управлению ФССП России по РТ, Отделу судебных приставов по Улуг-Хемскому и Чаа-Хольскому районам УФССП РФ по Республике Тыва, начальнику отдела Чамбал Д.Н. о признании незаконным бездействия в несоблюдении срока направления копии постановления об окончании исполнительного производства с оригиналом исполнительного документа, возложении обязанности – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий О.В. Ооржак