РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2017 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Кузубовой Н.А., при секретаре Доржиевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № по исковому заявлению <адрес> РБ к ООО «Весна» об устранении нарушений требований действующего законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, <адрес> РБ просит обязать ООО «Весна», зарегистрированного по адресу <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения законодательства при осуществлении деятельности по производству древесного угля на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, производственная база <адрес> а именно: произвести постановку ООО «Весна» на учет в качестве объекта, подлежащего региональному экологическому надзору; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; осуществлять учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; произвести очистку производственной территории от неиспользуемых в производстве горючих материалов (горбыля, опилок); оборудовать на производственной территории пожарный щит в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации; обеспечить нахождение на производственной территории первичных средств пожаротушения (огнетушителей); осуществлять эксплуатацию внутренней осветительной и силовой электросетей в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации; оборудовать отопительную печь, расположенную в здании гаража, предтопочным листом; произвести ремонтные работы и привести в соответствие с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации кирпичные отопительные печи в жилом здании и здании гаража; оборудовать жилое помещение, предназначенное для временного проживания работников, автоматической пожарной сигнализацией.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> с привлечением специалистов Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования, ОНД <адрес> УНДПР ГУ МЧС России по <адрес>, проведена проверка исполнения ответчиком ООО «Весна» законодательства при осуществлении деятельности производственного цеха, расположенного по адресу: <адрес>, производственная база <адрес> в ходе которой установлено, что в нарушение действующих требований закона мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды не ведется, учет отходов не осуществляется.
Кроме того, установлено, что ООО «Весна» не состоит на учете в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и подлежащего экологическому надзору, отчетность о деятельности в области обращения с отходами организацией в уполномоченные органы не представляется.
Также установлено, что в нарушение ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ООО «Весна» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником осуществляется без соответствующего разрешения. Проверкой установлены также нарушения ООО «Весна» требований пожарной безопасности.
Выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда окружающей среде, возникновению чрезвычайных ситуаций, причинения вреда здоровью и жизни граждан.
В судебном заседании представитель истца по доверенности - помощник прокурора <адрес> Алсагаева Е.К. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Генеральный директор ООО «Весна» ЛиЧунь, в достаточной мере владеющий русским языком и отказавшийся от услуг переводчика, суду пояснил, что с выявленными нарушениями он согласен и в настоящее время им осуществляется работа по устранению выявленных нарушений, а именно заключены договора на оказания услуг по постановке ООО «Весна» на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по РБ; на разработку проекта нормативов ПДВ для ООО «Весна; на производство инструментальных замеров выбросов ЗВ в атмосферу от пресса и печи обжига; на разработку паспорта опасных отходов производства и потребления в соответствии с действующими нормами и правилами. Просил суд предоставить разумный срок для устранения нарушений.
Выслушав помощника прокурора <адрес>, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В статье 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Статьей 51 вышеуказанного закона установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичные требования предусмотрены статьей 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ст. 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выдается соответственно свидетельство о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, о снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Согласно требованиям статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что основным видом деятельности ООО «Весна», расположенного по адресу: <адрес>, (производственная база <данные изъяты>»), является производство химических и органических основных веществ, а именно древесного угля путем термического воздействия на прессованные брикеты из опилок древесины, отходов лесопиления, в результате которого в атмосферный воздух происходит выброс продуктов горения древесины.
Согласно ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В ходе проверки истцом установлено, что ООО «Весна» в нарушение указанных требований, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в результате осуществления своей деятельности не ведет, учет отходов не осуществляет.
Кроме того установлено, что ООО «Весна» не состоит на учете в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и подлежащего экологическому надзору, отчетность о деятельности в области обращения с отходами организацией в уполномоченные органы не представляет.
Также установлено, что в нарушение ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» ООО «Весна» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником осуществляется без соответствующего разрешения.
Кроме того, в ходе проверки надзорными органами выявлены нарушения ООО «Весна» требований пожарной безопасности, обязательных для соблюдения.
Так из Сообщения Отделения надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что при проверке исполнения законодательства в деятельности ООО «Весна», установлены следующие нарушения Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О противопожарном режиме» (далее по тексту - ППР):
- в нарушение п. 77 ППР территория захламлена горючим материалом (горбылем, опилками);
- в нарушение п.п. 481, 482 ППР на территории отсутствует пожарный щит, укомплектованный в соответствии с требованиями ППР;
- в нарушение п.п. 463, 464, 465 ППР на территории пилорамы и в зданиях, расположенных на территории отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители);
-в нарушение п. 42 «а» ППР в здании цеха для изготовления топливных брикетов эксплуатируется внутренняя осветительная и силовая электросеть здания с нарушениями правил технической эксплуатации (электрическая проводка соединена при помощи скрутки);
-в нарушение п. 42 «а» ППР в гараже эксплуатируется внутренняя осветительная и силовая электросеть здания с нарушениями правил технической эксплуатации (электрическая проводка соединена при помощи скрутки);
-в нарушение п. 42 «в» ППР в здании гаража эксплуатируется внутренняя осветительная и силовая электросеть здания с нарушениями правил технической эксплуатации (лампы освещений не имеет плафона закрытого исполнения);
-в нарушение п. 81 ППР в здании гаража кирпичная отопительная печь находится в аварийном состоянии, с видимыми повреждениями штукатурного слоя и трещин между кирпичами;
-в нарушение п. 81 ППР в здании гаража около топки отопительной печи, отсутствует предтопочный лист, соответствующий требованиям пожарной безопасности;
-в нарушение п. 42 «в» ППР в здании общежития для проживания граждан Китая (КНР) эксплуатируется внутренняя осветительная и силовая электросеть здания с нарушениями правил технической эксплуатации (лампы освещений не имеет плафона закрытого исполнения);
-в нарушение п. 81 ППР в здании общежития для проживания граждан КНР кирпичная отопительная печь находится в аварийном состоянии, с видимыми повреждениями штукатурного слоя и трещин между кирпичами;
-в нарушение п. 42 «а» ППР в здании общежития для проживания граждан (КНР) эксплуатируется внутренняя осветительная и силовая электросеть здания с нарушениями правил технической эксплуатации (электрическая проводка соединена при помощи скрутки);
-в нарушение п. 61 ППР в здании общежития для проживания граждан (КНР) отсутствует автоматическая пожарная сигнализация.
Указанные нарушения создают угрозу причинения вреда окружающей среде, возникновению чрезвычайных ситуаций, причинения вреда здоровью и жизни граждан.
Судом установлено, что в настоящее время между ООО «Весна» и <данные изъяты> заключен договор оказания услуг № от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому исполнитель обязуется разработать проект нормативов ПДВ, провести инструментальные замеры выбросов ЗВ в атмосферу от пресса и печи обжига; ДД.ММ.ГГГГг. между ООО «Весна» и <данные изъяты> заключен договор № на разработку научно-технической продукции, а именно паспорта опасных отходов производства и потребления; ДД.ММ.ГГГГг. между ООО «Весна» <данные изъяты>. заключен договор № на постановку ООО «Весна» на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в Управлении Росприроднадзора по РБ.
Однако, доказательств исполнения указанных договоров (актов выполненных работ) на момент рассмотрения дела не представлено. Со слов представителя ответчика, договора находятся на стадии исполнения.
Поскольку доказательств устранения выявленных нарушений ответчиком не предоставлено, суд считает необходимым обязать ответчика устранить указанные нарушения требований природоохранного законодательства.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленных требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом фактических обстоятельств дела, принимая во внимание, что нарушения Правил противопожарного режима создают угрозу причинения вреда окружающей среде, возникновению чрезвычайных ситуаций, причинения вреда здоровью и жизни граждан, учитывая объем необходимых документов и сроки их подготовки для устранения выявленных нарушений, суд полагает возможным установить ответчику срок для устранения нарушений Правил противопожарного режима – 1 месяц, для устранения иных нарушений - в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 98 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований; стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга физических лиц, а судом заявленный иск удовлетворен, то в данном случае с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, которую должен был оплатить при подаче искового заявления неимущественного характера истец как физическое лицо.
При таких обстоятельствах, размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ должен быть определен в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес> Республики Бурятия к ООО «Весна» об устранении нарушений требований действующего законодательства удовлетворить.
Обязать ООО «Весна» зарегистрированного по адресу <адрес> (ИНН <данные изъяты>), устранить выявленные нарушения законодательства при осуществлении деятельности по производству древесного угля, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, производственная база <данные изъяты> а именно:
1. В течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу:
- произвести постановку ООО «Весна» на учет в качестве объекта, подлежащего региональному экологическому надзору;
- получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- осуществлять учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
2. В течение месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу:
- произвести очистку производственной территории от неиспользуемых в производстве горючих материалов (горбыля, опилок);
- оборудовать на производственной территории пожарный щит в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
- обеспечить нахождение на производственной территории первичных средств пожаротушения (огнетушителей);
- осуществлять эксплуатацию внутренней осветительной и силовой электросетей в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
- оборудовать отопительную печь, расположенную в здании гаража, предтопочным листом;
- произвести ремонтные работы и привести в соответствие с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации кирпичные отопительные печи в жилом здании и здании гаража;
- оборудовать жилое помещение, предназначенное для временного проживания работников, автоматической пожарной сигнализацией.
Взыскать с ООО «Весна» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городского округа <адрес> в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца.
Судья: Н.А. Кузубова