Решение по делу № 11-72/2020 от 21.02.2020

Судебный участок № 6

Центрального района г. Барнаула

(мировой судья Мамонтова Н.Б.) Дело № 11-72/20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Барнаул 26 марта 2020 г.

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

Председательствующего Наконечниковой И.В.

при секретаре Поповой Д.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика Краевого государственного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» на решение мирового судьи судебного участка № 6 Центрального района г.Барнаула от 25 сентября 2019 г. по делу по иску прокурора Центрального района г. Барнаула в интересах Кузнецова Бориса Александровича к Краевому государственному учреждению «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» о взыскании недополученной суммы компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г.Барнаула обратился к мировому судье с иском в интересах Кузнецова Б.А. к КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» о взыскании недоплаченной суммы компенсации на оплату коммунальной услуги «отопление» за период с декабря 2008 года по июль 2012 года в размере 3 075,79 руб..

В обоснование требований указано, что Кузнецов Б.А. является ветераном труда Алтайского края и на основании п.п.3, 4 ст. 3 Закона Алтайского края от 03.12.2004 №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельным категориям ветеранов» имеет право на предоставление мер социальной поддержки. С декабря 2008 материальному истцу назначена денежная компенсация в размере 50% расходов на оплату коммунальной услуги «отопление». Льгота по оплате коммунальной услуги «отопление» рассчитывалась не из общей площади жилого помещения, а исходя из льготной площади жилого помещения.

Решением мирового судьи судебного участка № 6 Центрального района г. Барнаула от 25.09.2019 исковые требования прокурора Центрального района г.Барнаула в интересах Кузнецова Б.А. к КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» о взыскании недоплаченной суммы компенсации удовлетворены, с КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» взыскана сумма недополученной компенсации расходов по оплате коммунальной услуги «отопление» в размере 3 075,79 руб. за счет средств бюджета Алтайского края.

Ответчик КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» обратился с апелляционной жалобой на указанное решение мирового судьи, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование апелляционной жалобы указывает что, до 2005 года меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлялись по Федеральному закону от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», в соответствии с которым льготы в отношении отопления жилого помещения предусматривались в пределах норматива потребления. Норматив потребления в соответствии с законодательством устанавливался с учётом социальной нормы площади жилого помещения. С 2005 года полномочия по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда переданы субъектам Российской Федерации, в связи с чем в Алтайском крае принят закон Алтайского края от 03.12.2004 №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельным категориям ветеранов», которым предусматривался аналогичный Закону №5-ФЗ «О ветеранах» объем льгот. Таким образом, льготы предоставлялись также с ограничением социальной нормы площади жилья, порядок расчета компенсации организациями-поставщиками услуг остался прежним, то есть в пределах социальной нормы площади жилья и норматива потребления услуги. Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, возложена на организации - поставщиков услуг, действия органов социальной защиты населения по выплате гражданам компенсации производны от расчетов компенсаций, предоставляемых организациями-поставщиками услуг. Кроме того указывает, что срок исковой давности для обращения в суд с требованиями истек, специальные сроки исковой давности могут установлены либо отдельными положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, либо иными федеральными законами. Норма ч.3 ст. 7 Закона №156-ЗС, согласно которой суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока, не применима в данном случае, поскольку регулирует порядок выплаты, а не сроки защиты нарушенного права в судебном порядке.

Представитель процессуального истца прокурор Центрального района г.Барнаула, материальный истец Кузнецов Б.А., представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» в судебное заседание не явились, извещены.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) в пределах доводов жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения мирового судьи.

Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, Кузнецов Б.А. является ветераном труда, которому принадлежит на праве собственности .... в ...., где он фактически и проживает. Кузнецов Б.А. обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Льгота по отоплению предоставлялась материальному истцу за период с декабря 2008 года по июль 2012 год из расчёта социальной площади жилого помещения 21 кв.м. при общей площади квартиры 58,20 кв.м.

В соответствии с ч.1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В силу ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Законом Алтайского края от 03.12.2004 №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» установлены на территории Алтайского края меры социальной поддержки ветеранов труда.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Алтайского края от 03 декабря 2004 года N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действовавшей до 24.07.2012), ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, компенсация 50 процентов расходов на оплату занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья, установленной нормативными правовыми актами Алтайского края. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Законом Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» определены форма, порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан, в том числе и ветеранам труда, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 2 закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно ст. 4 закона Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» компенсация назначается уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг). Выплата компенсаций осуществляется ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи.

Пунктом 1 Постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 02.09.1997 N 251 "Об установлении краевого стандарта социальной нормы площади жилья", действовавшего с 01.09.1997 по 13.06.2012, установлен краевой стандарт социальной нормы площади жилья в размере 20 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, проживающей в рабочих поселках и сельских населенных пунктах.

Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 04.06.2012 N 239 "О краевых стандартах нормативной площади жилого помещения, используемых при предоставлении мер социальной поддержки", действующим с 14.06.2012, установлен стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый при предоставлении мер социальной поддержки в размере 20 кв. метров общей площади жилого помещения для одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, проживающей в сельском поселении, городском поселении, сельском населенном пункте, расположенном на территории городского округа.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что до мая 2012 года законодательство, регулирующее спорные правоотношения не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении компенсации социальной или иной нормы жилой площади, кроме общей площади жилого помещения.

Указанный вывод мирового судьи основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Довод жалобы о том, что ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, возложена на организации - поставщиков услуг, действия органов социальной защиты населения по выплате гражданам компенсации производны от расчетов компенсаций, предоставляемых организациями-поставщиками услуг, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 года N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения.

Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации (пункт 3 статьи 4).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона (пункт 7 статьи 4).

Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - организации-поставщики услуг) (пункт 8 статьи 4).

Согласно п. 14 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденных Постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 г. N 126, размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг.

В силу п. 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.

Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).

Согласно приведенным выше нормативно-правовым актам организации, осуществляющие начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организации-поставщики услуг) рассчитывают только денежные эквиваленты мер социальной поддержки, право определять объем льготы им не предоставлено.

В материалах дела имеется решение Управления социальной защиты населения по г. Барнаулу о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу. С 01.12.2008 материальному истцу назначена денежная компенсация в размере 50% расходов на оплату на оплату коммунальной услуги «отопление». В нарушение закона льгота по оплате коммунальной услуги в виде тепловой энергии (отопление) рассчитывалась не из общей площади принадлежащего материальному истцу жилого помещения, а исходя из льготной площади жилого помещения в 21 кв.м. при общей площади квартиры 58,20 кв.м.

Довод жалобы о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, судом не принимаются во внимание по следующим основаниям.

Правоотношения сторон по обеспечению ветеранов труда мерами социальной поддержки носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие применение срока исковой давности, к ним не применяются, а Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» нормы о применении срока исковой давности не содержит.

При этом региональный законодатель, действуя в пределах предоставленных ему полномочий, определяя законом Алтайского края от 27.12.2007 №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» форму, порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам труда, мер социальной поддержки, частью 3 статьей 7 Закона прямо предусмотрел, что суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.

Мировой судья пришел к правильному выводу о неприменении к спорным правоотношениям срока исковой давности.

Утверждение КГКУ «Управления социальной зашиты населения по городу Барнаулу» о том, что часть 3 статьи 7 Закона №156-ЗС регулирует порядок выплат, а также взаимоотношения государственных органов и льготополучателя по предоставлению мер социальной поддержки в досудебном порядке, указанная норма также не может трактоваться как норма устанавливающая специальный срок исковой давности, поскольку он может быть установлен только федеральным законом, суд находит несостоятельным, так как указанной нормой региональный законодатель срок исковой давности не устанавливал. Напротив, по предметам совместного ведения предусмотрел норму материального права, регламентирующую выплату гражданину компенсаций, не полученных по вине уполномоченного органа, без ограничения срока, что федеральному законодательству не противоречит.

Поскольку юридически значимые обстоятельства мировым судьей установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

    

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 6 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░░░░ 2019 ░. - ░░░ ░░░░░░░░░.

    

░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░░░

11-72/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Центрального района г. Барнаула
Кузнецов Борис Александрович
Ответчики
КГКУ "Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу"
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Наконечникова Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
21.02.2020Регистрация поступившей жалобы (представления)
21.02.2020Передача материалов дела судье
04.03.2020Вынесено определение о назначении судебного заседания
04.03.2020Судебное заседание
27.02.2020Вынесено определение о назначении судебного заседания
26.03.2020Судебное заседание
02.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело отправлено мировому судье

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее