РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(заочное)
11 сентября 2017 года с. Туруханск
Туруханский районный суд,
в составе председательствующей судьи Зверевой Л.Ю.,
при секретаре Швец О.А.,
с участием
истца – старшего помощника прокурора Туруханского района Кадач В.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-279/2017 по иску Прокурора Туруханского района, действующего в интересах Российской Федерации, в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края, к ФИО1 о взыскании ущерба, причиненного преступлением
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Туруханского района, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в Туруханский районный суд с иском к ФИО1. В обоснование своих требований указал, что ответчиком причинен тяжкий вред здоровью ФИО2, для лечения которого потерпевший находился на стационарном лечении в <данные изъяты> участковой больнице с ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость лечения ФИО2 составила <данные изъяты> и возмещена лечебному учреждению за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края через ООО МСК «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ приговором Туруханского районного суда ФИО1 был признан виновным по п.З ч.2 ст. 111 Уголовного Кодекса Российской Федерации, приговор вступил в законную силу. Изложенное послужило поводом для обращения прокурора Туруханского района в суд с иском о взыскании с ФИО1 денежных средств, затраченных государством на лечение ФИО2
В судебном заседании старший помощник прокурора Туруханского района Кадач В.И. заявленные исковые требования поддержала, на их удовлетворении настаивала. Пояснила, что действиями ответчика причинен тяжкий вред здоровью ФИО2, лечение которого осуществлялось по страховому медицинскому полису, за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края. Приговор в отношении ФИО1 вступил в законную силу, установлено что вред здоровью потерпевшего причинен умышленно, потерпевший находился на стационарном лечении, что является основанием для взыскания с него денежных средств для возмещения затрат, произведенных Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Красноярского края.
Ответчик ФИО1, представитель третьего лица – Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края не явились, о дне и времени слушания уведомлены своевременно и надлежащим образом. Каких-либо пояснений, возражений по существу заявленного иска от ответчика не поступило.
Представителем третьего лица представлен отзыв, согласно которого следует, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Красноярского края подтверждает факт финансирования медицинской помощи оказанной ФИО2, стоимость лечения потерпевшего, указанная в исковом заявлении, требования прокурора Туруханского района поддерживает и просит их удовлетворить, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Руководствуясь ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, принимая во внимание мнение старшего помощника прокурора Туруханского района, не возражавшей против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся сторон, суд считает возможным продолжить судебное разбирательство без их участия, в порядке заочного производства.
Выслушав позицию истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 года № 1382 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, в рамках которой бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями.
Согласно разделу 3 Программы источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 12 и части 2 статьи 13 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» функции страховщика по обязательному медицинскому страхованию исполняются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования. Отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования исполняются территориальными фондами ОМС.
В силу ст. 8 указанного закона страховая медицинская организация оплачивает медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования за счет целевых средств. Частью 6 Закона Красноярского края от 02 декабря 2015 года № 9-3973 «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» предусмотрено, что медицинская помощь и ее оплата через систему обязательного медицинского страхования предоставляются в объеме и на условиях территориальной программы обязательного медицинского страхования в составе территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. Указанная программа утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 25 декабря 2015 года № 703-п.
На основании ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» расходы, осуществленные в соответствии с указанным Федеральным законом страховой медицинской организацией, на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью (за исключением расходов на оплату лечения застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве) подлежат возмещению лицом, причинившим вред здоровью застрахованного лица. Частью 3 названной статьи Закона размер расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью определяется страховой медицинской организацией на основании реестров счетов и счетов медицинской организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Указом Президиума Верховного суда СССР от 25 июня 1973 года № 4409-VIII «О возмещении средств, затраченных на лечение граждан, потерпевших от преступных действий» установлено, что средства, затраченные на стационарное лечение граждан в случаях причинения вреда их здоровью в результате умышленных преступных действий (за исключением причинения вреда при превышении пределов необходимой обороны или в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного неправомерными действиями потерпевшего), подлежат взысканию в доход государства с лиц, осужденных за эти преступления.
Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, в том числе, бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации, раздела IV Закона Красноярского края № 12-5833 от 19 мая 2011 года «О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Красноярского края» суммы, поступающие в результате возмещения ущерба, подлежат зачислению в бюджет территориального фонда.
Как следует из приговора Туруханского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 осужден по п.З ч.2 ст. 111 УК Российской Федерации, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью ФИО2 (л.д.8-11, 12-14).
В результате умышленных преступных действий ответчика потерпевший находился на стационарном лечении в хирургическом отделении <данные изъяты> участковой больницы КГБУЗ «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-17). Стоимость его лечения и расходы медицинской страховой компании «<данные изъяты>» составили <данные изъяты> (л.д. 18-19,20), которые возмещены лечебному учреждению страховой компанией за счет средств обязательного медицинского страхования (л.д. 21-22).
Из буквального толкования приведенных правовых норм следует, что оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи, производится страховщиком, имеющим, в свою очередь, право регрессного требования к непосредственному причинителю вреда с целью возмещения расходов Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, затраченных на оказание медицинской помощи застрахованному лицу.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец при предъявлении иска пропорционально сумме удовлетворенных исковых требований в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> – 100 000 ) х 2% + 3200) рубля.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Туруханского района, действующего в интересах Российской Федерации, в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края, к ФИО1 о возмещении ущерба, причинённого преступлением удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Российской Федерации, в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования Красноярского края денежные средства, затраченные на лечение ФИО2 в размере <данные изъяты>.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, также в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.Ю. Зверева