Дело №2а-1022/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2019 года г. Орел
Железнодорожный районный суд г. Орла в составе:
судьи Лихачева В.И.,
при секретаре Якуниной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административный иск Орловской психиатрической больницы (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения РФ к Прокуратуре Железнодорожного района Орловской области о признании представления прокурора железнодорожного района Орловкой области незаконным.
У С Т А Н О В И Л:
Представитель ФКУ «Орловская ОПБСТИН» обратился с административным иском к Прокуратуре Железнодорожного района Орловской области о признании представления прокурора незаконным. В обоснование административного иска указав, что требования прокурора необоснованны, поскольку квалификационные требования к должности медицинского психолога утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». До этого момента каких-либо квалификационных требований по указанной должности законодателем не устанавливалось. Квалификационные требования по должности «начальник отдела психологической диагностики и коррекции» каким-либо нормативным актом органов государственной власти не утверждены, в связи с чем учреждение, будучи работодателем, реализуя свои права, установленные ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации, самостоятельно разработало должностную инструкцию и установило квалификационные требования по обозначенной должности. Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 (в редакции от 25.10.2010) утвержден Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. В соответствии с п. 7 указанного Порядка, соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией организации.В соответствии с п. 8 Порядка (в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 25.10.2010 N 921н), лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественной в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Таким образом, законодателем было закреплено право работодателя по оценке деловых качеств и возможности исполнения тех или иных обязанностей работников, не имеющих должной специальной подготовки (в том числе образования).Реализуя указанные права работодателя, главным врачом учреждения ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ о назначении аттестационной комиссии по оценке деловых качеств и квалификации начальника отдела психологической диагностики и коррекции ФИО8 с целью определения возможности исполнения ею должностных обязанностей медицинского психолога.
В соответствии с протоколом заседания от ДД.ММ.ГГГГ, члены комиссии. В 2011 году ФИО8 прошла соответствующую переподготовку и получила диплом о профессиональной переподготовке ГШ-1 № выдан ДД.ММ.ГГГГ по программе «Клиническая психология» Московского городского психолого-педагогического университета. Факт зачисления ФИО8 в указанное образовательное учреждение, прохождения ею обучения и получения ею диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе «Клиническая психология» также свидетельствует о соответствии уровня знаний, опыта и квалификации ФИО8 должности медицинского психолога.Полагают, работодателем приняты исчерпывающие меры в рамках установленных полномочий по соблюдению норм действующего трудового законодательства в части соответствия ФИО8 квалификационным требованиям медицинского психолога.
ФИО9 окончила в 2000 году Орловский государственный университет по специальности «Дошкольная педагогика и психология», присвоена квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, социальный педагог» диплом ДВС № выдан ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 была принята на работу в учреждение на должность психолога. В 2001 году прошла стажировку по медицинской психологии в <адрес> психиатрической больнице, справка № от ДД.ММ.ГГГГ В 2002 году прошла тематическое усовершенствование по «Основам судебной и медицинской психологии» в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. ФИО5, удостоверение регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ На должность медицинского психолога ФИО9 была переведена ДД.ММ.ГГГГ, в которой трудится по сей день. В 2007 году проходила цикл тематического усовершенствования «Основы судебной и медицинской психологии» в ФГУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского Росздрава», удостоверение регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ В 2015 году ФИО9 повышала квалификацию в УМО ФГБУ «ГНЦССП им. Сербского» Минздрава России с итоговой работой на тему «Специфика комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в гражданском процессе», удостоверение 772401757794 от ДД.ММ.ГГГГ В 2016 году ТузоваВ.В. получила диплом о профессиональной переподготовке № выдан ДД.ММ.ГГГГ по программе профессиональной переподготовки «Клиническая психология» ФГБОУ «ФИО1 государственный социальный ниверситет».
Несмотря на то, что специальность «Дошкольная педагогика и психология» не относиться к группе специальностей «Психология», совокупность знаний, навыков практической деятельности и опыта работы в сфере медицинской (клинической) психологии ФИО6 не подвергается работодателем сомнению по настоящее время.Кроме того, Приказ Минздравсоцразвития России N 541 к "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" был издан лишь ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО9 принята на работу в должности медицинского психолога ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до вступления в законную силу раздела "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
Считают, что отсутствие высшего профессионального образования по специальности «Клиническая психология», или иного высшего профессионального (психологического) образования не является нарушением закона.
Полагают, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541 и "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" прямо не установлено действие его на правоотношения, возникшие до его принятия. Таким образом, квалификационные требования по должности «медицинский психолог» в части наличия высшего профессионального (психологического) образования на ФИО9 не распространяются, в силу того, что были утверждены спустя почти 8 лет с момента перевода ее на должность медицинского психолога.
В судебном заседании представитель ФКУ ОПБСТИН заявленные требования подтвердил.
Административный ответчик возражал против удовлетворения административного иска как необоснованного. Просил в иске отказать.
Привлеченные в качестве заинтересованных лиц на стороне административного истца ФИО8,ФИО9 поддержали административный иск полагали, что прокуратурой нарушен предусмотренный законом срок проведения проверки.
Выслушав стороны и их представителей изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Железнодорожного района в Орловской области внесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Орловской психиатрической больницы (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения РФ об устранении нарушений действующего законодательства. С учетом установленных нарушений трудового законодательства, И.о главного врача Орловской психиатрической больницы (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения РФ предписано принять меры к устранению выявленных нарушений, решить вопрос о дисциплинарной ответственности лиц виновных и сообщить о принятых мерах в установленный законом срок. Орловская психиатрическая больница (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения РФ полагая, что представление основано на несоответствующих действительности выводах, вынесено с нарушением действующих норм законодательства оспорило указанный акт.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора за исполнением законов являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами управления и руководителями коммерческих организаций.
Одной из мер прокурорского реагирования на нарушения закона такими органами и должностными лицами, является внесение прокурором или его заместителем представления об устранении нарушений закона (пункт 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Пункт 1 статьи 24 указанного Федерального закона предусматривает, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с п. 7.2 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» при проверках исполнения работодателями трудового законодательства анализировать выполнение ими обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда, своевременной выплате заработной платы.
Пунктом 16 данного приказа установлено, что в документах прокурорского реагирования следует излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. В ходе проверки прокуратурой района были выявлены нарушения в вышеуказанной организации, которые были отражены в представлении от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст.57 ТК РФ наименование должностей профессий, (специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках профессиональных стандартах, если в соответствии с Кодексом или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот,либо наличие ограничений.
В соответствии с ч.1 ст.195.2. ТК РФ порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и (их, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с ч.1 ст. 195.3 ТК РФ если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 №541-н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», в данном разделе установлены требования к лицам, принимающимся на должность медицинского психолога, в том числе и к их квалификации.
При осуществлении деятельности в должности медицинского психолога лицо должно иметь высшее профессиональное образование по специальности «Клиническая психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное (психологическое) образование и профессиональная переподготовка по специальности «Клиническая психология» без предъявления требований к стажу работы.
В ходе проверки установлено, что ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ была назначена на должность начальника отдела - медицинский психолог ФКУ «ОрловскаяПБСТИН» Минздрава России, при наличии высшего профессионального образования по специальности педагогика и методика дошкольного образования» (окончила ДД.ММ.ГГГГ Орловский государственный педагогический университет),27.12.2011г.прошла профессиональную переподготовку в ГОУ ВПО «Московский государственный психолого-педагогический университет по программе «Клиническая психология».
ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность медицинского психолога ФКУ «Орловская ФИО2» ФИО2 при наличии высшего профессионального образования по специальности «дошкольная педагогика и психология» (окончила ДД.ММ.ГГГГ Орловский государственный университет), ДД.ММ.ГГГГ прошла обучение по программе профессиональной переподготовки (Клиническая психология». Установлено, что согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию ОК 009-93, специальности высшего профессионального образования 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования» и 030900 «Дошкольная педагогика и психология» относятся к группе специальностей 030000 «Образование», что не соответствует высшему специальному (психологическому) образованию.
В соответствии со ст. 196 ТК РФ права и обязанность по подготовке работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд возложены на работодателя. Таким образом, установлены нарушения требований вышеуказанного законодательства руководством ФКУ «Орловская ПБСТИН» Минздрава России. ФИО8 и ФИО9 осуществляют трудовую деятельность в должности медицинского психолога с нарушением требований, установленных Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», а именно при отсутствии высшего профессионального психологического образования, что является нарушением требований закона.
Оспаривая законность акта прокурорского реагирования, истец полагал неприменимым действующее законодательство в отношение работников, принятых на указанные выше должности ранее. Суд не может согласиться с высказанной позицией, поскольку специальность медицинского психолога была введена в 2004 году, и с этого момента психологи, занимающие эту должность в ЛПУ, должны были пройти последипломную переподготовку по клинической психологии. В соответствии с Приложением № приказа МЗ РФ № от 16.09.2003г., медицинский психолог, работающий в учреждении здравоохранения – это специалист с высшим психологическим образованием по специальности клиническая психология (030302), либо специалист с другим высшим психологическим образованием, прошедший профессиональную переподготовку по специальности «Клиническойпсихолог».
Продолжительность такой профессиональной переподготовки определялся уровнем додипломного образования и регламентируется приказом МЗ РФ «О подготовке медицинских психологов» от 26 ноября 1996 г. N 391.Однако требования закона в полной мере работодателем соблюдены не было.
С 1 июля 2016 г. ТК РФ устанавливает два случая обязательного применения профстандартов.Первый-когда работа предполагает предоставление определенных льгот и гарантий (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Второй-если законодательством прямо установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (ч. 1 ст. 195.3 ТК). Таким образом, если ТК РФ или иным нормативным правовым актом установлены специальные требования к квалификации по определенной должности, в части этих требований работодатель должен применять профстандарты.
Нельзя признать обоснованным довод стороны административного истца о наличии нарушений сроков проверки.
Так, согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации.
Такой подход нашел отражение в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 года N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", согласно пункту 6 которого органам прокуратуры поручено проводить проверки исполнения законов на основании поступившей к ним информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и так далее), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите; при этом к поводам прокурорской проверки отнесены материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях законов.
Основания прокурорской проверки обусловливают предмет и пределы ее проведения, в связи с чем реализация прокурором предоставленных ему в рамках функции надзора полномочий вне оснований конкретной проверки исполнения законов некоммерческой организацией и ее должностными лицами, по общему правилу, недопустима, за исключением случаев, когда в ходе ее проведения выявляются признаки иных нарушений законов, оценка которым также не может быть дана вне мероприятий собственно прокурорского надзора.
При этом, поскольку осуществление прокурором надзорной функции непосредственно затрагивает права и свободы проверяемых лиц, о начале проведения прокурорской проверки и о расширении в связи с выявленными признаками иных нарушений законов оснований ее проведения - в силу части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации - должно выноситься самостоятельное мотивированное решение, подлежащее доведению до сведения проверяемой некоммерческой организации, по крайней мере, в момент начала проверки.
Вместе с тем, действующим федеральным законодательством с момента регистрации обращения гражданина, послужившего основанием для проведения проверки, вплоть до внесения в адрес руководителя организации представления об устранении нарушений законодательства, срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. (ч.4 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре).Как установлено, проверка проводилась с 24.05.2019года по 24 06.2019года.
Согласно ч.2ст.21 Закона при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Поскольку в рамках поступившей жалобы необходимо проведение мероприятий по принятию решения о назначении проверки, довод административного истца о наличии документов в надзорном производстве, датируемых ранее начала проверки не указывает на нарушение сроков самой проверки. Нарушений процедуры принятия решения о проверке и ее проведении судом не установлено.
При таких обстоятельствах оспариваемые административным истцом действия в системе действующего правового регулирования нельзя расценивать как нарушающие конституционные права и свободы, а потому административный иск, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Федерального казенного учреждения Орловской психиатрической больницы (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением» Министерства здравоохранения РФ о признании незаконным представления прокурора Железнодорожного района города Орла об устранении выявленных нарушений, требований действующего законодательства от 24 июня2019года №13-2019- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Орла в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, который изготовлен 31 августа 2019года.
Судья В.И. Лихачев