Дело № 2-2122/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«05» октября 2017 года г. Тверь
Московский районный суд города Твери
в составе председательствующего судьи Климовой К.В.
при секретаре Коркиной Ю.Н.,
с участием истца Смирнова А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Смирнова А.С. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица,
у с т а н о в и л:
Смирнов А.С. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений.
В обоснование заявленных требований указал, что 15 октября 2013 года умерла его мать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. За мать уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ. Законодательством установлен 6-ти месячный срок для обращения правопреемников умершего застрахованного лица с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в Территориальное отделение ПФ РФ. Просит восстановить пропущенный срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений. Однако, срок для обращения с таким заявлением был им пропущен по причине того, что он находился в тяжёлом депрессивном состоянии, а также не знал о наличии и сумме пенсионных накоплений на лицевом счёте его матери.
В судебном заседании истец Смирнов А.С. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске, пояснив, что срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений был пропущен по причине того, что он не знал о наличии пенсионных накоплений на лицевом счёте матери, а также о своем праве на получение накопительной части пенсии после умершей матери.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя, представив письменный отзыв на исковое заявление, в котором в удовлетворении исковых требований просил отказать, в связи с не предоставлением истцом доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего:
Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок расчёта сумм выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 12 статьи 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до корректировки размера этой части указанной пенсии с учётом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтённые в специальной части его индивидуального лицевого счёта, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 12 статьи 16 настоящего данного закона.
В силу п. 12 ст. 16 названного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 9 настоящего Федерального закона лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта, производится выплата указанных средств. При отсутствии указанного заявления застрахованного лица о порядке распределения средств, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта, выплата производится его родственникам, в следующей последовательности: в первую очередь - детям, в том числе усыновлённым, супругу и родителям (усыновителям); во вторую очередь - братьям, сёстрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», кроме положений об исчислении размера пенсии, и Правила утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. № 741, с 01.01.2015 г. утратили силу.
В соответствии с ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки её размера с учётом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, средства пенсионных накоплений, учтённые в специальной части индивидуального лицевого счёта или на пенсионном счёте накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений страховщику, у которого застрахованное лицо формирует пенсионные накопления, определить конкретных лиц из числа лиц, указанных в ч. 7 настоящей статьи, или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства.
При отсутствии заявления застрахованного лица о распоряжении средства пенсионных накоплений, учтённые в специальной части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица или на пенсионном счёте накопительной пенсии застрахованного лица, подлежащие выплате родственникам умершего застрахованного лица, указанным в ч. 7 настоящей статьи, распределяются между ними в равных долях. Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой к страховщику, у которого формировались средства пенсионных накоплений на дату смерти застрахованного лица, в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и п. 10 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуальных лицевых счётов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 г. № 711, обращение правопреемников умершего застрахованного лица за выплатой средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения шести месяцев со дня смерти застрахованного лица, путём подачи в любой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору правопреемника соответствующего заявления.
Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего указанный срок.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2008 г., указано, что восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.
Между тем, доказательств, подтверждающих исключительные обстоятельства, связанные с личностью истца и свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, Смирновым А.С. в нарушение положений ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено. Субъективные причины, связанные с незнанием истца о наличии у его матери средств пенсионных накоплении и о сроках подачи заявления не могут быть расценены судом в качестве уважительных, так как истец имел реальную возможность узнать о своих правах на получение средств пенсионных накоплений, учтённых на лицевом счёте умершего лица, и о наличии таких средств после утверждения Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. № 741, от 30.07.2014 г. № 711 вышеуказанных Правил, которые были официально опубликованы и являлись общедоступными.
Как было указано выше, порядок обращения правопреемников за выплатами средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц, порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат и порядок расчёта сумм выплат правопреемникам умерших застрахованных лиц устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 г. № 711 (действующих с 01.01.2015 г.), выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица правопреемникам производится в соответствии с заявлением о распределении средств пенсионных накоплений, поданным застрахованным лицом в территориальный орган Фонда по месту его жительства.
При отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений выплата этих средств производится правопреемникам по закону первой очереди, а при их отсутствии - правопреемникам по закону второй очереди.
В соответствии с п. 9 названных Правил территориальный орган фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников по заявлению о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта умершего застрахованного лица. При наличии информации о правопреемниках по закону территориальный орган Фонда принимает меры по их извещению.
Однако материалы дела не содержат доказательств того, что ФИО1 при жизни воспользовалась правом распределения средств пенсионных накоплений и обращалась с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в связи с чем обязанность по извещению её правопреемников у ответчика отсутствовала. Учитывая, что на момент смерти застрахованного лица ответчик не располагал информацией о наличии у умершего правопреемников, он не имел возможности принять меры по извещению таких лиц о возможности получения средств пенсионных накоплений.
Суд также учитывает, что в силу ст. 5 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений. То есть данные выплаты в состав наследства не входят, соответственно на спорные правоотношения нормы наследственного законодательства не распространяются.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что 15.10.2013 года умерла мать истца ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная в системе обязательного пенсионного страхования, на индивидуальном лицевом счёте которой имелись средства пенсионных накоплений. Смирнов А.С. является правопреемником по закону первой очереди умершего застрахованного лица, имеющим право обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта умершего.
ФИО1. не обращалась в УПФР с заявлением о порядке распределения указанных средств накоплений между правопреемниками в случае её смерти, в связи с чем УПФР, обладая информацией о смерти застрахованного лица ФИО1 не предпринимало мер к извещению её правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений умершего.
В соответствии с Постановлением Правления Пенсионного Фонда РФ от 27.03.2017 г. № 205п с 03.07.2017 г. Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Твери и Калининском районе Тверской области переименовано в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное).
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, приведенной в определении от 24.10.2013 г. № 1546-О, пункт 3 ст. 38 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» направлен на обеспечение возможности своевременной реализации предоставленного правопреемникам умершего застрахованного лица права, гарантирует определенность и стабильность правового положения участников отношений по обязательному пенсионному страхованию.
Восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта умерших застрахованных лиц зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.
Следовательно, при рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта умерших застрахованных лиц необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность.
Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учётом его конкретных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, суд не может признать приведённые истцом обстоятельства уважительными причинами пропуска процессуального срока. В связи с чем считает, что срок для обращения истца в УПФ РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) не подлежит восстановлению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Смирнову А.С. в удовлетворении исковых требований к Государственном учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Твери Тверской области (межрайонное) о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица матери – ФИО1, умершей 15.10.2013 года – отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья К.В. Климова