Решение по делу № 12-40/2020 от 23.03.2020

Дело № 12-40/2020

РЕШЕНИЕ

пос. Комсомольский 03 июня 2020 года

Судья Черноземельского районного суда Республики Калмыкия Манжеев Б.В.,

с участием представителя ООО «ЕвроСибОйл» Петрова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл» П.А.В. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия № В-27.12/11-2019 от 24 декабря 2019 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл» к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

По постановлению старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия Б.Д.У. № В-27.12/11-2019 от 24.12.2019 года Общество с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл» (далее – ООО «ЕвроСибОйл», общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Не согласившись с постановлением, представитель юридического лица П.А.В. обратился с жалобой, в которой просит отменить данное постановление должностного лица с прекращением производства по делу. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ. Считает, что в нарушение п.1 ч.2 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ООО «ЕвроСибОйл» не было своевременно (не менее чем за 24-часа до начала проверки) уведомлено о предстоящей проверке. В нарушение п.2 ч.2 ст.20 указанного Федерального закона на момент проверки отсутствовало мотивированное представление должностного лица, о чем указано в решении Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 31.10.2019 года об отсутствии оснований для проведения проверки. Должностные лица Росприроднадзора не имели права проверять выполнение обязательных требований юридического лица, поскольку предмет проверки отнесен к Ростехнадзору, также ссылается на компетенцию по рассмотрению настоящего дела об административном правонарушении Россельхознадзора, поскольку не имеется доказательств отнесения исследованных земель, загрязнение которых вменяется в вину обществу, к землям сельскохозяйственного или иного назначения. В нарушение п.6 ч.2 ст.20 указанного Федерального закона юридическому лицу не был предоставлен акт проверки № В27/11-2019 в полном объеме и акт о невозможности проведения проверки № В18/06-2019 от 01.07.2019 года. Отсутствуют в нарушение ст.25.15 и 29.7 КоАП РФ сведения об уведомлении общества о времени и месте рассмотрения настоящего дела.

В судебном заседании представитель ООО «ЕвроСибОйл» по доверенности П.А.В. поддержал доводы жалобы и просил ее удовлетворить. Дополнительно пояснил, что мотивированное представление не является мотивированным и, соответственно, оснований для проверки не имелось. Представитель общества К.А.С. не был уполномочен представлять интересы, поскольку доверенность ему была выдана также неуполномоченным лицом С.М.Ф.. Кроме того, доверенность, выданная генеральным директором С.М.Н., имеющаяся в материалах дела, не заверена.

Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, об отложении рассмотрения дела не просил.

Выслушав представителя юридического лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст.8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона административного правонарушения представляет собой действия по привнесению в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов.

В силу действующего законодательства порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель.

Согласно ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

В силу п.1, 2 ст.39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Такие лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст.12 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с подп.1, 2, 3 п.1 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 29 июня 2012 года № 196, исполнение государственной функции по проведению в установленном порядке государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

Как усматривается из материалов дела, распоряжением (приказом) Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия № 220 от 30.09.2019 года была назначена внеплановая выездная проверка ООО «ЕвроСибОйл» в период с 05 ноября по 02 декабря 2019 года. Уведомление о проведении указанной внеплановой выездной проверки № 10-2/2347 от 02.10.2019 года получено юридическим лицом 04.10.2019 года.

Согласно акту проверки № В-27/11-2019 от 04.12.2019 года и фототаблице к нему установлено, что 08.11.2019 года при проведении осмотра фонда скважин Курганного месторождения юридического лица в 50 м к югу от скважины № 426 в точке с координатами 45?30"06,3""СШ, 46?16"46,9""ВД выявлен земельный участок, подвергшийся сбросу нефтесодержащей жидкости, размерами 1х3 м, площадью 3м?. Согласно протоколу измерений почвы Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Астраханской области № 746гк от 27.11.2019 года и экспертным заключением № 764 от 28.11.2019 года установлены превышения по содержанию нефтепродуктов в точке № 1 (на глубине 0-0,05) в 10,6 раза по отношению к фоновой точке № 3, а также превышения в точке № 2 (на глубине 0,05-0,2) в 10,7 раз по отношению к фоновой точке № 4.

Указанный земельный участок используется ООО «ЕвроСибОйл» на праве аренды, в соответствии с договором аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения № 14 от 22 апреля 2014 года. Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении ООО «ЕвроСибОйл» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, и привлечения юридического лица постановлением должностного лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия к административной ответственности, установленной указанной нормой.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: мотивированным представлением о назначении внеплановой проверки от 20.05.2019 года, распоряжением (приказом) о проведении внеплановой выездной проверки № 109 от 20.05.2019 года, решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 21.05.2019 года, уведомлением о проведении проверки № 10-2/1179 от 23.05.2019 года и почтовым уведомлением о вручении 03.06.2019 года, актом о невозможности проведения проверки № В-18/06-2019 от 01.07.2019 года, распоряжением (приказом) о проведении проверки № 220 от 30.09.2019 года, уведомлением о проведении проверки № 10-2/2347 от 02.10.2019 года и почтовым уведомлением о вручении 04.10.2019 года, актом проверки № В-27/11-2019 от 04.12.2019 года с фототаблицей к нему, уведомлением (извещением) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении № 06-06/1424 от 06.12.2019 года с почтовым уведомлением о вручении 12.12.2019 года, протоколом отбора (измерения) проб почвы № 921гк от 08.11.2019 года, протоколом измерений почвы № 746гк от 27.11.2019 года, экспертным заключением № 764 от 28.11.2019 года, лицензией на пользование недрами ЭЛИ № 00377 НЭ, постановлением администрации Черноземельского РМО Республики Калмыкия о предоставлении земельных участков № 144 от 22.04.2014 года и договором аренды земельных участков № 14 от 22.04.2014 года, протоколом об административном правонарушении по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ № 27.12/11-2019 от 17.12.2019 года, которым должностным лицом дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах ООО «ЕвроСибОйл» обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.

Не могут быть признаны состоятельными доводы жалобы со ссылкой на решение Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 31.10.2019 года о том, что в нарушение п.2 ч.2 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ на момент проверки в отношении общества отсутствовало мотивированное представление должностного лица, то есть не имелось оснований для проведения проверки.

В соответствии с п.7 ст.12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такого юридического лица плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица.

Согласно материалам административного дела внеплановая выездная проверка по распоряжению (приказу) Управления Росприроднадзора № 110 от 20.05.2019 года в отношении ООО «ЕвроСибОйл» проведена не была по причине отсутствия законного представителя юридического лица, а также ввиду недопуска должностных лиц административного органа на территорию общества по месту осуществления фактического осуществлению деятельности, что повлекло невозможность проведения проверки в порядке, предусмотренном ч.7 ст.12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ. В этой связи был составлен акт о невозможности проведения внеплановой выездной проверки № В-18/06-2019 от 01.07.2019 года, что согласуется с требованиями закона.

Вопреки доводам жалобы и дополнительным пояснениям представителя общества в материалах административного дела имеется мотивированное представление должностного лица Управления Росприроднадзора о назначении первоначальной внеплановой проверки от 20.05.2019 года, согласованное с прокуратурой Республики Калмыкия.

После составления акта о невозможности проведения внеплановой выездной проверки № В-18/06-2019 от 01.07.2019 года орган государственного контроля (надзора) правомерно принял решение (распоряжение) о проведении проверки № 220 от 30.09.2019 года в отношении ООО «ЕвроСибОйл» внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица. При этом в соответствии с п.7 ст.12 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ в рамках трехмесячного срока со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки.

Не принимаются во внимание судом доводы жалобы о непредоставлении в полном объеме юридическому лицу акта проверки № В27/11-2019 от 04.12.2019 года, поскольку согласно имеющимся в указанном акте сведениям с актом проверки ознакомлен и копию акта со всеми приложениями получил в тот же день (04.12.2019 года) представитель по доверенности ООО «ЕвроСибОйл» К.А.С..

Доводы жалобы о том, что Росприроднадзор не имел права рассматривать настоящее дело об административном правонарушении, поскольку его рассмотрение отнесено к полномочиям Ростехнадзора и Россельхознадзора, неправомерны. Согласно ч.1 ст.23.29 КоАП РФ, органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.6 КоАП РФ. При этом в соответствии со ст.65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор включает в себя государственный земельный надзор.

Иные доводы, на которые представитель ООО «ЕвроСибОйл» П.А.В. ссылается в жалобе, о допущенных в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении процессуальных нарушениях, о ненадлежащем извещении юридического лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении опровергаются представленными материалами дела об административном правонарушении, из которых следует, что при составлении протокола об административном правонарушении № В-27.12/11-2019 от 17.12.2019 года присутствовал представитель по доверенности ООО «ЕвроСибОйл» К.А.С. и в рамках предоставленных ему полномочий был извещен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица в 14 часов 00 минут 24 декабря 2019 года по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Лермонтова, д. 4, каб. 48, о чем имеются соответствующие отметки.

В материалах дела об административном правонарушении имеются доверенности № 63 от 04 декабря 2019 года, выданная врио. гендиректора ООО «ЕвроСибОйл» С.М.Ф., и от 03 апреля 2019 года, выданная гендиректором ООО «ЕвроСибОйл» С.М.Н., которые объективно подтверждают полномочия представителя К.А.С. на представление интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении. Доводы представителя П.А.В. в судебном заседании об обратном не обоснованы какими – либо доказательствами.

Не имеется оснований согласиться с доводами жалобы о нарушении п.1 ч.2 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ о несвоевременности (не менее чем за 24-часа до начала проверки) уведомления ООО «ЕвроСибОйл» о проверке. Уведомление о проведении с 05 ноября по 02 декабря 2019 года внеплановой выездной проверки было направлено в адрес ООО «ЕвроСибОйл» и получено юридическим лицом 04.10.2019 года посредством почтовой связи. В связи с чем не имеется нарушений прав юридического лица на защиту, свидетельствующих о недопустимости результатов проверки.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела свидетельствуют о том, что у ООО «ЕвроСибОйл» имелась возможность для выполнения требований административного органа, однако им не было предпринято всех зависящих от него мер, направленных на их соблюдение.

Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу ООО «ЕвроСибОйл», по делу не усматривается.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ООО «ЕвроСибОйл» в минимальных пределах санкции ч.2 ст.8.6 КоАП РФ с учетом всех обстоятельств дела, а также характера совершенного правонарушения.

Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия Б.Д.У. № В-27.12/11-2019 от 24 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл» оставить без изменения, а жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл» П.А.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия через Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья (подпись)Б.В. Манжеев

«КОПИЯ ВЕРНА»: Судья Б.В. Манжеев

12-40/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "ЕвроСибОйл"
Другие
Петров Антон Валерьевич
Межрегиональное управлене Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия
Суд
Черноземельский районный суд Республики Калмыкия
Судья
Манжеев Бадма Викторович
Статьи

8.6

Дело на странице суда
chernozemelsky.kalm.sudrf.ru
25.03.2020Материалы переданы в производство судье
27.03.2020Судебное заседание
29.04.2020Судебное заседание
29.05.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее