Решение по делу № 33а-11405/2017 от 13.09.2017

Судья – Плешивцев С.И.

Дело № 33а-11405

г. Пермь 09 октября 2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего Судневой В.Н.

судей Степанова П.В., Никитиной Т.А.

при секретаре Рогатневой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мыльникова И.П. о признании незаконной и отмене государственной регистрации права собственности на земельные участки, снятии их с государственного кадастрового учета и возложении обязанности восстановить сведения о границах земельного участка в прежнем виде

по апелляционной жалобе Мыльникова И.П. на решение Ленинского районного суда г.Перми от 27 июля 2017 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Степанова П.В., выслушав объяснения Мыльникова И.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Росреестра по Пермскому краю Евдокимовой Ю.Р., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,

установила:

Мыльников И.П. обратился в суд с административным исковым заявлением (далее – заявление) к Управлению Росреестра по Пермскому краю об отмене государственной регистрации прав на 13 земельных участков, расположенных на территории Осинского муниципального района и образованных из земельного участка с кадастровым номером **, просил обязать административного ответчика снять данные участки с государственного кадастрового учета и восстановить сведения о границах земельного участка с кадастровым номером **.

Свои требования заявитель обосновал тем, что он является собственником долей в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: ****, а поскольку таких собственников менее 5, то при выделе долей и разделе имущества следует применять общие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагающие наличие соглашения участников долевой собственности, чего достигнуто не было, поэтому государственная регистрация права муниципальной собственности на земельные участки, образованные в результате выдела долей, находящихся в такой собственности, осуществлена незаконно.

Решением Ленинского районного суда г.Перми от 27 июля 2017 года отказано в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе заявителя ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

На основании ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

Общие правила и условия образования земельных участков определены ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1).

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случаях образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образования земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).

Пунктом 5 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что особенности процедуры выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предусматриваются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте сельскохозяйственных земель).

Таким образом, условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, определяются в соответствии с Закон об обороте сельскохозяйственных земель

В силу положений п. 1 ст. 12 Закона об обороте сельскохозяйственных земель к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных этой статьей, а также статьями 13 и 14 данного Федерального закона.

Пунктом 1 ст. 13 Закона об обороте сельскохозяйственных земель предусмотрено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и названным Федеральным законом.

Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пп. 4 - 6 ст. 13 (п. 2).

Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется (п. 3).

Если указанное в п. 3 данной статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (п. 4).

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется (п. 5).

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном ст. 13.1 Закона об обороте сельскохозяйственных земель (п. 6).

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2015 N 1197-О указано, что положения пункта 1 статьи 13 названного Закона, предусматривают право участника общей долевой собственности на выдел земельного участка в счет своей земельной доли и условия реализации данного права, обеспечивают с учетом специфики этой сферы земельных и имущественных отношений необходимый баланс интересов всех участников общей долевой собственности.

Таким образом, статьей 13 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения", вступившего в силу 1 июля 2011 года) закрепляются право участника или участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей (пункт 1) и возможные способы образования выделяемых земельных участков: посредством принятия решения общим собранием участников долевой собственности, которым утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки, или - если такое решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует - на основании решения самого собственника земельной доли (пункты 2 - 4).

Приведенные положения позволяют участнику долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения самостоятельно принять решение о выделе земельного участка, определив его размер и местоположение границ в подготовленном кадастровым инженером проекте межевания земельного участка, несмотря на то, что общим собранием участников долевой собственности такое решение не принято и проект межевания земельных участков не утвержден.

Внесенные в Закон об обороте сельскохозяйственных земель изменения порядка реализации участником долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения права на выдел земельного участка в счет своей земельной доли, ранее ориентированного на приоритетную защиту коллективных интересов участников долевой собственности, свидетельствуют о намерении федерального законодателя обеспечить максимально эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения, в том числе путем предоставления сособственникам земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения возможности выделить в счет своих земельных долей те земельные участки, местоположение которых в наибольшей степени отвечало бы целям, преследуемым конкретными собственниками таких долей.

Такой подход нашел отражение в новом регулировании процедур образования земельных участков в счет земельных долей сособственников, различающихся в зависимости от варианта выдела земельного участка - путем принятия общим собранием участников долевой собственности решения, которым утверждаются проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки, либо путем определения отдельными сособственниками размеров и местоположения границ выделяемых в счет их земельных долей земельных участков, проект межевания которых, подготовленный кадастровым инженером, подлежит обязательному согласованию с остальными сособственниками посредством их извещения или размещения необходимых сведений в средствах массовой информации.

Избрав второй вариант в качестве способа реализации участником долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения права на выдел земельного участка в счет своей земельной доли, администрация Осинского городского поселения обратилась за государственной регистрацией права муниципальной собственности на них, а регистрирующий орган правомерно осуществил такую регистрацию, обоснованно не связывая её с необходимостью учета принятия решений общего собрания участников долевой собственности.

Оснований полагать, орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав допустил нарушение ст. 47 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусматривающую особенности государственной регистрации прав на земельную долю, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применительно к документам, являющимся основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли не имеется, поскольку данная норма предусматривает представление проекта межевания земельного участка, утвержденный решением собственника земельной доли или земельных долей.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с указанными выше выводами суда основаны на ином толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке доказательств по административному делу и установлению иных обстоятельств.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.

Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда,

определила:

решение Ленинского районного суда г.Перми от 27 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мыльникова И.П. – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи:

33а-11405/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Мыльников И.П.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Другие
Администрация Осинского городского поселения
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Степанов Петр Валентинович
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
09.10.2017[Адм.] Судебное заседание
13.10.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2017[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее