Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 февраля 2020 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шаламовой Л.М.,
при секретаре Ефимовой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-807/2020 по иску прокурора города Братска Иркутской области в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО2 к Русалев С.А. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного преступлением,
УСТАНОВИЛ:
Истец прокурор города Братска Иркутской области в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО2 к Русалев С.А. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного преступлением, в пользу ФИО2 в размере 300 000 рублей.
В обоснование исковых требований указал, что в прокуратуру г.Братска обратилась ФИО, законный представитель несовершеннолетней ФИО2 об оказании помощи по возмещению вреда, причиненного преступлениями, совершенными в отношении ее несовершеннолетней дочери. Проверкой установлено, что приговором Братского городского суда Иркутской области от 18.10.2018 г Русалев С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения признан виновным в совершении трех преступлений <данные изъяты> в отношении несовершеннолетней ФИО2 Так, 15.05.2018 г., 16.05.2018 г,28.05.2018 г Русалев С.А. совершены <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца помощник Закаржевская Д.Н. иск поддержала по изложенным в нем основаниям, просила заявленные требования удовлетворить.
Ответчик Русалев С.А. в судебное заседание не явился, находится в местах лишения свободы, где был извещен судом надлежащим образом.
В судебное заседание законным представитель несовершеннолетней ФИО9 (ФИО10 несовершеннолетняя ФИО2 будучи извещенными. не явились.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Таким образом, обращаясь в суд с иском в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней ФИО2 прокурор г. Братска Иркутской области действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом.
Жизнь и здоровье относится к числу наиболее значимых человеческих ценностей, а их защита должна быть приоритетной (статья 3 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Право гражданина на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, относится к числу общепризнанных основных неотчуждаемых прав и свобод человека, поскольку является непосредственно производным от права на жизнь и охрану здоровья, прямо закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, жизнь и здоровье, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В силу положений ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно позиции, выраженной в Постановлении Пленума ВС от 20.12.1994 № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» (далее Постановление), размер компенсации морального вреда зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимание обстоятельств и, не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Наряду с этим, п.2 Постановления закрепляет, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Из письменных материалов гражданского дела судом установлено, что матерью несовершеннолетней ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ФИО9 ФИО11., сведения об отце несовершеннолетней отсутствуют.
При этом, ФИО12 со своими несовершеннолетней дочерью проживала в <адрес> совместно с сожителем и его братом Русалевым С.А., которым в отношении несовершеннолетней ФИО2 в мае 2018 года <данные изъяты>.
Приговором Братского городского суда от 18.10.2018, вступившим в законную силу, Русалев С.А. признан виновным в совершении указанных выше преступлений, предусмотренных <данные изъяты>, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 16 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима и ограничением свободы на срок 1 год.
Как следует из установочной части указанного приговора, судом было установлено, что действия являлись <данные изъяты> по отношению к потерпевшему, являлись систематическими, поскольку как установлено в судебном заседании совершались трижды, каждый раз причиняли потерпевшей физические и психические страдания, вызывая чувства страха, унижения и обиды.
Не вызвал у суда сомнения и мотив совершенных ответчиком преступлений против <данные изъяты>
Суд исходил и из того, что насильственные действия сексуального характера следует признавать совершенными с использованием беспомощного состояния потерпевшего лица в тех случаях, когда оно в силу своего физического или психического состояния (слабоумие или другое психическое расстройство, физические недостатки, иное болезненное либо бессознательное состояние), возраста (малолетнее или престарелое лицо) или иных обстоятельств не могло понимать характер и значение совершаемых с ним действий либо оказать сопротивление виновному. При этом лицо, совершая насильственные действия сексуального характера, должно осознавать, что потерпевшее лицо находится в беспомощном состоянии.
Приговором суда установлены виновные действия ответчика в отношении несовершеннолетней ФИО2.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ приговор, вступивший в законную силу по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В соответствии со ст. 71 ГПК РФ приговор суда отнесен к числу письменных доказательств по гражданскому делу, и обстоятельства, установленные приговором, имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела.
Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения (абз. 2 п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Из заключений судебно-медицинских экспертиз № 1371 от 31.05.2018 и № 2249 от 10.09.2018 следует, что у потерпевшей ФИО2 обнаружены телесные повреждения: <данные изъяты>
Таким образом, суд находит достоверно установленным, что своими действиями ответчик. причинил несовершеннолетней ФИО2 моральные и физические страдания. При этом он осознавал, что несовершеннолетняя в силу своего возраста и положения, не может противостоять его противоправным действиям. Характер совершенных ответчиком умышленных преступлений против <данные изъяты> здоровья, отнесенные действующим уголовным законом (ч.4,5 ст.15 УК РФ) к категории особо тяжких и тяжких, свидетельствует о безразличии к моральным переживаниям детей, причинении несовершеннолетним невосполнимых нравственных и физических страданий.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в результате противоправных действий ответчика несовершеннолетней ФИО2 был причинен моральный вред, выразившийся в физических страданиях в виде физической боли, которую они испытал в момент совершения преступлений, а также в нравственных страданиях и переживаниях, в связи с чем, несовершеннолетии имеют право на денежную компенсацию причиненного им вреда.
При этом, суд учитывает, что действующее законодательство РФ предусматривает единственный способ компенсации морального вреда - выплата денежных средств.
При определении размера морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, суд исходит из установленных обстоятельств дела, индивидуальных особенностей несовершеннолетних, учитывает вид и характер полученных ими физических и нравственных страданий от действий ответчика, что не могло не нарушить нормальное душевное состояние человека, поскольку действия ответчиков посягали на принадлежащие им от рождения такие нематериальные блага, как жизнь, здоровье и половая неприкосновенность.
Кроме того, страдания девочки были сопряжены также с негативными эмоциями, поэтому суд при определении размера компенсации исходит также из характера и значимости тех нематериальных благ, которым причинен вред, поскольку именно их характер и значимость и определяют величину морального вреда.
С учетом всех вышеприведенных обстоятельств, принимая материальное положение ответчика., который находится в местах лишения свободы, где имеет ежемесячный доход и является полностью трудоспособным, учитывая преступный характер причинения вреда, степень нарушения прав потерпевшей, ее возраст, характер телесных и нравственных повреждений, длительность периода, в течение которого совершались многочисленные эпизоды преступной деятельности ответчика в отношении потерпевшей, принимая во внимание требования разумности и справедливости в соответствии со ст. 1101 ГК РФ, суд находит размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с Русалева С.А.. в пользу ФИО2 в сумме 100 000 руб., разумным и справедливым, обоснованным и соразмерным тем физическим и нравственным страданиям, которые испытывала и продолжает испытывать несовершеннолетняя Оснований для взыскания компенсации морального вреда в большем размере суд не усматривает.
Таким образом, исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Братска Иркутской области в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО2 удовлетворить частично.
Взыскать с Русалев С.А. в пользу несовершеннолетней ФИО2 компенсацию морального вреда, причиненного преступлениями, в размере 100 000 рублей
В удовлетворении исковых требований прокурора города Братска Иркутской области в части взыскания с Русалев С.А. в пользу несовершеннолетней ФИО2 компенсацию морального вреда, причиненного преступлениями, в размере 200 000 рублей– отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами, прокурор вправе принести апелляционное представление в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Л.М. Шаламова