Решение по делу № 2а-AN-28/2017 ~ М-AN-36/2017 от 14.11.2017

№ 2а-AN-28/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Саскылах 16 ноября 2017 г.

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Туприной М.Е., при секретаре Ивановой А.Е.,

с участием прокурора <адрес> Республики Саха (Якутия) Оконешникова С.П.,

административного истца Сидоровой В.В.,

представителя административного ответчика Андреевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сидоровой В.В. к Избирательной комиссии муниципального образования «<адрес> наслег» об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования и обязании включить в списки избирателей,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Сидорова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии муниципального образования «<адрес> наслег» с требованием признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования «<адрес> наслег» от <дата> <номер> «О рассмотрении заявления Сидоровой В.В.»., и обязать избирательную комиссию муниципального образования «<адрес> наслег включить ее в списки избирателей на предстоящие <дата> выборы главы Муниципального образования «<адрес> наслег». Свои требования обосновала тем, что <дата> она обратилась в избирательную комиссию муниципального образования с заявлением о включении ее в списки избирателей для участия в голосовании на выборах главы МО «<адрес> наслег». Решением избирательной комиссии муниципального образования от <дата> отказано в удовлетворении ее заявления, в связи с тем, что она не обладает активным избирательным правом, так как место жительства находится в <адрес>, то есть за пределами избирательного округа. Избирательным округом для выборов главы <адрес> наслега является территория муниципального образования «<адрес> наслег». Указала, что обладает активным избирательным правом, поскольку местом жительства является - <адрес>, которая входит в пределы избирательного округа для выборов главы муниципального образования «<адрес> наслег». Принятие избирательной комиссией указанного выше решения препятствует в реализации ее права избирать в органы местного самоуправления, по месту постоянного, фактического жительства в <адрес>, считает, что созданы препятствия к осуществлению ее прав установленных ст. 32 Конституции РФ.

В судебном заседании административный истец Сидорова В.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении и пояснила, что после развода с Сидоровым Д.В. предстоит разрешение вопроса о разделе имущества в связи с чем, вынуждена была в интересах троих несовершеннолетних детей сняться с учета с фактического места проживания <адрес> зарегистрироваться по адресу: <адрес>.

Представитель административного ответчика в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что административный истец не обладает активным избирательным правом, поскольку не имеет постоянной регистрации в <адрес> Республики Саха (Якутия).

Прокурор <адрес> РС(Я) Оконешников С.П. полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Заслушав доводы сторон, заключение прокурора, исследовав представленные сторонами доказательства и материалы дела, суд приходит к следующему.

По смыслу статей 1, 3 (часть 3), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им и являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации положений Всеобщей декларации прав человека (статья 21), Международного пакта о гражданских и политических правах (статья 25), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1), Европейской хартии местного самоуправления (статья 3) и Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (статья 1), существо и реальное содержание конституционного права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления образует признаваемая и гарантируемая Российской Федерацией как демократическим правовым государством возможность добровольного участия граждан в формировании органов народного представительства на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом всеобщее избирательное право означает, в принципе, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а государство может и, по сути, должно определять порядок и условия реализации активного и пассивного избирательного права с учетом того, что непосредственно Конституцией Российской Федерации (статья 32, часть 3) в обладании данным конституционным правом отказано только Гражданам, признанным судом недееспособными, а также содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда.

Право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления предусмотрено ч. 1 ст. 4 Федерального N 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, регистрации (учету) подлежат все избиратели, участники референдума.

В списки избирателей на избирательных участках в силу ч. 2 ст. 17 указанного Федерального закона включаются граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

Исходя из смысла ч. 4 ст. 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждане Российской Федерации", а также согласно разъяснениям, изложенным в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 г. N 5 (в редакции от 09.02.2012 г.) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", - основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

Регистрация (учет) избирателей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа; основанием для регистрации (учета) избирателей на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей на соответствующей территории; указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 2 статьи 16 ФЗ N 67-ФЗ от 12.06.2002 г.). В силу ч. 10 ст. 17 ФЗ N 67-ФЗ гражданин Российской Федерации включается в список избирателей, участников референдума только на одном избирательном участке, участке референдума. При выявлении территориальной комиссией (окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования) факта включения гражданина Российской Федерации в списки референдума на разных избирательных участках, одних и тех же выборах, одном и том же референдуме соответствующая комиссия до передачи списков избирателей, участников референдума в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 N 1794-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В. на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 4, пунктом 2 статьи 16, пунктами 4 и 17 статьи 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктами 1 и 2 статьи 5, пунктами 2 и 6 статьи 16 Уставного закона Калининградской области "О выборах депутатов Калининградской областной Думы", пунктами 1 и 4 статьи 5, пунктами 1, 2 и 6 статьи 11 Закона Калининградской области "О муниципальных выборах в Калининградской области", применительно к участию граждан в выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления это означает, что каждый гражданин, проживающий на территории, где проводятся такие выборы, признается избирателем и имеет право проголосовать на них в том избирательном округе, где расположено место его жительства, и только на одном из избирательных участков, образованных в данном округе. Такое законодательное регулирование активного избирательного права обусловлено необходимостью обеспечения устойчивой взаимосвязи избираемых органов государственной и муниципальной власти с населением соответствующего публично-правового образования, способствует ответственному волеизъявлению избирателей на выборах и само по себе не может служить основанием для исключения гражданина, проживающего на территории, где проводятся выборы, из числа избирателей и лишения его возможности голосования. Из анализа вышеуказанных норм права, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ, суд полагает, что при решении вопроса о включении гражданина в списки избирателей принципиальное значение имеет место его проживания, а не наличие у него регистрации по месту жительства.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

В соответствии со статьей 3 названного Закона Российской Федерации, территориальный регистрационный учет вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Судом установлено, что <дата> истец Сидорова В.В. обратилась в избирательную комиссию муниципального образования с заявлением о включении ее в списки избирателей. <дата> избирательная комиссия муниципального образования «<адрес> наслег» отклонила данное заявление по причине того, что заявитель не обладает активным избирательным правом, так как место жительства заявителя находится в <адрес>, то есть за пределами избирательного округа.

Факт нахождения места жительства в <адрес> РС(Я) подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания <номер>, выданным <дата> ТП УФМС РФ по РС(Я) в <адрес>, на срок с <дата>г. по <дата>

Административный истец работает в <адрес> в должности директора ГУ «Фонд поддержки малого предпринимательства» со <дата>г., что подтверждается копиями распоряжения о приме на работу, трудовой книжки.

Работала на предприятиях расположенных в <адрес> с <дата> на постоянной основе.

Из копии паспорта административного истца Сидоровой В.В. следует, что она ранее имела регистрацию по адресу: <адрес>, снята с регистрационного учета <дата>г.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Пунктом 1 статьи 20 ГК РФ установлено, что местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает.

При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывании и жительства в пределах Российской Федерации" местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Вместе с тем понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в ст. 20 ГК РФ, Законе РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах.

При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно абзаца 2 статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, что было подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 04 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, пребывающих на постоянное жительство в названные регионы.

Исходя из изложенного федеральное законодательство определяет понятие «место жительства» как место постоянного или преимущественного проживания гражданина, установление факта нахождения которого п. 2 ст. 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» отнесено к исключительной компетенции органов регистрационного учета граждан Российской Федерации.

Таким образом, основанием для включения в список избирателей гражданина на избирательном участке по общему правилу является установленный органами регистрационного учета факт нахождения его места жительства на территории этого участка.

Положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в системе действующего правового регулирования не препятствуют гражданам, не имеющим постоянной регистрации по месту жительства, но постоянно проживающим на территории, где проводятся соответствующие выборы, что подтверждается наличием у них регистрации по месту пребывания, постоянного места работы, участвовать в качестве избирателей в голосовании на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Часть 2 ст. 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав граждан независимо от места жительства. Это относится ко всем без исключения правам, в том числе к избирательным.

Согласно частям 1, 3, 5 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 г. «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» гражданин Российской Федерации, который достиг на день голосования возраста 18 лет и место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа, а также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, обучающийся по очной форме обучения и зарегистрированный по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательной организации), имеют право избирать депутатов представительного органа муниципального образования, главу муниципального образования по соответствующему избирательному округу; гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным в органы местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; не имеют права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, осуществлять другие избирательные действия граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 г. «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, - факт пребывания (временного пребывания) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

Административный истец предоставил суду паспорт гражданина РФ и документы подтверждающие факт постоянного места жительства на территории избирательного округа, что служит основанием для включения гражданина в список избирателей и допуску к голосованию, а равно наличием активного избирательного права предусмотренного законом.

Суд приходи к выводу, что административный истец, воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 27 Конституции РФ выбрал постоянным местом жительства <адрес> Республики Саха (Якутия).

С учетом, установленных по делу конкретных обстоятельств, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, а также учитывая, что у административного истца отсутствует злоупотребление правом, поскольку включение его в списки избирателей для участия в голосовании на муниципальных выборах на территории, где он постоянно и преимущественно проживает и имеет регистрацию по месту пребывания, не позволит ему как избирателю проголосовать дважды на одних и тех же выборах, суд считает, административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Каких-либо доказательств подтверждающих наличие у административного истца злоупотребления избирательным правом и подвергали бы сомнению, представителем административного ответчика не представлено.

Согласно ч. 6 ст. 244 КАС РФ немедленному исполнению подлежат решение суда о включении гражданина в список избирателей и другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению по правилам, установленным ст. 188 настоящего Кодекса.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Сидоровой В.В. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования «<адрес> наслег» от <дата> <номер> «О рассмотрении заявления Сидоровой В.В.».

Обязать избирательную комиссию муниципального образования «<адрес> наслег» включить Сидорову В.В. , <дата> года рождения, в списки избирателей на предстоящие <дата> выборы главы Муниципального образования «<адрес> наслег».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированная часть решения составлена 16 ноября 2017 года.

Судья М.Е. Туприна

2а-AN-28/2017 ~ М-AN-36/2017

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
СИДОРОВА ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВНА
Ответчики
Участковая избирательная комиссия № 64 МО "Саскылахский национальный (эвенкийский) наслег"
Суд
Мирнинский районный суд
Судья
Туприна Марина Егоровна
14.11.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.11.2017[Адм.] Передача материалов судье
14.11.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.11.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
16.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2017[Адм.] Судебное заседание
16.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2017[Адм.] Дело оформлено
30.11.2017[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее