Дело № 2-1111/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2019 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Седовой Е.А.,
при секретаре Переваловой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кирилюк И.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, возложении обязанности назначить страховую пенсию с момента обращения за ней,
УСТАНОВИЛ:
Кирилюк И.В. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное), указав в обоснование поданного иска с учетом уточнения, что 20 августа 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», предоставив все необходимые документы, но решением пенсионного органа от 27 ноября 2018 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, вместо необходимых 30 лет имелось 29 лет 00 месяцев 09 дней. Однако с таким отказом она не согласна, полагала, что в ее специальный стаж необоснованно не были включены период работы в ....... в должности старшего фельдшера-лаборанта на 1,0 ставку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В этой связи просила признать незаконным решение пенсионного органа от 27 ноября 2018 года, включить в специальный стаж указанные периоды работы, обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения за ней, то есть с 20 августа 2018 года.
В судебное заседание истец Кирилюк И.В., ее представитель Крегер А.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные уточненные исковые требования поддержали, просили удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Дополнительно указав, что обязанности старшего фельдшера –лаборанта идентичны должности фельдшера – лаборанта, однако одновременно старший фельдшер-лаборант осуществляет руководство вверенным ему персоналом.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) Левенкова В.Т. с заявленными исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, указав, что у истца отсутствует требуемый специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
В соответствии со Списком № 781 период работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости подлежит зачету работа в должности фельдшера-лаборанта в больницах всех наименований.
Как следует из материалов дела, 20 августа 2018 года истец обратилась в пенсионный орган за установлением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Однако отделом назначения пенсий ГУ УПФР в г. Калининграде Калининградской области в соответствии с рекомендацией специалистов от 20 ноября 2018 года отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости виду отсутствия требуемого специального стажа.
На основании представленных документов специальный стаж истца составил 29 лет 00 месяцев 9 дней.
В данный стаж не были включены периоды работы в ....... в должности старшего фельдшера-лаборанта на 1,0 ставку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с данным решением, Кирилюк И.В. в настоящем иске просила включить указанные периоды в специальный стаж.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 30 от 11 декабря 2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В силу ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основанным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Судом установлено, что 10 марта 2009 года Кирилюк И.В. принята на должность фельдшера-лаборанта лаборатории на 1,0 ставку в ........
ДД.ММ.ГГГГ истец переведена на должность старшего фельдшера-лаборанта на 1,0 ставку.
ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность фельдшера-лаборанта в клинико-диагностическую лабораторию на 1,0 ставку и работает по настоящее время.
Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались, однако представитель пенсионного органа ссылалась на то, что работа истца в должности старшего фельдшера-лаборанта зачету в специальный стаж не подлежит ввиду того, что наименование должности не предусмотрено Списком № 781.
Между тем из представленных должностных инструкций старшего фельдшера-лаборанта и фельдшера – лаборанта .......», трудового договора истца, следует, что обязанности старшего фельдшера-лаборанта идентичны должности фельдшера – лаборанта, однако одновременно старший фельдшер-лаборант осуществляет руководство вверенным ему персоналом, а именно фельдшерами-лаборантами, санитарами.
Проанализировав должностные обязанности Кирилюк И.В. в должности старшего фельдшера-лаборанта, а также требования к должностям работников в сфере здравоохранения в утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 года № 541н Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, а именно, должностные обязанности фельдшера-лаборанта, учитывая, что должностное наименование «старший» устанавливается при условии, если специалист осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями, суд приходит к выводу о том, что работы, которые выполнялись Кирилюк И.В. в должности старшего фельдшера-лаборанта идентичны должностным обязанностям работников сфере здравоохранения в должности фельдшера-лаборанта.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – отпуска без сохранения заработной платы) истец фактически работала на должности и в учреждении, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 вышеназванного Закона.
При таких обстоятельствах данный период работы подлежит включению в специальный стаж истца в календарном исчислении (за исключением отпусков без сохранения заработной платы).
Периоды нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть включены специальный стаж, поскольку не предусмотрено законодательством.
Кроме того, пенсионным органом в ходе проверки документов Кирилюк И.В. было установлено, что в периоды работы истца, подлежащего включению в специальный стаж, имел место период нахождения последней на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Во включении периода нахождения истца на курсах повышения квалификации в специальный стаж Кирилюк И.В. было отказано.
Между тем отказ во включении в специальный стаж данного периода суд признает неправомерным в силу следующего.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Во время обучения на курсах повышения квалификации, истец, работая на должности и в учреждении, предусмотренных законодателем, не прерывала трудовых отношений с работодателем, числилась в штате работников, ей начислялась заработная плата, из которой работодатель производил отчисление страховых взносов в пенсионные органы.
Кроме того, вопреки доводам пенсионного органа, в период обучения на курсах повышения квалификации медицинские работники, хотя и не занимаются лечебной деятельностью, но продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность, так как целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решений профессиональных задач, то есть повышение квалификации - необходимость, без которой невозможна их профессиональная деятельность.
Повышение квалификации является обязательным условием трудового договора и предусматривается должностными обязанностями, невыполнение которых влечет отстранение от работы. Работодатель предъявляет определенные требования к уровню профессиональной подготовки медицинских работников и требует их постоянного повышения, документального подтверждения квалификации и медицинских навыков.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Кирилюк И.В. о необходимости включения в ее специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации.
При таком положении, принимая во внимание, что на момент обращения за назначением пенсии специальный стаж истца составлял 29 лет 00 месяцев 09 дней, а зачет вышеуказанных периодов работы Кирилюк И.В. свидетельствует о том, что на момент обращения в пенсионный орган у нее имелся необходимый стаж работы не менее 30 лет, дающий право на назначение последней досрочной страховой пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», суд приходит к выводу о необходимости возложения на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) обязанности установить Кирилюк И.В. досрочно страховую пенсию по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», начиная с 20 августа 2018 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кирилюк И.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) от 27 ноября 2018 года №....... об отказе в установлении Кирилюк И.В. досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) зачесть в специальный стаж Кирилюк И.В. в календарном исчислении следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением отпуска без сохранения заработной платы) в должности старшего фельдшера – лаборанта на 1,0 ставку в .......
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –курсы повышения квалификации.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) установить Кирилюк И.В. досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», начиная с 20 августа 2018 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2019 года.
Судья Е.А. Седова