Дело № 2а-526/2017
Определение
г. Канск Красноярского края 25 октября 2017 года
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Конищевой И.И.,
при секретаре - Кудашовой С.И.,
с участием
представителя административного истца - Колесниковой М.А.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Терского сельсовета Канского района Красноярского края к Комитету по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Законодательного Собрания Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности,
установил:
Администрация Терского сельсовета Канского района Красноярского края обратилась в Центральный районный суд г. Красноярска с административным иском к Комитету по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Законодательного Собрания Красноярского края, в котором просит признать решение Комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Законодательного Собрания Красноярского края, закрепленное в ответе Заместителя Председателя Законодательного Собрания Красноярского края Клешко А.М. от 11.04.2017 № 1724-ИЗС незаконным. Обязать Комитет по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Законодательного Собрания Красноярского края направить предложение Администрации Терского сельсовета Канского района о переименовании муниципального образования «Терский сельсовет» в «Красномаяковский сельсовет», закрепленное в письме от 29.11.2016 № 615 в Законодательное Собрание Красноярского края для принятия решения о направлении его на экспертизу в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Требования мотивированы тем, что 31.01.2017 Администрация Терского сельсовета обратилась в Законодательное Собрание Красноярского края с предложением о переименовании муниципального образования «Терский сельсовет» в «Красномаяковский сельсовет». Указанное предложение было рассмотрено Комитетом по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Законодательного Собрания Красноярского края, решение которого оформлено в ответе заместителя Председателя Законодательного Собрания Красноярского края Клешко A.M. № 24-ИЗС от 11.04.2017, полученным Администрацией Терского сельсовета 24.04.2017.
По результатам рассмотрения Комитет не поддержал предложение о переименовании Терского сельсовета. Данный отказ Администрация Терского сельсовета считает незаконным и нарушающим права и законные интересы населения Терского сельсовета.
Администрация Терского сельсовета приняла решение, которое было поддержано большинством населения Терского сельсовета о переименовании своего муниципального образования, по следующим основаниям:
Терский сельсовет получил свое наименование по названию деревни Терское, которое входило в его состав в двадцатых годах двадцатого столетия. Решением № 221 от 22.08.1974 Исполкома Канского районного Совета депутатов трудящихся центр Терского сельсовета перенесен в п. Красный Маяк. Решением № 222 от 22.08.1974 Исполкома Канского районного Совета депутатов трудящихся п. Красный Маяк вошел в состав Терского сельсовета. В связи с чем исторически, начиная с половины семидесятых годов прошлого столетия среди населения, как Терского сельсовета, так и Канского района сложилось устойчивое употребление в речи наименования именно Красномаяковский сельсовет. Однако переезд Терского сельсовета в п. Красный Маяк состоялся, а юридически наименование осталось прежним - Терский сельсовет. Несоответствие местонахождения Терского сельсовета его наименованию создает трудности для населения, производственной и бюджетной сферы, создается путаница с почтовыми отправлениями, регистрационными действиями и другие неудобства. Среди местного населения и населения Канского района широко используется неофициальное наименование сельсовета - Красномаяковский. Так же согласно протоколу № 1 заседания комиссии по проведению опроса граждан о выявлении мнения населения от 29.11.2016 482 человека, из 651 принявших участие в опросе, дали положительный ответ на переименование Терского сельсовета. Более того, в 2013 году, изучая вопрос о переименовании Терского сельсовета в «Красномаяковский» Экспертно - правовое управление Аппарата Законодательного Собрания Красноярского края давало согласие на переименование.
Определением Центрального районного суда г. Красноярска от 29.06.2017 настоящее административное дело передано по подсудности в Канский районный суд.
В предварительном судебном заседании представитель административного истца Колесникова М.А. поддержала исковые требования в полном объеме. Просила в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу по настоящему административному исковому заявлению отказать, поскольку ответ на обращение администрации Терского сельсовета был дан именно Комитетом.
В предварительное судебное заседание представитель административного ответчика Комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Законодательного Собрания Красноярского края не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном порядке.
Представитель заинтересованного лица Законодательного Собрания Красноярского края Зверева А.И. направила в суд возражение, в котором возражает против заявленных административным истцом требований, просит прекратить производство по делу в связи с тем, что Комитет не обладает процессуальной дееспособностью, поскольку является внутриструктурной единицей Законодательного Собрания Красноярского края и в силу своего статуса не обладает государственными полномочиями, не является государственным органом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что производство по данному административному исковому заявлению подлежит прекращению по следующим основаниям.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим.
Согласно части 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. В случаях, установленных настоящим Кодексом, административными ответчиками могут быть граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если имеются основания для отказа в принятии административного искового заявления, предусмотренные положениями настоящего кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел.
Особенности производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих определены главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Применительно к заявленным администрацией Терского сельсовета требованиям иного Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрено.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 46 Устава Красноярского края в систему органов государственной власти края входят: законодательный (представительный) орган государственной власти Красноярского края - Законодательное Собрание Красноярского края; высшее должностное лицо Красноярского края - Губернатор Красноярского края; высший орган исполнительной власти Красноярского края - Правительство Красноярского края; иные органы исполнительной власти Красноярского края; мировые судьи Красноярского края. Государственными органами края являются: Избирательная комиссия Красноярского края; Счетная палата Красноярского края; Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Устава Красноярского края Законодательное Собрание края является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти края.
Законодательное Собрание края образует на срок своих полномочий из числа депутатов в качестве постоянных органов комитеты Законодательного Собрания, занимающиеся предварительной подготовкой определенного круга вопросов, которые находятся в ведении Собрания (пункт 1 статьи 76 Устава края).
Согласно пункту 3 статьи 14 Уставного закона края от 29 января 2009 года № 8-2864 «О Законодательном Собрании Красноярского края» структура, полномочия и организация работы комитетов определяются Регламентом Законодательного Собрания и Положением о комитетах Законодательного Собрания, утверждаемым постановлением Законодательного Собрания.
Пунктом 7 статьи 4 Регламента Законодательного Собрания края перечислены направления, которыми занимаются комитеты, в том числе, осуществляют предварительную подготовку проектов законов края, разрабатывают и предварительно рассматривают постановления, обращения и иные решения и документы Законодательного Собрания, проекты федеральных законов; организуют рассмотрение поступивших в комитет обращений граждан и организаций.
Согласно пункту 5 статьи 5 Регламента комитет по вопросам своего ведения принимает решения.
Таким образом, в Красноярском крае действуют органы государственной власти и государственные органы, перечисленные в статье 46 Устава Красноярского края. Комитет по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Законодательного Собрания Красноярского края является внутриорганизационной структурной единицей Законодательного Собрания края, выполняет функции по подготовке вопросов для рассмотрения их Собранием, органом государственной власти и государственным органом не является.
Ввиду того, что Комитет не относится к органам государственной власти, государственным органам, то он не обладает процессуальной дееспособностью. Следовательно, решение Комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению не может быть оспорено в порядке административного судопроизводства.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о принятии административного иска администрации Терского сельсовета к производству суда у судьи имелись основания для отказа в принятии административного иска согласно пункту 5 части 1 статьи 128 и части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
Поскольку административный иск администрации Терского сельсовета был принят к производству суда в нарушение требований статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, производство по административному делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 128, частью 3 статьи 194, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
Прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению администрации Терского сельсовета Канского района Красноярского края к Комитету по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Законодательного Собрания Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Настоящее определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение 15 дней со дня его вынесения.
Председательствующий И.И. Конищева