11RS0016-01-2019-000945-69
дело 2а-652/2019
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 22 июля 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Юдина А. В. к ФКУ Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по РК, заместителю начальника – начальнику отдела исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми Безносикову Е. С. о признании решений незаконными,
установил:
Юдин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику отдела исполнения наказаний ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми Безносикову Е.С. о признании решений о дополнительной явке 15.04.2019,20.05.2019 и 17.06.2019 незаконными. В обоснование заявленных требований указано, что приговором мирового судьи Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 02.04.2018 Юдин А.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 117, ч. 1 ст. 139 Уголовного кодекса Российской Федерации, с назначением ему наказания в виде ограничения свободы на 1 год 6 месяцев. В период отбывания ограничения свободы Юдину А.В. установлены ограничения. Во время очередных явок для регистрации в отдел исполнения наказаний ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Республике Коми» административному истцу вручены уведомления о дополнительных явках 15.04.2019, 20.05.2019 и 17.06.2019, подписанные начальником отдела Безносиковым Е.С. Административный истец, ссылаясь на то, что указанные действия ограничивают его права, находил дополнительные вызовы для дачи объяснений по вопросам исполнения приговора необоснованными и незаконными, что послужило поводом для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 01.07.2019 в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми.
Административный истец Юдин А. В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представителя не направил. Согласно телефонограмме от 22.07.2019 Юдин А.В. ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик начальник отдела исполнения наказаний ФКУ УИИ УФСИН России по РК Безносиков Е.С., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставил отзыв на административный иск, в котором заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административных соответчиков ФКУ УИИ УФСИН России по РК и УФСИН России по РК Филиппов Э.Э., действующий на основании доверенностей, с административным иском не согласился, указав, что действия Безносикова Е.С. обусловлены и осуществляются исключительно в рамках полномочий, предоставленных Уголовно-исполнительным кодексом РФ, Положением об УИИ и Инструкцией по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы.
Суд, руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителя административных соответчиков, исследовав письменные материалы дела, обозрев подлинное личное дело № 14/2018 Юдина А. В., суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
В соответствии со статьей 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2); обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6).
Частью 7 статьи 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.
В соответствии с чч. 1, 2 ст. 47.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция.
Согласно ч. 1, 2 ст. 50 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы обязан соблюдать установленные судом ограничения, а также являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания.
В силу чч. 1, 2 ст. 60 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Порядок применения указанных технических средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В соответствии с п. 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 № 1555-О Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации предусматривает, что назначенное приговором суда наказание подлежит исполнению в установленном законом порядке и согласно условиям его отбывания, образующим его режим, призванный обеспечить охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, создающий условия для формирования у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения, для применения других средств исправления осужденных - воспитательной работы, общественно полезного труда, получения общего образования, профессионального обучения и общественного воздействия (статьи 7, 9, 82, 109 и 141). Исходя из этих требований осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены, требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным (части первая - четвертая статьи 11 УИК Российской Федерации).
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации устанавливает обязанность осужденных являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут ответственность, установленную законом (части пятая и шестая статьи 11, статья 115).
Соответственно, осужденный в силу части пятой статьи 11 УИК РФ обязан представлять объяснения по вопросам, связанным с исполнением приговора, т.е. с такими обстоятельствами, которые непосредственно касаются соблюдения порядка и условий отбывания назначенного ему наказания (требований режима), реализации возложенных на осужденного обязанностей и соблюдения им правоограничений.
При осуществлении надзора работник уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении.
Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что приговором мирового судья Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 02.04.2018 Юдин А.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 117, ч. 1 ст. 139 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде ограничения свободы на срок 1 год 6 месяцев, в период отбывания которого Юдину А.В. установлены следующие ограничения: не уходить из места постоянного проживания в ночное время суток, то есть с 22 часов до 6 часов, за исключением времени нахождения на работе, не менять постоянного места работы и места жительства, не выезжать за пределы муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и муниципального образования городского округа «Сыктывкар» без согласия специального государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, два раза в месяц являться на регистрацию в указанный орган.
Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы на территории Республики Коми является ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Республике Коми».
Из материалов дела следует, что в целях исполнения приговора Юдин А.В. поставлен на учет в ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми. С Юдиным А.В. проведена беседа, в ходе которой инспектором уголовно-исполнительной инспекции Юдину А.В. разъяснены его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий наказания.
Материалами дела подтверждается, что Юдин А.В. дал подписку о том, что он ознакомлен с требованиями законодательства и обязуется явиться по вызову в УИИ для дачи устных и письменных объяснений по вопросам, связанным с отбытием им наказания, явиться в УИ для регистрации два раза в месяц, не позднее семи дней до дня изменения места работы и (или) учёбы уведомить об этом УИИ (в случае, когда судом в отношении осужденного не установлено ограничение на изменение места работы и (или) учебы без согласия УИИ), соблюдать установленные судом ограничения.
Из материалов личного дела следует, что Юдину А.В. установлены дни явки на регистрацию (второй и четвертый рабочий четверг месяца), а также дана на руки Памятка осужденному к ограничению свободы, которая также содержит требования об обязательности явки осужденного по вызову УИИ для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием наказания.
Приказом Минюста России от 11.10.2010 № 258 утверждена Инструкция по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы, которая определяет организацию исполнения уголовно-исполнительными инспекциями наказания в виде ограничения свободы.
Так, в силу раздела IV указанной инструкции инспекциями осуществляется надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, который заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия (п. 26).
Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных инспекция: вызывает осужденного на беседы в инспекцию не реже одного раза в месяц в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; не реже одного раза в месяц проводит проверки по месту жительства, работы, учебы осужденного; посещает в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного; наводит справки по месту жительства осужденного, по месту работы и (или) учебы осужденного о его поведении; в отношении осужденных, имеющих ограничения на посещение ими определенных общественных мест, не реже одного раза в месяц проводит проверки в соответствующих местах; своевременно применяет к осужденному установленные законом меры воздействия; принимает решение об использовании аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля к осужденному (п. 27).
Как следует из материалов дела, дополнительные явки 15.04.2019, 20.05.2019, 17.06.2019 осуществлялись должностным лицом УИИ для получения объяснений от осужденного по вопросам, связанным с отбываем наказания, предупреждения преступлений и обеспечения надзора. Результаты данных бесед отражены в соответствующих справках о проведении воспитательных бесед.
С учетом вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд, установив, что оспариваемые решения в виде назначения Юдину А.В. дополнительных явок и связанные с ними действия приняты уполномоченным должностным лицом в соответствии с представленной компетенцией и в пределах предоставленных специализированному государственному органу, осуществляющему надзор за отбыванием осужденными наказания, полномочий, с соблюдением установленного законом порядка, приходит к выводу о законности решений заместителя начальника – начальнику отдела исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми Безносикова Е.С.
В нарушение положений ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, Юдиным А.В. не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения его прав, свобод и законных интересов, в то время как законом такая обязанность возлагается на административного истца.
С учетом приведенных выше требований закона, а также установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными решений должностного лица ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми Безносикова Е.С. о дополнительных явках Юдина А. В. в инспекцию 15.04.2019, 20.05.2019 и 17.06.2019 для дачи объяснений по вопросам, связанным с исполнением приговора, поскольку оспариваемые действия совершены в соответствии с законом в целях обеспечения порядка и условий исполнения и отбывания наказания, назначенного по приговору суда и прав административного истца Юдина А.В. не нарушают.
Учитывая изложенное, и руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Юдина А. В. к ФКУ Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по РК, заместителю начальника – начальнику отдела исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Коми Безносикову Е. С. о признании решений о необходимости дополнительных явок 15.04.2019, 20.05.2019 и 17.06.2019 в уголовно-исполнительную инспекцию незаконными оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 27.07.2019.
Судья Ю.В. Рачковская