Решение по делу № 2а-1246/2020 от 20.02.2020

Дело № 2а-1246/2020

64RS0045-01-2020-000980-28

Решение

Именем Российской Федерации

13 мая 2020 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Сорокиной Е.Б.,

при секретаре Агаеве Ш.Ш.,

с участием помощника прокурора г. Саратова – Горина И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора г. Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, заинтересованное лицо Управлению федеральной службы по надзору в связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области, заинтересованные лица – министерство здравоохранения Саратовской области, министерство информации и печати Саратовской области, о признании информации запрещенной,

установил:

первый заместитель прокурора г. Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд с административными исковыми требованиями о признании информации запрещенной к распространению, мотивируя свои требования тем, что в свободном доступе в сети Интернет на Интернет-ресурсах с доменными именами

https://medy-centr.com/voditelskaya-med-spravka.html,

https://med-spravka.pro/kupit-medkomissiyu,

https://medspravka-tula.top/spravka-vrach/ размещена информация о возможности оформления медицинских справок в дистанционной форме без посещения медицинского учреждения, без медицинского обследования, за определенную плату.

Согласно данным сайта http://2ip.ru/whois/ вышеуказанные доменные имена зарегистрированы за пределами Российской Федерации, в связи с чем, установить владельцев данных интернет-сайтов не представляется возможным.

Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.

На момент проверки указатели страниц сайтов, на которых размещена названная информация, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (http://eais.rkn.gov.ru) отсутствуют.

Вышеуказанные интернет-ресурсы являются сайтами, предназначенными для передачи информации посетителям сети Интернет. На основании вышеизложенного с учетом уточнении, истец просит признать информацию, размещенную в сети Интернет на Интернет-сайтах:

https://medy-centr.com/voditelskaya-med-spravka.html,

https://med-spravka.pro/kupit-medkomissiyu,

https://medspravka-tula.top/spravka-vrach/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Представитель истца – помощник прокурора города Саратова – Горин И.А. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что информация по указанным страницам сайтов в сети «Интернет»: https://medy-centr.com/voditelskaya-med-spravka.html,

https://med-spravka.pro/kupit-medkomissiyu, не доступна,

https://medspravka-tula.top/spravka-vrach/ доступна.

Представитель заинтересованного лица министерство информации и печати Саратовской области извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица министерства здравоохранения Саратовской области извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Статьей 2 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27.06.2006 №149-ФЗ) установлено, что информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ, сайт в сети «Интернет» – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) установлено, что информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно п.1 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Пункт 6 указанной статьи гласит, что запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков.

За незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, и за подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт предусмотрена уголовная и административная ответственность (ст.324 УК РФ и ст.19.23 КоАП РФ соответственно).

Основы выдачи медицинских справок в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) и непосредственно регулируются Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.05.2012 № 441н, которым утвержден «Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений».

В силу требований ст.78 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская организация имеет право выдавать медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно «Порядку выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений», утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.05.2012 № 441н, справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо. Справки оформляются в произвольной форме (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 19 указанного Порядка) с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачом (фельдшером, акушеркой), заверяются личной печатью врача и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации. Медицинские заключения выдаются гражданам по результатам проведенных медицинских освидетельствований, медицинских осмотров, диспансеризации, решений, принятых врачебной комиссией, а также в иных случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается наличие медицинского заключения.

Размещение на сайтах с указанными доменными именами информации о возможности приобретения медицинских документов в обход установленного законодательством порядка побуждает неопределенный круг лиц к нарушению действующего законодательства Российской Федерации и к совершению уголовно наказуемого деяния.

Распространение информации, содержащей предложения о выдаче медицинских справок в дистанционной форме без посещения медицинского учреждения, влечет негативные социальные, экономические и иные последствия, чем нарушает права неопределенного круга лиц.

Таким образом, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Соответственно, запрещается использование сетей связи общего пользования для предоставления доступа к материалам, содержащим предложения о выдаче медицинских справок в дистанционной форме без посещения медицинского учреждения, то есть с нарушением требований, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Размещенный на страницах сайтов с вышеуказанными доменными именами материал направлен на неограниченный круг лиц в обход установленных Российской Федерацией требований ведения медицинской деятельности.

Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации следует информацию, размещенную на сайтах с вышеуказанными доменными именами, признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ установлено создание единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр).

Создание, формирование и ведение Реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228.

В целях ограничения доступа к указанным сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внести указатели страниц таких сайтов в Реестр в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.

На момент проверки указатели страниц вышеназванных сайтов, на которых размещена информация о возможности оформления медицинских справок в дистанционной форме без посещения медицинского учреждения, без медицинского обследования, за определенную плату в Реестре отсутствуют.

Пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что основанием для включения в Реестр указателей страниц сайтов в сети «Интернет» является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Целью обращения с требованиями в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в Реестр сведений, указанных в ч.2 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, для ограничения доступа к вышеуказанной информации как незаконной.

В данном случае признание размещенной в сети «Интернет» информации запрещенной можно отнести к установлению правового состояния такой информации (факта), которое имеет юридическое значение, в том числе является основанием для включения установленных сведений в Реестр.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации в соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 2202-1).

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 2202-1 предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу ст. 35 Федерального закона № 2202-1 прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При таких обстоятельствах заявленные первым заместителем прокурора г. Саратова требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд

решил:

признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайтах:

https://medy-centr.com/voditelskaya-med-spravka.html,

https://med-spravka.pro/kupit-medkomissiyu,

https://medspravka-tula.top/spravka-vrach/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей страниц сайта:

https://medy-centr.com/voditelskaya-med-spravka.html,

https://med-spravka.pro/kupit-medkomissiyu,

https://medspravka-tula.top/spravka-vrach/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца через Кировский районный суд г. Саратова.

Судья Е.Б. Сорокина

2а-1246/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
первый заместитель прокурора г.Саратова
Другие
Министерство информации и печати Саратовской области
Министерство здравоохраненеия Саратовской области
Управление Федеральной службы по надзрру в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Саратовской области
Суд
Кировский районный суд г. Саратов
Судья
Сорокина Елена Борисовна
Дело на странице суда
kirovsky.sar.sudrf.ru
20.02.2020Регистрация административного искового заявления
20.02.2020Передача материалов судье
26.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
24.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Производство по делу возобновлено
13.05.2020Судебное заседание
27.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее