Дело № 2а-3280/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2019 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
судьи: Мальцевой О.А.
при секретаре: Абрамовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю к Понамареву Сергею Алексеевичу о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №15 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Понамареву С.А. о взыскании задолженности по пени на недоимку по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 246 634,24 руб.
В обоснование требований указано, что в отношении Понамарева С.А. проведена выездная налоговая проверка, в ходе которой установлены налоговые правонарушения, а именно неуплата НДФЛ от продажи земельных участков и долей в них, находящихся в собственности налогоплательщика менее трех лет; не представление деклараций и неуплата НДФЛ в установленный законодательством срок.
В связи с неуплатой налогоплательщиком налога за 2011-2013 гг. в общем размере 7 798 332 руб. в установленный срок, начислена пеня. Требование об уплате ответчиком не исполнены, сумма задолженности по пени на сегодняшний день не погашена.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с иском о взыскании недоимки.
Административный ответчик в суд не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежаще. В материалы дела представлены возвращения на административное исковое заявление, в которых указано на пропуск налоговым органом срока для обращения в суд.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ).
Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).
Источник выплаты доходов налогоплательщику - организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход (ст. 11 НК РФ).
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса (13 %), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой (п. 3 ст. 210 НК РФ).
В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
На основании ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст. 225 НК РФ порядок исчисления налога установлен в зависимости от установленных правил определения налоговой базы.
Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 225 НК РФ).
Исчисление и уплату налога в соответствии со ст. 52 и пи. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ производят физические лица - физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Налогоплательщик в соответствии с п. 1 ст. 52 и п. 2 ст. 228 НК РФ самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (п. 3 ст. 228 НК РФ).
Решением начальника МИФНС России №15 по Алтайскому краю от 23.03.2015 № Понамарев С.А. привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст.ст. 119, 122 НК РФ в связи с неуплатой НДФЛ за 2011-2013 гг. в общем размере 7 798 332 руб., ему начислены пени по состоянию на 23.03.2015 в размере 1 145 311,04 руб., сумма штрафа составляет 10 000 руб.
В соответствии с решением № от 18.04.2018 с административного ответчика взыскана пени за несвоевременную уплату налога на доход физического лица в размере 246 634,24 руб., в том числе за период с 01.11.2017 по 31.12.2017 в размере 128 935,73 руб., за период с 01.01.2018 по 28.02.2018 в размере 117 696,51 руб.
В связи с неисполнением указанного решения, в адрес Понамарева С.А. 24.01.2018 направлено требование №, согласно которому налогоплательщику предложено оплатить пени в размере 128 935,73 руб., 17.03.2018 направлено требование № об оплате пени в размере 117 698,51 руб. в срок до 12.02.2018 и 28.03.2018 соответственно.
В связи с неисполнением указанных налоговых требований, 03.04.2019 МИФНС России № 15 по Алтайскому краю обратилась в суд с настоящим административным иском.
Проверяя соблюдение налоговым органом, порядка принудительного взыскания недоимки, суд исходит из факта пропуска срока на принудительное взыскание по следующим основаниям.
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В соответствии с пунктами 1, 2, 10 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. (абз. 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание сроки, установленные налоговым органом в требованиях (12.02.2018 и 28.03.2018) в суд с административным исковым заявлением налоговый орган мог обратиться не позднее 12.08.2018.
Обращаясь в суд с настоящим иском 03.04.2019, административный истец пропустил исчисленный в соответствии с законом срок для обращения с административным иском более чем на 8 месяцев.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, возлагается на административного истца.
В ходе рассмотрения дела налоговым органом таких доказательств не представлено, как и не указаны уважительные причины.
Ссылки на невозможность в течение установленного законом срока предъявить требования ко всем должникам связаны с организацией работы налоговой службы и не могут влечь восстановление срока. Требования об уплате недоимки было направлено налогоплательщику в установленный срок, следовательно, налоговый орган имеет возможность отслеживать исполнение обязанности налогоплательщиком. Учитывая изложенное, пропущенный срок восстановлению не подлежит.
Учитывая, отсутствие уважительных причин пропуска срока для обращения в суд, оснований для его восстановления не имеется.
С учетом установленных обстоятельств, административное исковое заявление удовлетворению не подлежит в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 15 по Алтайскому краю оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Мальцева