Судья Даваев А.Ю. № 7-81/2020
РЕШЕНИЕ
г. Элиста 16 июня 2020 г.
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Лиджеева Л.Л.,
при секретаре Чимидовой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи через Тюменский областной суд жалобу защитника врио генерального директора общества с ограниченной ответственностью «КомсомольскНефть» (далее – ООО «КомсомольскНефть», общество) Салихова М.Ф. – Петрова А.В. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия от 23 декабря 2019 г. № **** и решение судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 20 февраля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф.,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) по Ростовской области и Республике Калмыкия от 23 декабря 2019 г. № *** врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Решением судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 20 февраля 2020 г. постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, защитник врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. – Петров А.В. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование своей позиции указывает на то, что в мотивированном представлении о назначении внеплановой проверки от 20 мая 2019 г. отсутствует основания для проведения проверки. Считает, что в качестве основания должны быть указаны конкретные сведения о фактах причинения вреда либо возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, памятникам истории и культуры, возникновения чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера. Указывает на недопустимость собранных по делу доказательств, поскольку при проведении проверки ООО «КомсомольскНефть» должностными лицами административного органа нарушены требования подп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и п. 47 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 29 июня 2019 г. № 193, что следует из решения судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 31 октября 2019 г. по делу № 12-28/2019. Считает также, что административный орган не имел полномочий на проверку выполнения обязательных требований, возложенных на ООО «КомсомольскНефть», поскольку данный предмет проверки поднадзорен Ростехнадзору. Полагает, что составленный акт о невозможности проведения проверки № В-18/06-2019 от 01 июля 2019 г. не соответствует требованиям части 4 статьи 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ, при этом указанный акт не вручался представителю Общества, что является грубым нарушением названного Федерального закона. Судом не учтено, что имелись основания для отмены постановления в соответствии с п.5 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, а именно не установлена объективная сторона правонарушения. Считает, что Котляревский А.С., которому Салихов М.Ф. выдал доверенность на представление интересов общества, не имел полномочий действовать от имени ООО «КомсомольскНефть», поскольку его генеральным директором является Саттаров М.Н. Ссылается также на нарушение должностным лицом при вынесении постановления от 23 декабря 2019 г. требований ст. 25.15 КоАП РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения об уведомлении Салихова М.Ф. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
В судебном заседании защитник врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. – Петров А.В. поддержал доводы поданной жалобы, просил её удовлетворить, дополнительно указал, что в действиях Салихова М.Ф. отсутствует вина в совершении административного правонарушения.
Врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихов М.Ф., представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Выслушав объяснения защитника Петрова А.В., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административная ответственность по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ установлена за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей» земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Указанные лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством (ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей»).
В соответствии со ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно п.2 ч.2 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Установлено, что постановлением администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 22 апреля 2014 года №147 ООО «КомсомольскНефть» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером ****, расположенный в 28-30 км на юго-запад от ****, площадью 560500 кв.м. Вид разрешенного использования земельных участков: для эксплуатации нефтяных месторождений. Срок аренды установлен до 9 апреля 2063 года.
ООО «КомсмольскНефть» является пользователем участка недр «Северо-Комсомольское» по лицензии ****.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего письма прокуратуры Республики Калмыкия №*** от 07 мая 2019 г. о выявлении Управлением Федеральной службы безопасности РФ по Республике Калмыкия фактов добычи нефти ООО «КомсомольскНефть» в 2016-2018 гг. с нарушением действующего законодательства был издан приказ Росприроднадзора по РК №*** от 20 мая 2019 г. о проведении внеплановой, выездной проверки ООО «КомсомольскНефть» в период с 03 июня по 01 июля 2019 г., который был направлен в прокуратуру Республики Калмыкия для согласования.
21 мая 2019 г. прокуратурой Республики Калмыкия принято решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.
Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки от 23 мая 2019 г. № 10-2/1180, копия приказа от 20 мая 2019 г. № *** направлены заказным письмом в адрес юридического лица и получены адресатом 03 июня 2019 г., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма (ШПИ № ****).
1 июля 2019 г. Управлением Росприроднадзора составлен акт о невозможности проведения проверки юридического лица № *** в период с 3 июня по 1 июля 2019 г.
В последующем с целью проверки фактов, изложенных в вышеуказанном письме Управления Федеральной службы безопасности РФ по Республике Калмыкия от 12 апреля 2019 г. № ****, на основании распоряжения (приказа) руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 30 сентября 2019 г. № *** в отношении ООО «КомсомольскНефть» проведена внеплановая выездная проверка в период с 5 ноября по 2 декабря 2019 г.
Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки от 02 октября 2019 г. № *** направлено в адрес ООО «КомсомольскНефть» 02 октября 2019 г. заказным письмом с уведомлением, получено юридическим лицом 04 октября 2019 г.
В ходе осмотра фонда скважин Северо-Комсомольского месторождения ООО «КомсомольскНефть» в 50 метрах к северо-востоку от скважины №*** Северо-Комсомольского месторождения под шлейфом скважины №64 – СП «Северо-Комсомольское» в точке с координатами ***, *** выявлен загрязненный нефтепродуктами земельный участок размерами 5х20 м., площадью 100 кв.м. Согласно протоколу измерений почвы Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Астраханской области от 19 ноября 2019 года №*** и заключению от 20 ноября 2019 года №*** эксперта Федоровой И.В. установлено превышение по содержанию нефтепродуктов в точке №1 (на глубине 0-0,05) в 22,3 раза по отношению к фоновой точке №3, а также превышение в точке №2 (на глубине 0,05-0,2) в 6,1 раза по отношению к фоновой точке № 4.
Актом проверки установлено, что ООО «КомсомольскНефть» при эксплуатации производственных объектов на указанном месторождении допустил факт загрязнения почвы нефтепродуктами, в результате чего произошла порча земель, которые зафиксированы в акте проверки № *** от 4 декабря 2019 г.
Указанные факты послужили основанием для составления в отношении Салихова М.Ф., временно исполняющего обязанности генерального директора ООО «КомсомольскНефть» с 08 сентября 2019 г. на основании приказа генерального директора указанного Общества от 8 сентября 2019 г. № **, протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении был составлен 16 декабря 2019 г. в присутствии защитника врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. – Котляревского А.С., его копия вручена последнему под роспись.
Факт совершения Салиховым М.Ф. указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 18 декабря 2019 г. № ***; распоряжением (приказом) о проведении внеплановой выездной проверки от 20 мая 2019 г. № **; мотивированным представлением о назначении внеплановой проверки от 20 мая 2019 г.; решением прокуратуры о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 21 мая 2019 г.; уведомлением о проведении проверки от 23 мая 2019 г. № ***; актом о невозможности проведения проверки от 01 июля 2019 г. № **; распоряжением (приказом) о проведении внеплановой выездной проверки от 30 сентября 2019 г. № ***; уведомлением о проведении проверки от 02 октября 2019 г. № ***; актом проверки от 04 декабря 2019 г. № *** с фототаблицей к нему и иными доказательствами.
Исследовав и оценив указанные доказательства в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о виновности врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства их совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Повторно приведенные доводы жалобы защитника врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. - Петрова А.В. об отсутствии мотивированного представления о назначении внеплановой проверки, полномочия Росприроднадзора о проведению вышеуказанной проверки, не предоставления врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихову М.Ф. копии акта проверки, были предметом исследования и оценки судьи районного суда, получили надлежащую и правильную правовую оценку, обоснованно отвергнуты по мотивам, подробно изложенным в решении.
Довод жалобы о недоказанности виновности врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. в совершении вмененного ему административного правонарушения несостоятелен и противоречит совокупности собранных по делу доказательств, фактически направлен на их переоценку.
Так, материалами дела подтверждается, что внеплановая выездная проверка в отношении ООО «КомсомольскНефть» была проведена должностными лицами административного органа с соблюдением требований закона.
Процедура согласования проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры административным органом не нарушена, что следует из решения заместителя прокурора Республики Калмыкия от 21 мая 2019 г.
Таким образом, у административного органа имелось предусмотренные законом основания для проведения внеплановой выездной проверки деятельности юридического лица по соблюдению законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр.
Утверждение в жалобе об отсутствии оснований для проведения проверки и мотивированного представления со ссылкой на решение судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 31 октября 2019 г. по иному делу об административном правонарушении (№ ***) не имеет правового значения по настоящему делу.
Доводы об отсутствии доказательств наличия у временно исполняющего обязанности генерального директора Общества Салихова М.Ф. полномочий на представление интересов ООО «КомсомольскНефть» и на выдачу доверенности Котляревскому А.С. не состоятельны.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, а также материалам внеплановой выездной проверки № *** (доверенности на Котляревского А.С. и приказы о назначении Салихова М.Ф.) Котляревский А.С. является представителем ООО «КомсомольскНефть» на основании доверенности б/н от 13 декабря 2019 г., действующей сроком до 31 декабря 2019 г., выданной ему временно исполняющим обязанности генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салиховым М.Ф., который назначен на указанную должность приказом генерального директора Общества Саттарова М.Н. от 8 сентября 2019 г. № **.
В силу ст. 33 Федерального закона от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий относится к компетенции общего собрания участников общества.
На период, когда лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа общества, не может действовать по каким-либо причинам (болезнь, отпуск, командировка и т.д.), допускается назначение лица, временно исполняющего обязанности руководителя, обладающего тем же объемом полномочий.
Порядок назначения временно исполняющего обязанности директора общества законодательно не определен. Вместе с тем, директор общества в силу прямого указания в пункте 3 статьи 40 названного Федерального закона имеет право назначать работников на должности и наделять их полномочиями на представление интересов общества.
При таком положении ссылка в жалобе на отсутствие у Салихова М.Ф. полномочий на представление интересов ООО «КомсомольскНефть» и на выдачу доверенности Котляревскому А.С. основана на неверном толковании норм действующего законодательства.
Из содержания акта проверки № *** от 04 декабря 2019 г. усматривается, что представитель Общества по доверенности Котляревский А.С. под роспись ознакомился с копией распоряжения (приказа) о проведении проверки, а также получил копию акта проверки.
Уведомление № *** от 04 декабря 2019 г. о назначении на 16 декабря 2019 г. в 15 час. 30 мин. составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, направлено в адрес врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. по юридическому адресу ООО «КомсомольскНефть»: Республика Калмыкия, *** и получено представителем по доверенности 12 декабря 2019 г., что подтверждается имеющимся в деле почтовым уведомлением.
Также Салихов М.Ф. уведомлялся о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по месту регистрации: ***, посредством телеграммы и отправления с почтовым уведомлением.
Таким образом, должностное лицо административного органа выполнило обязанность по надлежащему извещению Салихова М.Ф. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что отвечает требованиям ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ.
Из содержания протокола об административном правонарушении № В-28.8/11-2019 от 16 декабря 2019 г. видно, что при его составлении присутствовал защитник врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. – Котляревский А.С., действовавший на основании выданной ему Салиховым М.Ф. доверенности от 13 декабря 2019 г.
Согласно протоколу рассмотрение указанного дела назначено на 23 декабря 2019 г. в 11 час. 45 мин., о чем защитник Котляревский А.С. был извещен под роспись.
Из содержания доверенности, выданной Салиховым М.Ф. Котляревскому А.С., следует, что последний уполномочен получать запросы, требования, извещения, получать и подписывать документы.
При вынесении постановления № В-28.8/11-2019 от 23 декабря 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. защитник Котляревский А.С. также участвовал, был ознакомлен с постановлением и получил его копию, о чем свидетельствует его подпись.
В настоящей жалобе и в судебном заседании, защитник врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. – Петров А.С. данных о том, что рассмотрение дела в отсутствие Салихова М.Ф. повлекло вынесение незаконного решения, лишило возможности представить доказательства, которые могли повлиять на существо принятого решения, не привел.
При таком положении, нельзя признать, что рассмотрение дела административным органом в отсутствие Салихова М.Ф. нарушило права последнего на судебную защиту.
Доводы защитника Петрова А.В. относительно отсутствия вины и как следствие отсутствия события и состава административного правонарушения, также следует признать несостоятельными, поскольку опровергаются вышеперечисленными доказательствами по делу.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого акта, по делу не установлено.
При назначении административного наказания учтены обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.
При таких данных решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия от 23 декабря 2019 г. № *** и решение судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 20 февраля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. оставить без изменения, жалобу его защитника Петрова А.В. – без удовлетворения.
Судья Л.Л. Лиджеева