Дело № 3а-24/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень | 11 апреля 2017 года |
Тюменский областной суд в составе
председательствующего судьи Можаевой С.Г.,
при секретаре Гимадиевой А.Г.,
с участием представителя административного истца Мухаметкуловой Е.А., представителя административного ответчика Правительства Тюменской области Громовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хашагульгова Билана Илесовича к Правительству Тюменской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
у с т а н о в и л:
Хашагульгов Б.И. обратилася в суд с административным исковым заявлением к Правительству Тюменской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Требования административного истца мотивированы тем, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью 24 285 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под нежилые здания и строения, объекты торгового назначения, расположенного по адресу: <.......>. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 02 декабря 2014 года была определена в размере 126 413 867 руб. 55 коп. В настоящее время данная стоимость является архивной, так как распоряжением ДИО Тюменской области № 0111/16 от 08 ноября 2016 года были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, согласно которому новая кадастровая стоимость земельного участка составляет 43 911 651 руб. 30 коп.
Согласно отчету ЗАО «ЭКО-Н» № 77/1-2016 от 15 ноября 2016 года, на которое представлено положительное заключение Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» № 3658/2016 от 30 ноября 2016 г., рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 02 декабря 2014 г. составляет 20 205 000 руб. Административный истец указывает, что завышенная кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в кадастр в размере, значительно превышающем рыночную стоимость, нарушает его права и имущественные интересы, поскольку приводит к уплате арендной платы в завышенном размере. Несмотря на внесение в кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости земельного участка на момент подачи административного искового заявления применению при расчете арендной платы подлежит применению предыдущая оспариваемая кадастровая стоимость, установленная на 2 декабря 2014 г., в связи с чем у административного истца имеется правовой интерес в ее пересмотре (том 1 л.д. 3-7).
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель административного истца Мухаметкулова Е.А. (том 1 л.д. 14-16) в судебном заседании полностью поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика Правительства Тюменской области Громова И.В. (том 2 л.д. 82-84) в судебном заседании пояснила, что просит принять во внимание заключение судебной экспертизы, так как отчет об оценке, представленный истцом нельзя признать надлежащим доказательством по основаниям, изложенным в письменном отзыве, и вынести решение на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил письменный отзыв.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, представил письменный отзыв.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ишима в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, находит административный иск подлежащим удовлетворению частично, по следующим основаниям.
В соответствии с нормами ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу ч.6 ст.24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившего в силу с 1 января 2017 г., положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям об оспаривании результатов кадастровой стоимости подлежат применению нормы Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту Закон об оценочной деятельности).
В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости установлены также ст.248 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Как следует из материалов административного дела, административный истец является физическим лицом, и ему на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером <.......>, общей площадью 24 285 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под нежилые здания и строения, объекты торгового назначения, расположенный по адресу: <.......>. Это подтверждается договором № 1 аренды земельного участка от 11 января 2016 года, из раздела 2 и приложения № 1 которого следует, что арендная плата за пользование земельным участком исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (том 1 л.д. 9-12).
По состоянию на 02 декабря 2014 года определена кадастровая стоимость земельного участка в размере 126 413 867 руб. 55 коп. (том 1 л.д. 13).
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее по тексту решения - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28), арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В обоснование требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости административным истцом представлен отчет № 77/1-2016 от 15 ноября 2016 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный ЗАО «ЭКО-Н» (л.д.18-122).
Согласно указанному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> по состоянию на 02 декабря 2014 года составляет 20 205 000 руб.
На указанный отчет экспертным советом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» дано экспертное заключение от 30 ноября 2016 года, в котором сделан вывод о соответствии отчета об оценке ЗАО «ЭКО-Н» требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 123-142).
В связи с поступившими возражениями от административного ответчика Правительства Тюменской области по делу была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка <.......> по состоянию на 02 декабря 2014 года и соответствия отчета об оценке ЗАО «ЭКО-Н» требованиям законодательства (том 1 л.д. 196-200).
Согласно экспертному заключению ООО «Априори», рыночная стоимость земельного участка <.......>, по состоянию на 02 декабря 2014 года составляет 27 772 000 руб. Отчет ЗАО «ЭКО-Н» от 15 ноября 2016 года соответствует требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», стандартов и правил оценки (том 2 л.д. 1-67).
Статьей 3 Закона об оценочной деятельности установлено, что для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу разъяснений, изложенных в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Согласно ч.1 ст.84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд, проанализировав заключение эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, установил, что оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Сравнив отчет об оценке ЗАО «ЭКО-Н» и заключение судебной экспертизы, учитывая отсутствие каких-либо возражений административных ответчиков и заинтересованных лиц в отношении заключения судебной экспертизы, суд принимает во внимание заключение судебной экспертизы, признает указанный документ надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Представитель истца возражала против заключения судебной экспертизы и просила принять во внимание отчет об оценке ЗАО «ЭКО-Н», однако мотивированных возражений против заключения судебной экспертизы не представила, ходатайство о проведении дополнительной или повторной экспертизы не заявляла.
Суд учитывает, что кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 02 декабря 2014 года и внесенная в государственный кадастр недвижимости, определена с применением метода массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта, в то время как при производстве судебной экспертизы производилась оценка конкретного земельного участка, арендуемого истцом, с учетом его индивидуальных характеристик.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08 ноября 2016 г. № 0111/16 по результатам государственной кадастровой оценки земельных участков, входящих в состав земель населенных пунктов Тюменской области по состоянию на 01 января 2016 г. утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, входящих в состав земель населенных пунктов Тюменской области.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> определена в размере 43 911 651 руб. 30 коп, которая согласно сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области, изложенным в письменном отзыве (том 1 л.д. 162-165), внесена в государственный кадастр недвижимости 13 ноября 2016 года.
Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость (126 413 867 руб. 55 коп.) является архивной.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда от 30.06.2015 № 28, дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу ст.24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно п. 28 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, установлено, что у административного истца имеется правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, поскольку арендатором земельного участка он является с 11 января 2016 года, заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка им подано в суд 15 декабря 2016 года.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований частично: путем установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью 24 285 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под нежилые здания и строения, объекты торгового назначения, расположенного по адресу: <.......>, в размере его рыночной стоимости, равной, согласно заключению судебной экспертизы, 27 772 000 руб. по состоянию на 02 декабря 2014 года, с указанием в соответствии с п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости дату обращения административного истца в суд – 15 декабря 2016 года, исходя из которой кадастровая стоимость подлежит установлению на период с 01 января 2016 года и до 13 ноября 2016 г. – даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст.245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
административное исковое заявление Хашагульгова Билана Илесовича удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> общей площадью 24 285 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под нежилые здания и строения, объекты торгового назначения, расположенного по адресу: <.......>, в размере его рыночной стоимости, равной 27 772 000 руб. по состоянию на 02 декабря 2014 года, на период с 01 января 2016 года и до 13 ноября 2016 года – даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
В остальной части административного иска отказать.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 15 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Тюменского областного суда.
Решение в окончательной форме принято 11 апреля 2017 года
Судья Тюменского областного суда (подпись) С.Г. Можаева
Копия верна
Судья Тюменского областного суда С.Г. Можаева