Дело № 12-382/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Йошкар-Ола 05 июня 2019 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Митькова М.В., с участием директора ГБУ РМЭ «Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат» Максимовой Л.А., привлеченной к административной ответственности, защитника на основании доверенности Лебедева В.Е., представителя территориального органа Росздравнадзора по РМЭ Запеваловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ГБУ РМЭ «Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат» Максимовой Л.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 30 апреля 2019 года, которым
Максимова Л.А., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес> ранее к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения не привлекавшаяся,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 30 апреля 2019 года директор ГБУ РМЭ «Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат» Максимова Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, Максимова Л.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи от 30 апреля 2019 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В обоснование жалобы указала, что мировым судьей необоснованно сделан вывод о привлечении ее к административной ответственности ввиду отсутствия вины, а также поскольку обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место 01 декабря 2017 года. Таким образом, трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек 01 марта 2018 года. Кроме того, умысла на преднамеренное уменьшение штатной численности медицинских работников учреждения у Максимовой Л.А. не было, указанное получилось в связи с вынужденной необходимостью и при ранее работавшем директоре.
Лицо, в отношении которого ведется производство по административному делу, директор ГБУ РМЭ Республики Марий Эл «Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат» Максимова Л.А. жалобу поддержала по доводам, изложенным выше.
Защитник должностного лица Максимовой Л.А. по доверенности Лебедев В.Е. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, указав, что в настоящее время с Министерством социального развития РМЭ прорабатывается вопрос об увеличении штатной численности с учетом указанных должностей, однако на это требуется время, с учетом увеличения финансовых затрат им не известно, будут ли внесены изменения в количество штатных единиц.
Представитель Территориального органа Росздравнадзора по Республике Марий Эл по доверенности Запевалова А.А. в судебном заседании с постановлением мирового судьи и назначенным наказанием согласилась, указав, что штатное расписание на 2019 года утверждено Максимовой Л.А., действует с 01 января 2019 года, правонарушение является длящимся, в силу устава и должностных обязанностей директором не были предприняты в указанной части меры по устранению нарушений требований законодательства.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Частью 2 ст.19.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" определяется Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291.
Лицензионные требования предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности и к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, установлены в постановлении Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».
Согласно п.п. «ж» п. 4 указанного постановления Правительства РФ соответствующие структуры и штатного расписания соискателя лицензии – юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций, является лицензионным требованием.
На основании п. 5 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28 ноября 2014 года № 616 утверждены нормативы штатной численности организаций социального обслуживания Республики Марий Эл.
Приказом Министерства труда РФ от 24 ноября 2014 года № 940н утверждены рекомендуемые нормативы штатной численности организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
Так, согласно Постановлению Правительства Республики Марий Эл от 28 ноября 2014 года № 616 норматив штатной численности следующих медицинских работников психоневрологических интернатов:
Младшая медицинская сестра по уходу за больными- 1 должность на 20 коек; санитарка - 1 должность на 15 коек, в отделении милосердия - младшая медицинская сестра по уходу за больными – 5 должностей на 25 коек, санитарка- 5 должностей на 25 коек.
ГБУ Республики Марий Эл «Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат» рассчитано на 301 койко-место, в том числе в отделении милосердия – 100 коек. По штатному расписанию, утвержденному директором на 2019 год, штатных единиц должностей составляет на 201 койку: Младшая медицинская сестра по уходу за больными- должность отсутствует; санитарка – 3 единицы должности, в отделении милосердия - младшая медицинская сестра по уходу за больными – должность отсутствует, санитарка- 6 должностей.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 99-ФЗ задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
В соответствии с уставом ГБУ РМЭ «Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат» руководителем учреждения является директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия, утверждает штатное расписание.
На основании приказа министра социального развития РМЭ от 20 декабря 2108 года № с 20 декабря 2018 года Максимова Л.А. назначена директором ГБУ РМЭ «Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат».
Штатное расписание на 2019 года утверждено Максимовой Л.А., будучи назначенной на должность директора ГБУ.
Доказательств, подтверждающих принятие директором ГБУ РМЭ «Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат» всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, так и доказательств отсутствия возможности, наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, должностному лицу при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также в настоящее судебное заседание при рассмотрении жалобы не представлено.
Таким образом, мировым судьей верно сделан вывод, что вина Максимовой Л.А., как должностного лица полностью установлена и подтверждается протоколом об административном правонарушении, приказом о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, актом проверки, где выявлено и зафиксировано нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, определенного уставом медицинского учреждения.
При этом не имеют правового значения ссылки Максимовой Л.А. об утверждении штатного расписания до ее вступления в должность, поскольку предметом внеплановой выездной проверки являлось соответствие структуры и штатного расписания ГБУ РМЭ Эл «Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат» общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций по состоянию на 2019 год, штатное расписание на 2019 года утверждено за ее подписью.
Доводы жалобы, что мировым судьей необоснованно сделан вывод о привлечении ее к административной ответственности ввиду истечения трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности 01 марта 2018 года, являются несостоятельными.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении учреждения дела об административном правонарушении, выявлены 05 апреля 2019 года.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ составляет три месяца.
Следовательно, принимая во внимание, что выявленное правонарушение является длящимся, срок давности привлечения должностного лица ГБУ РМЭ «Шоя-Кузнецовский ПНИ» к административной ответственности, установленной названной нормой для данной категории дел на момент рассмотрения дела мировым судьей не истек.
С учетом всех значимых обстоятельств заявителю назначено наиболее мягкое наказание, предусмотренное санкцией ч.2 ст.19.20 КоАП РФ.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к переоценке установленных судьей обстоятельств, поэтому не подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления судьи не имеется.
Оценив в совокупности все представленные доказательства, суд полагает, что постановление о назначении директору ГБУ Республики Марий Эл «Шоя-Кузнецовский ПНИ» Максимовой Л.А. административного наказания в виде предупреждения соответствует требованиям закона и характеру совершенного правонарушения, оснований для его отмены не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 30 апреля 2019 года, которым директор ГБУ Республики Марий Эл «Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат» Максимова Л.А. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.19.20 КоАП РФ и ее назначено административное наказание в виде предупреждения, оставить без изменения, жалобу должностного лица Максимовой Л.А. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья М.В. Митькова