№...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мишариной И.С.,
при секретаре Грасс Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 22 августа 2019 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лица к Размыслову Р.Б. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми обратился в суд с административным исковым заявлением к Размыслову Р.Б. о прекращении действия специального права - права на управление транспортными средствами, обязании сдать в ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району водительское удостоверение №..., предоставляющее право управления транспортным средством категории «А, B, C, D, CE».
В обоснование административного искового заявления указано, что по результатам проверки, установлено, что Размыслов Р.Б. имеет водительское удостоверение №..., предоставляющее право управления транспортным средством категории «А, B, C, D, CE». Вместе с тем, согласно данным ГБУЗ «Сыктывдинская ЦРБ» Размыслов Р.Б. ... что свидетельствует о наличии у Размыслова Р.Б. противопоказаний к управлению транспортными средствами по состоянию здоровья.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.
Заинтересованные лица ОГИБДД ОМВД по России по Сыктывдинскому району, ГБУЗ РК «Сыктывдинская ЦРБ», ГБУЗ РК «КРНД», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей для участия в деле не направили. ГБУЗ РК «Сыктывдинская ЦРБ», ГБУЗ РК «КРНД» направили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом по имеющимся в материалах дела местах его проживания и регистрации. Судебные извещения возвращены почтовой службой в суд с отметкой «за истечением срока хранения».
До начала рассмотрения дела от административного ответчика не поступало письменных отзывов, заявлений об отложении дела, уважительности причин неявки либо о возможности рассмотрения дела без его участия.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
По данным ОГИБДД ОМВД по Сыктывдинскому району, Размыслов Р.Б., ** ** **, имеет водительское удостоверение №... выданное ** ** **, дающее право управления транспортными средствами категории «А, B, C, D, CE», действующее до ** ** **
В ходе проведенной прокуратурой Сыктывдинского района проверки установлено, что Размыслов Р.Б. ...
Из ответа ГБУЗ РК « Сыктывдинская ЦРБ» от ** ** ** следует, что Размыслов Р.Б. ...
Также установлено, что в периоды ** ** ** Размыслов Р.Б. находился на лечении в ГБУЗ РК «КРНД», ...
Согласно пункту 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление права и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В части 1 статьи 26 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии абзацем 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 « 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Медицинские противопоказания, медицинские показания и медицинские ограничения к управлению транспортными средствами предусмотрены в статье 23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», согласно которым, медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством; перечни медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 7 раздела II Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» указано, что к медицинским противопоказаниям к управлению транспортным средством относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) ...
В соответствии с приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 года № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) снятие с диспансерного учета производится в случае стойкой ремиссии (выздоровления). Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
В соответствии с приложением к названному Приказу в случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: а) больных хроническим алкоголизмом - 3 года; б) больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет. Срок профилактического наблюдения лиц, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, - 1 год.
Прекращение профилактического наблюдения осуществляется в аналогичном порядке, но вместо длительной ремиссии (выздоровления) у лиц группы риска основанием для прекращения данного наблюдения является длительное (в течение года) прекращение употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В данном случае, системное толкование вышеприведенных норм Закона и международного законодательства позволяет заключить, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движении.
Таким образом, при установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортным средством противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, а, следовательно, такая деятельность подлежит прекращению, что в свою очередь, обеспечивается посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Установлено, что заболевание Размыслова Р.Б. является противопоказанием к управлению транспортным средством, что, безусловно, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, гарантированной законом.
Согласно ч. 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Оценив представленные доказательства, сопоставив фактические обстоятельства дела с приведенными положениями закона, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные прокурором требования и прекратить действие специального права на управление транспортными средствами Размыслова Р.Б., с обязанием сдать водительское удостоверение №..., выданное ** ** **, предоставляющее право на управление транспортным средством категории «А, B, C, D, CE» в органы ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району.
В силу положения ст. 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит обращению к немедленному исполнению, поскольку наличие права управления у Размыслова Р.Б. транспортными средствами является прямой угрозой жизни и здоровью участников дорожного движения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Сыктывдинского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лица к Размыслову Р.Б. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, удовлетворить.
Прекратить действие специального права – права на управление транспортными средствами Размыслова Р.Б., ** ** ** имеющего водительское удостоверение №..., выданное ** ** **, дающее право на управление транспортными средствами категории «А, B, C, D, CE»
Обязать Размыслова Р.Б., ** ** **, сдать в ОГИБДД ОМВД России по Сыктывдинскому району водительское удостоверение №..., выданное ** ** ** предоставляющее право управления транспортным средством категории «А, B, C, D, CE».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.
Судья И.С. Мишарина