Решение по делу № 33-4024/2017 от 08.09.2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Хамнуева Т.В.

дело № 33-4024/2017 поступило 08 сентября 2017г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ 08 ноября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Гончиковой И.Ч., Чупошева Е.Н., при секретаре Абзаевой В.И., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Плюснина Е.В. к АО «Читаэнергосбыт» о признании незаконными действий по начислению платы на общедомовые нужды по апелляционной жалобе представителя АО «Читаэнергосбыт» Сулимовой О.Д. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 19 июля 2017 г., которым постановлено:

Исковые требования Плюснина Е.В. к АО «Читаэнергосбыт» о при знании незаконными действий по начислению платы на общедомовые нужды, обязании произвести перерасчет удовлетворить.

Признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению оплаты за электрическую энергию, отнесенную на общедомовые нужды, в период с .... по .... по жилым помещениям №... и №... расположенных по адресу <...> с применением показаний общедомового прибора учета.

Обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет электрической энергии на общедомовые нужды с .... по .... согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, по формуле №15.

Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» в доход бюджета муниципального образования г. Улан-Удэ 300 руб. госпошлины.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав пояснения представителя АО «Читаэнергосбыт» Хандирова Е.Ю., представителя АО «Улан-Удэ-Энерго» Рымаревой Н.А., ответчика Плюснина Е.В., его представителя Жарова Е.В., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском к АО «Читаэнергосбыт», Плюснин Е.В., с учетом уточнений, просил признать незаконными действия ответчика по начислению платы за потребление электроэнергии на общедомовые нужды за период с .... по ...., обязать ответчика произвести перерасчет платы за потребление электроэнергии на общедомовые нужды по нормативу за указанный период.

Требования мотивированы следующим. Он является потребителем услуги электроснабжения по адресу <...>, дом является двухэтажным, благоустроенным. Единственный подъезд в доме освещается одной лампой перед входом в дом, по одной лампе на первом и втором этажах. Другое общедомовое оборудование, потребляющее электроэнергию, отсутствует, подвала в доме нет, на чердаке электропроводка отсутствует. Счетчики в квартирах старые, или их нет вовсе. Общедомовой прибор учета (далее ОДПУ) электроэнергии установлен на ветхом доме, на уровне 5-6 метров, под крышей, возможности контролировать правильность его работы не имеется. Полагает, что начисление по ОДПУ производится незаконно, без учета потребления электроэнергии жильцами, у которых отсутствует индивидуальный прибор учета (ИПУ) электроэнергии.

Определением суда от .... к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено АО «Улан-Удэ Энерго».

В суде первой инстанции истец Плюснин Е.В. на удовлетворении исковых требований настаивал.

Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» Хандиров Е.Ю., представитель третьего лица АО «Улан-Удэ Энерго» Рымарева Н.А. с исковыми требованиями не согласились.

Районным судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» Сулимова О.Д. просит решение суда отменить, приняв новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. Полагает, что истцом избран неверный способ защиты права, поскольку заявленные в иске требования могут быть рассмотрены в рамках спора о взыскании задолженности по общедомовым нуждам, где истец может оспаривать обоснованность начислений, размер задолженности, возражать относительно расчета, в том числе в части объемов потребления электроэнергии. Выводы суда о непредставлении ответчиком доказательств законности начислений полагает необоснованными, напротив, считает, что истцом не представлено доказательств допущенных ответчиком нарушений при начислении общедомовых нужд, не представлен контррасчет. Считает ошибочным вывод суда о необходимости производить расчеты по формуле №15, а также вывод о том, что применение формулы №12 без учета понятия «коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды», является необоснованным и нарушает права добросовестных потребителей. Единственным основанием для применения формулы №12 может являться установка ОДПУ, следовательно, расчет по формуле №15 правомерно производить только в случае отсутствия такого прибора учета, либо признания его установки по каким-либо основаниям незаконной. Просит учесть, что на ответчика необоснованно возложена обязанность по предварительному выявлению и устранению обстоятельств, которые препятствуют правильному определению размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, поскольку в силу пп. «с» п.31 Правил предусмотрена обязанность лица, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обеспечить установку и ввод в эксплуатацию ОПУ, а согласно пп.«и» п.34 Правил предусмотрена обязанность потребителя по своевременному и в полном объеме внесению платы за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний ОДПУ.

В суде апелляционной инстанции представитель АО «Читаэнергосбыт» Хандиров Е.Ю., представитель третьего лица АО «Улан-Удэ Энерго» Рымарева Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержали.

Истец Плюснин Е.В., его представитель Жаров Е.В. с доводами жалобы не согласились, полагали решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу требований ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В соответствии ст. 154, 156 Жилищного кодекса РФ, собственники и наниматели жилых помещений обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе нести расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п.1 ст.542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).

Из пункта 2 Правил следует, что под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); а под коммунальными ресурсами – холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.

В пункте 40 Правил указано, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Состав общего имущества в многоквартирном доме перечислен в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, к которому отнесены:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Как следует из материалов дела, истец Плюснин Е.В. является потребителем услуг по энергоснабжению по адресу <...>.

Согласно сведениям из финансовых лицевых счетов ... (<...>) ... (<...>) следует, что расчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды с .... производится ответчиком с учетом показаний ОДПУ по формуле №12 согласно приложению №2 к Правилам.

После установки .... в жилом доме истца ОДПУ размер платы за общедомовое потребление электроэнергии возрос в 100 раз.

Дом ..., в котором проживает Плюснин Е.В., является двухэтажным, одноподъездным. Сведений о том, что в состав общего имущества этого дома входит имущество, которое потребляет электроэнергию в том размере, в каком выставляется счет, не имеется.

Из технического паспорта дома следует, что данный дом построен в ... году, однако сведений о том, что на момент установки коллективного прибора учета обследование сетей дома на предмет наличия технической возможности установки ОДПУ сетевой организацией проводилось, в материалах дела не имеется.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 г.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 627, изданным в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета; форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета и порядок заполнения данного акта.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению (п. 1 Приложения N 1 указанного Приказа Минрегионразвития).

К одному из критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета относится следующее, если установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) (п.п. "а" п. 2 Приложения N 1).

Таким образом, необходимость проведения соответствующего обследования для установления возможности установки приборов учета определена на законодательном уровне, результаты такого обследования должны отражаться в акте, составленном по форме, утвержденной названным Приказом Минрегионразвития РФ N 627 от 29.12. 2011 г.

Доказательств, что на момент установки коллективного прибора учета сетевой организацией проводилось обследование сетей дома на предмет наличия технической возможности установки ОДПУ, не представлено.

Между тем, как видно из материалов дела, капитальный ремонт в доме Плюснина не проводился, а с учетом года постройки дома, можно сделать вывод, что обследование сетей дома на предмет наличия технической возможности установки ОДПУ являлось обязательным.

Истец также ссылался на то, что лица, проживающие в квартирах, не оборудованных приборами учета, оплачивают электроэнергию по нормативу, однако в действительности потребляют электроэнергию в количестве, превышающем нормативное потребление, в связи с чем количество не оплаченной электроэнергии включается в состав электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды.

Эти доводы получили правильную оценку суда.

Электроэнергия, которая потреблена каким-либо лицом с нарушением установленного порядка потребления, и (или) электроэнергия, которая потребляется в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, не является электроэнергией, потребленной на содержание общего имущества, не относится к технологическим потерям, поэтому не может предъявляться к оплате в составе коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.

Из пункта 44 Правил следует, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется либо в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к Правилам либо в соответствии с формулами 11 - 14 приложения № 2 к Правилам.

Согласно указанному пункту формулы 11-14 используются в том случае, когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.

Ответчик использует расчет, предусмотренный п.13 Правил, согласно которому приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:

.

Ответчик производит соответствующие вычислительные операции и полагает, что полученная цифра и есть приходящийся на одно помещение объем (количество) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета.

Однако применение формулы без учета понятия «коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды» является необоснованным и грубо нарушает права добросовестных потребителей, поскольку по закону они должны оплачивать только ту электроэнергию, которая действительно использована на содержание общего имущества дома, и не обязаны возмещать убытки, причиненные ресурсоснабжающей организации в результате действий третьих лиц.

В рассматриваемом случае, истцы фактически оплачивают электроэнергию не только на общедомовые нужды, но и за электроэнергию, которой пользуются жильцы, чьи помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета.

При таких обстоятельствах выводы районного суда о том, что в сложившейся ситуации ответчик как исполнитель коммунальной услуги обязан вначале выявить и устранить обстоятельства, которые препятствуют правильному определению размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, следует признать верными.

Таким образом, производимое ответчиком в период с ... по ... начисление платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, являлось незаконным.

Поскольку районным судом установлено, что расчет платы за электрическую энергию, отнесенную на общедомовые нужды, не может производиться с применением показаний общедомового прибора учета, вывод о необходимости перерасчета платы за электроэнергию по формуле № 15 является правильным. На возможность расчета платы в ином порядке, представитель ответчика не указывает.

В материалы дела представлено уведомление о приостановлении подачи электроэнергии Плюснину Е.В. с ... года в случае невыполнения требований об оплате задолженности за электрическую энергию, в связи с чем ссылки на ненадлежащий способ защиты Плюсниным своих прав, судебная коллегия отклоняет.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от ... г. удовлетворены аналогичные требования собственника квартиры ... в этом же доме <...>. Судом признаны незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению оплаты за электрическую энергию, отнесенную на общедомовые нужды, в период с .... по .... по жилому помещению <...> с применением показаний общедомового прибора учета. Суд обязал АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет электрической энергии на общедомовые нужды с .... по ....

Иных доводов, указывающих на наличие предусмотренных законом оснований к отмене постановленного по делу решения суда первой инстанции, жалобы не содержат.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов районного суда. Основания и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения, все представленные доказательства получили оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Таким образом, разрешая спор, суд первой инстанции, верно определив и установив обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применив нормы материального права, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований. Нарушений норм гражданского процессуального закона, влекущих безусловную отмену решения, не установлено.

С учетом изложенного решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 19 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:                                                       

Судьи коллегии:                         

33-4024/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Плюснин Е.В.
Ответчики
АО "Читаэнергосбыт"
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Иванова Виктория Александровна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
11.10.2017Судебное заседание
25.10.2017Судебное заседание
08.11.2017Судебное заседание
23.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее