Дело №2а-6549/13-2019 г.
46RS0030-01-2019-009386-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 ноября 2019 года г.Курск
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего – судьи: Авериновой А.Д.,
при секретаре: Коршунове А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Курска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Курска об оспаривании бездействия,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора г. Курска Москалева С.Ю. обратилась в суд с вышеназванным административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Курска. При этом указав, что прокуратурой города Курска произведена проверка законности при реализации программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, схем тепло и водоснабжения, водоотведения, направленных на модернизацию инженерных систем. В ходе проведенной проверки было установлено, что отдельные положения схемы теплоснабжения МО «Город Курск» на 2019 г. противоречат федеральному законодательству, в связи с чем, прокуратурой был принесен протест. На данный акт административным ответчиком было сообщено, что требования прокурора будут учтены при актуализации схемы на 2020 г. Указали, что до настоящего времени органом местного самоуправления не завершена разработка проекта актуализированной схемы теплоснабжения МО «Город Курск» на 2020 г. Поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не была принятыа актуализация схемы теплоснабжения города Курска на 2020 г., инвестиционная программа филиала ПАО «Квадра»- «Курская генерация» на 2020-2024 г.г., была утверждена приказом комитета ЖКХ и ТЭК Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ без учета актуальных данных схемы. Указали, что бездействие администрации г. Курска, выразившееся в непринятии мер к актуализации схемы теплоснабжения г. Курска на 2020 г. нарушает права неопределенного круга лиц на развитие системы теплоснабжения городского округа, обеспечение надежности теплоснабжения, бесперебойного и качественного предоставления коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению. Просят признать незаконными бездействие администрации г. Курска и обязать администрацию г. Курска провести актуализацию муниципального нормативного правового акта: постановления Администрации г. Курска от 28.05.2014 г. № 1889 «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования «Город Курск» на 2020 год в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. №154.
Определением от 01.10.2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет ЖКХ г. Курска и ПАО Квадра»- «Курская генерация».
Определением от 01.11.2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет ЖКХ и ТЭК Курской области.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил заявленные требования и просил признать незаконным бездействие администрации г. Курска, выразившееся в неисполнении обязанности по актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования «Город Курск» на 2020 год и обязать администрацию г. Курска актуализировать схему теплоснабжения муниципального образования «Город Курск» на 2020 год в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ № 154 от 22.02.2012 г. «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора города Курска Босякова Е.С. заявленные требования поддержала в полном объеме с учетом уточнения и просила их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям. При этом указав, что не актуализация схемы теплоснабжения на 2020 г. свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Представитель административного ответчика администрации г. Курска в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ими заявлено не было.
Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Курска по доверенности Васильева Н.В. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку прокурор превысил свои полномочия при подаче административного иска, ввиду того, что ПАО «Квадра»- «Курская генерация» является хозяйственным субъектом и самостоятельно должно предоставлять свои интересы. Отсутствие актуализации схемы теплоснабжения не сказывается на обеспечении тепловой энергией населения города, все потребители тепловой энергии обеспечены данным ресурсом. Актуализированная схема необходима именно теплоснабжающим организациям для формирования инвестиционной программы, инвестиционная программа утверждена приказом комитета ЖКХ и ТЭК Курской области. Данный документ не имеет общего действия, не адресован неопределенному кругу лиц и не рассчитан на многократное применение, а также не содержит конкретизирующие нормативные предписания общие правила и не является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения. Также указала, что требования прокурора не конкретны, не содержат указание на совершение определенных действий. Прокурором пропущен срок обращения в суд с административным иском, поскольку срок для подачи административного иска истек 15.04.2019 г. Пояснила, что при удовлетворении административного иска выполнить решение суда и актуализировать схему на 2020 год возможно лишь в 2020 году. Схема теплоснабжения не носит нормативный характер, не имеет общего действия, не адресована неопределенному кругу лиц и не рассчитана на многократное применение, не содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и не является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.
Представитель заинтересованного лица комитата ЖКХ г. Курска в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела им заявлено не было.
Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица по доверенности Зрелых Е.А. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку процедура актуализации муниципального нормативного правового акта является многоступенчатой и имеет ряд этапов для подготовки. Комитетом проведены ряд мероприятий направленных на актуализацию схемы. Считает, что актуализация схемы на 2020 г. невозможно в настоящее время ввиду недостаточности времени. Также указала, что административное исковое заявление подано фактически с интересах ресурсоснабжающей организации, при этом права и законные интересы неопределенного круга лиц не затронуты. Указала, что дорожная карта в настоящее время разработана.
В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица филиала ПАО «Квадра»- «Курская генерация». О слушании дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ими заявлено не было.
Ранее в судебном заседании представитель филиала ПАО «Квадра»- «Курская генерация» по доверенности Луговой С.Н. просил удовлетворить заявленные требования прокурора.
Представитель заинтересованного лица комитета ЖКХ и ТЭК Курской области по доверенности Панфилов В.Г. в судебном заседании оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда. При этом указав, что инвестиционная программа филиала ПАО «Квадра»- «Курская генерация» на 2020-2024 г.г. была утверждена приказом комитета ЖКХ и ТЭК Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ без учета актуальных данных схемы теплоснабжения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
Пунктом 4.2 части 1 статьи 17 этого же федерального закона закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении».
В силу ст. 13 Устава города Курска, принятого решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 г. №332-3-РС, к вопросам местного значения города Курска относятся: организация в границах города Курска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, установлены Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
В силу п. 14 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» под системой теплоснабжения понимается совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.
Согласно п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления (п. 20 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении»).
На основании пункта 28 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» под единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения понимается теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии. Споры, возникающие при утверждении и актуализации схем теплоснабжения, утверждение которых входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, рассматриваются в судебном порядке.
Как усматривается из ч.3 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации в отношении следующих данных:а) распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки; б) изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки; в) внесение изменений в схему теплоснабжения или отказ от внесения изменений в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства; г) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в весенне-летний период функционирования систем теплоснабжения; д) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в отопительный период, в том числе за счет вывода котельных в пиковый режим работы, холодный резерв, из эксплуатации; е) мероприятия по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; ж) ввод в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствие их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации; з) строительство и реконструкция тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурсов; и) баланс топливно-энергетических ресурсов для обеспечения теплоснабжения, в том числе расходов аварийных запасов топлива; к) финансовые потребности при изменении схемы теплоснабжения и источники их покрытия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» утверждены Требования к схемам теплоснабжения и требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.
Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами по решению ответственных лиц (пункт 2 Требований). Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается и оформляется на бумажном носителе и в электронной форме. Форма проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), а также требования к форматам материалов, представляемых в электронном виде, включая требования к техническим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для оформления и направления проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в электронной форме, устанавливаются уполномоченным федеральным органом (пункт 4 Требований). Проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается на основе документов территориального планирования, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (п. 6 Требований). Схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящего документа. В ценовых зонах теплоснабжения схема теплоснабжения в течение двух лет с даты окончания переходного периода, определенного в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении», подлежит ежегодной актуализации, а по истечении 2-летнего периода - не реже одного раза в 3 года. Конечной датой периода, на который разрабатывается (утверждается) проект актуализированной схемы теплоснабжения, является конечная дата периода действия схемы теплоснабжения (п.10 Требований). Актуализация схемы теплоснабжения не осуществляется в случае утверждения генерального плана в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке, изменения срока, на который утвержден генеральный план, либо в случае, если срок действия схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) составляет менее 5 лет. В указанных случаях разрабатывается проект новой схемы теплоснабжения (п. 12 Требований).
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что со схемой теплоснабжения осуществляется развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа, при этом согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения; в схеме теплоснабжения определяется единая теплоснабжающая организация, которая обязана заключать договор теплоснабжения с любым обратившимся к ней потребителем, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения тепловых сетей и источников тепловой энергии осуществляется в сроки, определенные в соответствии со схемой теплоснабжения, схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что постановлением администрации г. Курска № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема теплоснабжения г. Курска.
Постановлением администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема теплоснабжения МО «Город Курск» за 2019 г.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г. Курска в адрес Главы г. Курска направлен протест на отдельные положения постановления администрации г. Курска от 28.12.2018 г. № 3056 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования «Город Курск» на 2019 год», в котором указали о несоответствии схемы теплоснабжения г. Курска (актуализация на 2019 год) п.4 Требований к схемам теплоснабжения.
Рассмотрев данный протест, Глава г. Курска ДД.ММ.ГГГГ направил в прокуратуру г. Курска ответ за №, в котором сообщил, что в настоящее время комитетом жилищно-коммунального хозяйства г. Курска ведется работа по определению исполнителя в целях актуализации схемы теплоснабжения на 2020 год с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Также на запрос прокурора города Курска от ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Курска ДД.ММ.ГГГГ за № было сообщено, что комитетом жилищно-коммунального хозяйства г. Курска до ДД.ММ.ГГГГ были собраны данные от теплоснабжающих, теплосетевых организаций и иных лиц, в отношении которых проводится актуализация схемы теплоснабжения городских округов, указав, что в текущем году единая теплоснабжающая организация (филиал ПАО «Квадра» -«Курская генерация» не выполнила актуализацию схемы теплоснабжения города Курска на 2020 года, со своей стороны денежные средства изысканы на выполнение данных работ. Указав, что администрацией г. Курска в адрес ПАО «Квадра» направлено письмо о поручении филиалу ПАО «Квадра»- «Курская генерация» выполнить актуализацию схемы теплоснабжения города Курска на 2020 год.
Приказом комитета ЖКХ и ТЭК Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена инвестиционная программа филиала ПАО «Квадра»- «Курская генерация» в сфере теплоснабжения на 2020-2024 года.
Установлено, что ПАО «Квадра»- «Курская генерация» обращалась в администрацию г. Курска по вопросу согласования дорожной карты «Обеспечение комплекса действий, направленных на актуализацию схемы теплоснабжения г. Курска и повышения надежности, эффективности и развития системы теплоснабжения города Курска» и сетевой график по реализации мероприятий дорожной карты.
В настоящее время дорожная карта «Обеспечение комплекса действий, направленных на актуализацию схемы теплоснабжения г. Курска и повышения надежности, эффективности и развития системы теплоснабжения города Курска» и сетевой график по реализации мероприятий дорожной карты разработаны, что не отрицалось сторонами в судебном заседании.
Как следует из предоставленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ состоялось совещание по вопросы выполнения работ по актуализации схемы теплоснабжения города Курска на 2020 год, на котором было решено, что комитету ЖКХ г. Курска в срок до ДД.ММ.ГГГГ в адрес комитета архитектуры и градостроительства г. Курска, теплоснабжающих и теплосетевых организаций направить письма о предоставлении исходных данных в целях выполнения намеченных мероприятий дорожной карты по актуализации схемы теплоснабжения г. Курска на 2020 год, к ДД.ММ.ГГГГ предоставить в адрес ООО «Центр теплоэнергосбережений» необходимые сведения от всех заинтересованных лиц, в адрес которых были направлены запросы; к ДД.ММ.ГГГГ направить в адрес ООО «Центр теплоэнергосбережений» список ответственных лиц и их контактов для организации взаимодействия и уточнения данных в ходе выполнения работ по актуализации схемы теплоснабжения города Курска на 2020 год.
В рамках проведенной прокуратурой г. Курска проверки и в ходе рассмотрения дела судом было установлено и не оспаривалось сторонами, что актуализация схемы теплоснабжения на 2020 г. не проведена до настоящего времени.
Указанные обстоятельства подтверждены: протестом на отдельные положения постановления администрации г. Курска от 28.12.2018 г. № 3056 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования «Город Курск» на 2019 год», ответом Главы г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ №, ответом администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ №, приказом комитета ЖКХ и ТЭК курской области № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом совещания по вопросы выполнения работ по актуализации схемы теплоснабжения города Курска на 2020 год, сообщением комитета ЖКХ г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ №, сообщением филиала ПАО «Квадра»- «Курская генерация» от ДД.ММ.ГГГГ №, сообщением комитета ЖКХ г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ №, сообщением комитета ЖКХ г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ №, сообщением филиала ПАО «Квадра»- «Курская генерация» от ДД.ММ.ГГГГ №, сетевым графиком по реализации мероприятий, включенных в дорожную карту по «Обеспечения комплекса действий, направленных на актуализацию «Схемы теплоснабжения г. Курска» и повышения надежности, эффективности теплового и развития системы теплоснабжения», дорожной картой «Обеспечение комплекса действий, направленных на актуализацию «Схемы теплоснабжения г. Курска» и повышение надежности эффективности теплового и развития системы теплоснабжения», а также иными материалами дела.
Утверждение административного ответчика о том, что административным истцом не предоставлено доказательств нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и не может быть принято во внимание, поскольку отсутствия актуальных схем теплоснабжения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, т.к. схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации, в том числе в отношении строительства и реконструкции тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурсов. Тем более, как следует из статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Ссылки представителя административного ответчика о том, что административный иск подан в защиту ПАО «Квадра» - «Курская генерация» не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Довод административного ответчика о том, что административным истцом пропущен срок подачи административного иска, является несостоятельным, т.к. в данном случае заместитель прокурора г. Курска связывает нарушение прав неопределенного круга лиц с бездействием, сохраняющимся и, по мнению административного истца, являющимся незаконным и на момент обращения в суд. Тем более, что в соответствии с п.п. 37,38 Требований не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема, актуализированная схемы теплоснабжения должна быть утверждена (в случае если утверждение схемы теплоснабжения в полномочии федерального органа (население более 500 тыс. человек), то в указанный срок актуализированный проект схемы теплоснабжения направляется на утверждение в соответствующий федеральный орган), за исключением случая разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения (п. п. 37, 38 Требований к разработке схемы теплоснабжения). С административным иском заместитель прокурора г. Курска обратился 10.09.2019 г., т.е. в установленные сроки.
Утверждение представителя административного ответчика о том, что актуализированная схема теплоснабжения необходима лишь для формирования инвестиционной программы не может быть принято во внимание, поскольку схемы теплоснабжения, разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий, с учетом особенностей правового регулирования, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении» для ценовых зон теплоснабжения и подлежат ежегодной актуализации, в связи с чем, ежегодная актуализации схемы теплоснабжения является необходимым условием для определения объема полезного отпуска тепловой энергии на основе подобной схемы.
Довод о том, что отсутствие актуализированной схемы теплонабжения не сказывается на обеспечении тепловой энергией населения города является голословным, поскольку административным ответчиком не предоставлено доказательств того, что фактическое состояние теплосетевого хозяйства позволяет обеспечить предусмотренные ст. 3 ФЗ «О теплоснабжении» основополагающие начала при организации теплоснабжения населения муниципального образования, к числу которых относятся обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами, неизбежно возникновение негативных последствий при возможных перебоях либо длительном отсутствии теплоснабжения потребителей. Тем более, что актуализированная схема теплоснабжения на 2019 г. противоречило п.4 Требований, что не отрицалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
Ссылки представителя комитета ЖКХ г. Курска о том, что администрацией г. Курска были предприняты все меры для актуализации муниципального нормативного правового акта являются несостоятельными, т.к. не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Довод представителя комитета ЖКХ г. Курска о том, что процедура актуализации не может быть соблюдена без соблюдения этапов подготовки, не является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований. Так, действительно, актуализация схемы теплоснабжения осуществляется в таком же порядке, как и разработка и утверждение схемы теплоснабжения. Разработка схемы теплоснабжения осуществляется в открытом (публичном) порядке, который предусматривает учет мнений, предложений и замечаний граждан, организаций соответствующего поселения, городского округа, городов федерального значения, в том числе отнесенных в соответствии с Законом о теплоснабжении к ценовым зонам теплоснабжения, проведение публичных слушаний. На официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления, иного уполномоченного для разработки схемы теплоснабжения законом органа, должна размещаться информация о начале разработки схемы теплоснабжения, а также проект такой схемы (п. п. 20 - 28 Требований к разработке схемы теплоснабжения). При отсутствии у муниципального органа официального сайта допускается размещение уведомления и иных сведений, предусмотренных Требованиями к разработке схемы теплоснабжения, на официальном сайте субъекта РФ, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Указанные информация и материалы, касающиеся поселений, входящих в муниципальный район, размещаются на официальном сайте этого муниципального района (п. 34 Требований к разработке схемы теплоснабжения). Уведомление о начале разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения размещается на официальном сайте уполномоченного органа не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схемы теплоснабжения (п. 37 Требований к разработке схемы теплоснабжения). Не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема, актуализированная схемы теплоснабжения должна быть утверждена (в случае если утверждение схемы теплоснабжения в полномочии федерального органа (население более 500 тыс. человек), то в указанный срок актуализированный проект схемы теплоснабжения направляется на утверждение в соответствующий федеральный орган), за исключением случая разработки проекта актуализированной схемы теплоснабжения в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения (п. п. 37, 38 Требований к разработке схемы теплоснабжения).
Доказательств соблюдения п.п 37,38 Требований к разработке схемы теплоснабжения административным ответчиком суду в ходе рассмотрения дела предоставлено не было. Кроме того, как следует из предоставленных доказательств, а именно из ответа администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ №, администрацией изысканы средства на выполнение работ по актуализации схемы теплоснабжения. Однако, совещание по вопросу выполнения работ по актуализации схемы теплоснабжения г. Курска на 2020 г. состоялось только ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено протоколом совещания от ДД.ММ.ГГГГ
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Такая совокупность по делу установлена.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с требованиями, предусмотренными п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению в резолютивной части решения суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку именно орган местного самоуправления является ответственным за разработку и утверждение актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования в целях обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, административный ответчик уклоняется от исполнения возложенных на него в соответствии с требованиями законодательства обязанностей в части актуализации схем теплоснабжения на 2020 г., нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд полагает возможным заявленные требования заместителя прокурора г. Курска удовлетворить как в части признания незаконным бездействия администрации г. Курска, выразившееся в неисполнении обязанностей по актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования «город Курск» на 2020 года, так и обязании актуализировать схему теплоснабжения муниципального образования «город Курск» на 2020 год в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 154 от 22.02.2012 г. «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ № 154 ░░ 22.02.2012 ░. «░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: (░░░░░░░)
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>