<данные изъяты>
№ 2а-448/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялуторовск 30 мая 2019 года
Ялуторовский районный суд Тюменской области
в составе: председательствующего судьи – Корякина И.А.,
при секретаре – Смольниковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-448/2019 по административному иску Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к Ямщикову Сергею Павловичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Ялуторовский межрайонный прокурор Тюменской области, выступая в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Ямщикову С.П. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной Ялуторовской межрайонной прокуратурой проверки исполнения требований Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что Ямщикову С.П. 14.07.2010г. выдано водительское удостоверение №72УВ571940 с разрешающими категориями «А,В,С».
Между тем, в соответствии с информацией ГБУЗ ТО «Областная больница №23» (г. Ялуторовск) Ямщиков С.П. состоит на учете у врача <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты>, в связи с чем, у него имеются медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами.
В соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Согласно Перечню медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604, <данные изъяты>, код заболевания №, относится к числу медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Статьей 28 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ « безопасности дорожного движения» в качестве одного из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами предусматривается выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Таким образом, Ямщиков С.П., страдающий заболеванием <данные изъяты> в нарушение требований закона обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.
В связи с чем, Ялуторовский межрайонный прокурор Тюменской области, выступая в интересах неопределенного круга лиц, просит прекратить действие права Ямщикова С.П. на управление транспортными средствами категории «А,В,С» на основании водительского удостоверения №72УВ571940 от 14.07.2010г. Решение суда направить в МО МВД России «Ялуторовский» для изъятия водительского удостоверения у Ямщикова С.П.
Помощник Ялуторовского межрайонного прокурора Шайкина А.М. в судебном заседании поддержала заявленные требования, настаивая на их удовлетворении. Указала, что Ямщиков С.П. с 2011 года состоит на учете у врача <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты>», водительское удостоверение ему выдано в 2010 году, и поскольку указанное заболевание возникло после выдачи водительского удостоверения, в настоящее время он имеет противопоказания к управлению транспортными средствами.
Административный ответчик Ямщиков С.П. в судебное заседание не явился, будучи надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствует о рассмотрении дела в своё отсутствие, указывая, что с момента утери водительского удостоверения он транспортным средством не управляет (л.д. 23). Суд признает неявку административного ответчика не препятствующей рассмотрению дела по существу.
Представитель заинтересованного лица МО МВД России «Ялуторовский» Коротаева Е.И., действующая на основании доверенности №2 от 25.09.2018г., в судебном заседании заявленные Ялуторовским межрайонным прокурором требования поддержала, считает их подлежащими удовлетворению, поскольку Ямщиков С.П. до настоящего времени состоит на учете у врача <данные изъяты>.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, медицинскую карту амбулаторного больного №, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворении заявленных требований.
Приходя к такому выводу, суд исходит из следующего:
Судом установлено, что согласно карточки операции с водительскими удостоверениями, Ямщиков С.П. на основании водительского удостоверения №72УВ571940, выданного 14.07.2010г. ГИБДД города Ялуторовска, имеет право на управление транспортными средствами категории «А,В,С». Срок действия указанного водительского удостоверения до 14.07.2020г. (л.д. 14).
Согласно справок ГБУЗ ТО «Областная больница № 23» (г. Ялуторовск) от 18.02.2019г. и от 25.02.2019г., Ямщиков С.П. у врачей <данные изъяты> и <данные изъяты> на учете не состоит, с 2011 года находится на диспансерном учете у врача <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты> (л.д. 10-12).
Из исследованной в судебном заседании медицинской карты амбулаторного больного № следует, что в ней имеются записи об обращении Ямщикова С.П. к врачу <данные изъяты> впервые в 2009 году. По записям от 23.12.2009г., 11.03.2010г. – Ямщикову С.П. поставлен диагноз <данные изъяты> 12.05.2010г. поставлен диагноз <данные изъяты> записи с 03.10.2013г. по до марта 2015 года – с указанием на этот же диагноз, <данные изъяты>; запись от 17.07.2015г. – жалобы на <данные изъяты>, поставлен диагноз <данные изъяты> 20.10.2015г. – диагноз «<данные изъяты>; в 2016г. отмечается <данные изъяты> заболевания; в 2017г. диагноз <данные изъяты>; с ноября 2018г. диагноз <данные изъяты> (код заболевания №»; с января 2019 года диагноз <данные изъяты>
Сведений о привлечении Ямщикова С.П. к административной ответственности за совершении административным правонарушений в области дорожного движения материалы дела не содержат.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08.11.1968г. установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч.1 ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Как установлено в ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно абзацу 9 статьи 5 Федерального закона №196-ФЗ, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений ст.24 Федерального закона №196-ФЗ, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В пункте 1 статьи 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 23.1).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
В соответствии с пунктом 8 раздела III «<данные изъяты>, к противопоказаниям к управлению транспортными средствами относится заболевание <данные изъяты>, что соответствует группе кодов №
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 77 «О реализации Закона Российской Федерации <данные изъяты> утвержден прилагаемые Перечень медицинских <данные изъяты> противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Перечнем медицинских <данные изъяты> противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным указанным выше Постановлением, установлено, что медицинскими противопоказаниями для управления транспортными средствами категории «А,B,C» являются <данные изъяты> и <данные изъяты>.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Материалами дела подтверждено, что Ямщиков С.П. с 2009 года наблюдается у врача <данные изъяты> и с 2011 года находится на диспансерном учете с диагнозом <данные изъяты> предусмотренным Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортными средством, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 №1604.
Таким образом, поскольку Ямщиков С.П. имеет заболевание, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, что противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения его права на управление транспортными средствами.
Нормами ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, прокуроры освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В силу п.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов: государственной пошлины по нормативу 100 процентов по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
В связи с чем, с Ямщикова С.П. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей, установленном п.п.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ялуторовского межрайонного прокурора Тюменской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к Ямщикову Сергею Павловичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами – удовлетворить.
Прекратить действие права Ямщикова Сергея Павловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, на управление транспортными средствами категории «А,В,С» на основании водительского удостоверения №72УВ571940, выданного 14.07.2010г. ГИБДД города Ялуторовска.
Взыскать с Ямщикова Сергея Павловича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Настоящее решение является основанием для Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ялуторовский» для изъятия у Ямщикова Сергея Павловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, водительского удостоверения №72УВ571940, выданного 14.07.2010г. ГИБДД города Ялуторовска на управление транспортными средствами категории «А,В,С».
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 04 июня 2019 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> Судья - И.А. Корякин.