ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2019 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Боломожновой Е.Н., при секретаре Монгуш Б.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении жилого помещения,
с участием истца К, представителя ответчика Монгуш Ш.Р.,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение на территории <адрес>, указав, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать лишена родительских прав с ДД.ММ.ГГГГ, отец умер ДД.ММ.ГГГГ. Он закончил школу ДД.ММ.ГГГГ, после окончания школы проходил военную службу в Вооруженных силах РФ, после армии поступил в Кемеровский институт культуры. Закрепленного жилья у нее не имеется. Просит обязать ответчика предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение, расположенное территории <адрес>.
В судебном заседании истец просил удовлетворить иск по указанным основаниям, поскольку она до настоящего времени не обеспечен жильем и действительно относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной политики Республики Тыва Монгуш Ш.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении, при этом пояснила, что право истца на получение специализированного жилого помещения не оспаривается.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство, в соответствии с подпунктами «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Федеральный закон N 159-ФЗ).
Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее – Закон Республики Тыва N 918 ВХ-1) также предусмотрены льготы и социальные гарантии гражданам из числа лиц данной категории.
В силу статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ:
детьми-сиротами являются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке статьи 8 Закона за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 2.1 статьи 8.1 Закона Республики Тыва N 918 ВХ-1 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления до введения в действие настоящей статьи, включаются в список на основании сведений о них, предоставляемых органами местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва.
Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 414 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва" Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.
Указом Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва присоединено к Министерству труда и социальной политике Республики Тыва.
Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего К родившегося ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением отделом по опеке и попечительству администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № попечителем над несовершеннолетним К. У несовершеннолетнего закрепленного жилья и имущества не имеется, поставлен на учет для защиты жилищных прав.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, информация об объектах недвижимости у К отсутствует.
Согласно паспорта гражданина Российской Федерации, выданного отделом ТП ОФМС России по Республике Тыва в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ К родился ДД.ММ.ГГГГ в с<адрес>, зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>
Из свидетельства о смерти (повторное) I-ЛЖ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>
Согласно справке руководителя ГУП РТ «БТИ» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ К зарегистрирован по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, квартира числится за ФИО3 на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №., не имеет сведений о наличии или отсутствии принадлежащей на праве собственности жилого помещения (дома) на территории <адрес> в отношении К
Объективная нуждаемость К в жилье подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, не имеется.
Таким образом, установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, и имеет право на предоставление ей жилого помещения, однако на день рассмотрения дела жилое помещение ему не предоставлено.
Между тем, из содержания приведенных выше норм закона следует, что действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени постановки на учет такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.
Объективная нуждаемость истца в жилье, ввиду отсутствия у него жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиком не приводится. При этом право истца на обеспечение жилым помещением на законном основании не оспаривается.
Поскольку К относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения, суд полагает необходимым возложить на министерство труда и социальной политики Республики Тыва обязанность предоставить К жилое помещение соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск К к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва предоставить К на условиях договора найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение на территории <адрес>, площадью не ниже установленных социальных норм применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 23 ноября 2019 года.
Судья Е.Н. Боломожнова