Дело №2а-2440/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковров 21 сентября 2017 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе судьи Королева А.Н.
при секретаре Алехиной Т.Н.,
с участием адвоката Смирнова С.А.,
административного истца Шабанова Низами Солтана оглы,
представителя административного ответчика Маланиной Н.В.,
представителя заинтересованного лица Ковровского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, реестра и картографии по Владимирской области Беляковой Т.В.,
рассмотрев административное исковое заявление Шабанова Низами Солтана оглы об оспаривании действий начальника управления экономики и имущественных отношений администрации города Коврова Владимирской области Хапалова С.Р. по рассмотрению обращения Шабанова Н.С. от 05.06.2017 незаконным, обязании главы города Коврова рассмотреть обращение Шабанова Н.С.о от 05.06.2017 в соответствии с требованиями пункта 13 статьи 566 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,
установил:
Шабанов Н.С.о обратился в Ковровский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий начальника управления экономики и имущественных отношений администрации города Коврова Владимирской области Хапалова С.Р. по рассмотрению обращения Шабанова Н.С. от 05.06.2017 незаконным, обязании главы города Коврова рассмотреть обращение Шабанова Н.С.о от 05.06.2017 в соответствии с требованиями пункта 13 статьи 566 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В обоснование административного искового заявления указал, что он является правообладателем общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <№> общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: проспект <адрес>. Доля в праве общей долевой собственности административного истца на земельный участок пропорциональна размеру общей площади нежилых помещений <адрес>, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, принадлежащих ему по праву собственности.
20.04.2017 года административным истцом получена выписка из Единого государственного реестра недвижимости №33-0-1-49/4002/2017-1511 по земельному участку с кадастровым номером <№>. Согласно выписке из данного реестра, на право пользования земельным участком с кадастровым номером <№> общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, администрацией г. Коврова наложены ограничения на право пользования указанным земельным участком. В графе « Ограничения прав и обременений объекта недвижимости « государственным регистратором указано: «... 31.11.2011 года МО г. Ковров зарегистрированы ограничения (обременения) в виде изъятия путем выкупа объекта: <адрес>, кадастровый номер <№>, земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: среднеэтажная жилая застройка, общая площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Номер государственной регистрации ограничения (обременения) 33-33-08/069/201 1-114; срок, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости - не определен; лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости - МО г.Ковров; основание государственной регистрации ограничение прав и обременение объекта недвижимости - постановление администрации г. Коврова Владимирской области от 27.09.2011 года №2089.
29.05.2017 года административный истец обратился с заявлением в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений (обременений) в отношении объекта недвижимости: земельный участок, кадастровый номер <№>, общая площадь <данные изъяты> кв.м, адрес: <адрес>.
31.05.2017 года административным ответчиком из управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области получено уведомление о приостановлении государственной регистрации на срок до 31.08.2017 года.
Также управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области информировало административного истца о том, что при рассмотрении заявления административного истца о прекращении ограничений (обременений) в отношении объекта недвижимости: земельный участок, кадастровый номер <№>, общая площадь <данные изъяты> кв.м, адрес: <адрес>, управлением сделан межведомственный запрос в администрацию г. Коврова об имеющихся документах, необходимых для прекращения (ограничения (обременения)) права на вышеуказанный земельный участок.
В связи с непредставлением администрацией г. Коврова указанных документов при рассмотрении заявления Шабанова Н.С.о. от 29.05.2017 года, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области предложило административному истцу самостоятельно в срок до 31.08.2017 года предоставить в управление документы, являющиеся основанием для государственной регистрации прекращения (ограничения (обременения) права на земельный участок.
05.06.2017 года административный истец в обратился с письменным обращением на имя главы города Коврова Зотова А.В. о представлении в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области необходимых сведений (документов) о снятии ограничений в праве пользования земельным участком с кадастровым номером <№>, общая площадь <данные изъяты> кв.м, адрес: <адрес>.
19.07.2017 года административным истцом получен письменный ответ за подписью начальника управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации г. Коврова Хапалова С.Р. в котором указано: «основания для снятия ограничений по постановлению администрации г. Коврова Владимирской области от 27.09.2011 года №2089 «Об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: г.Ковров, проспект Ленина, д.54, для муниципальных нужд», отсутствуют».
Административный истец считает отказ административного ответчика - начальника управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации г.Коврова Хапалова С.Р. о снятии обременений (ограничений) права административного истца на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер <№>, незаконным по следующим основаниям:
Обременения (ограничения) на право пользования земельным участком с кадастровым номером <№> внесены в Единый государственный реестр недвижимости 31.11.2011 года на основании постановления администрации г. Коврова Владимирской области от 27.09.2011 года №2089.
Указанное постановление администрацией города принято на основании ч.2 ст.32 Жилищного кодекса РФ, в которой указано: «изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд».
В течение 2014 года на основании постановлений администрацией г. Коврова от 27.09.2011 №2089 « Об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: г. Ковров, проспект Ленина, д. 54 для муниципальных нужд» и от 21.10.2011 года №2291 «Об изъятии путем выкупа жилых и нежилых помещений в доме 54 по проспекту Ленина» администрация г. Коврова неоднократно обращалась в Ковровский городской суд с исковыми заявлениями о прекращении зарегистрированного права собственности на жилые и нежилые помещения №1,2,3.4,5,6,7,8 в <адрес> и о прекращения права долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <№>, на котором расположен многоквартирный жилой дом, собственников указанных помещений, в связи с выкупом указанных помещений.
Решением Ковровского городского суда Владимирской области от 25.02.2014 года по делу №2-14-1-2 исковые требования администрации г.Коврова к Шабанову НС.о., Шабановой Г.Н. об изъятии нежилого помещения <адрес> путем выкупа, и Шабанову Н.С.о., Шабанову И.Н. об изъятии нежилого помещения <адрес>, путем выкупа, прекращении права собственности ответчиков на соответствующие доли в нежилых помещениях <адрес>, признании права собственности МО г.Ковров на нежилое помещение <адрес> и нежилое помещение <адрес> оставлены судом без удовлетворения.
Решение суда по делу №2-14-1-2 вступило в законную силу 30.04.2014 года.
Решением Ковровского городского суда Владимирской области от 28.03.2014 года по делу №2-14-2-1 исковые требования администрации г.Коврова Владимирской области к Шабанову НС.о. об изъятии нежилых помещений <адрес> путем выкупа, прекращении права собственности ответчика на нежилые помещения <адрес>, признании права собственности МО г.Ковров на нежилое помещение <адрес> оставлены судом без удовлетворения.
Решение суда по делу №2-14-2-1 вступило в законную силу 06.05.2014 года.
Решением Ковровского городского суда Владимирской области от 04.12.2014 года по делу №2-14-7-5 удовлетворены исковые требования администрации г. Коврова к Филатовой И.Б., Филатовой Э.А, Филатову А.А., Фролову С.В, Фролову А.В., Шабановой Г.Н. о прекращении права собственности на жилые помещения <адрес>, с учетом доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером <№>, путем выкупа.
Решение суда по делу №2-14-7-5 вступило в законную силу 29.07.2015 года.
На основании изложенного административный истец считает, что постановление администрации г.Коврова Владимирской области от 21.10.2011 года №2291 «Об изъятии путем выкупа жилых и нежилых помещений в д.54 по пр.Ленина» администрацией г.Коврова Владимирской области исполнено.
Постановление администрации г.Коврова Владимирской области от 27.09.2011 года №2089 «Об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: г.Ковров, проспект Ленина, д.54, для муниципальных нужд» не может быть исполнено в связи с решением Ковровского городского суда от 25.02.2014 года по делу №2-14-1-2 и решением Ковровского городского суда от 28.03.2014 года по делу №2-14-2-1, так как решениями суда первой инстанции сохранено право собственности административного истца и членов его семьи на нежилые помещения <адрес>. Указанными решениями суда первой инстанции фактически сохранено право общей долевой собственности административного истца на земельный участок с кадастровым номером <№> пропорционально размеру общей площади нежилых помещений <адрес>.
В п. 1 постановления администрации г. Коврова Владимирской области от 27.09.2011 года №2089 указано: «изъять путем выкупа для муниципальных нужд в установленный законом срок у Фролова А.В., Фролова С.В., Шабановой Г.Н., Филатовой И.Б., Филатова А.А., Филатовой Э.А., Шабанова Н.С.о., Шабанова И.Н. земельный участок (кадастровый номер <№>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - среднеэтажная жилая застройка) площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, предоставленный для среднеэтажного жилого дома».
В п.13 ст.566 Земельного кодекса РФ указано: «Решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд действует в течение трех лет со дня его принятия».
На основании изложенного, административный истец считает, что постановление администрации г. Коврова Владимирской области от 27.09.2011 года №2089 имело юридическую силу с 27.09.2011 года по 27.09.2014 года включительно, так как в постановлении администрации г.Коврова №2089 указано: «изъять путем выкупа для муниципальных нужд в установленный законом срок».
В Едином государственном реестре недвижимости администрация г. Коврова зарегистрировала ограничения в праве пользования земельным участком с кадастровым номером <№>, общая площадь <данные изъяты> кв.м, адрес: <адрес>, без ограничения срока действия указанных ограничений, с 31.11.2011 года, и указало основание государственной регистрации ограничения прав - постановление администрации г.Коврова Владимирской области от 27.09.2011 года №2089.
На дату обращения в суд за защитой нарушенного права с исковым заявлением об изъятии земельного участка с кадастровым номером <№>, общая площадь <данные изъяты> кв. м, адрес: <адрес>, администрация г. Коврова Владимирской области к собственникам земельного участка с кадастровым номером <№>, на основании ранее принятого постановления от 27.09.2011 года №2089 «Об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: г.Ковров, проспект Ленина, д. 54, для муниципальных нужд», не обращалась.
Для снятия регистрирующим органом, наложенных ограничений в Едином государственном реестре недвижимости, по пользованию земельным участком с кадастровым номером <№> общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, необходимо вынесение главой администрацией г. Коврова соответствующего решения в пределах своей компетенции.
Указанное решение не может быть вынесено начальником управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации г. Коврова, так как принятие указанного решения находится исключительно в компетенции главы администрации г. Коврова.
На основании п.1 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан в РФ» административный истец направил обращение непосредственно на имя главы города Коврова (глава администрации г. Коврова) Зотова А.В., так как именно в компетенцию главы администрации г. Коврова входит решение вопроса, поставленного административным истцом в своем обращении от 05.06.2016 года.
На основании п.3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращения граждан в РФ» ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Административный истец считает, что начальник управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации г. Коврова Владимирской области, рассмотревший обращение административного истца, направленное на имя главы администрации города г. Коврова, не обладает соответствующим полномочиями по принятию решения или отказе в принятии решения, о котором просил административный истец в своем обращении от 05.06.2016 года.
На основании ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Наличие ограничений (обременений) на земельный участок с кадастровым номером <№> нарушает права административного истца как участника долевой собственности, на использование земельного участка по его целевому назначению в соответствии с ч. 1, 2 ст. 36 Жилищного кодекса РФ: «Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности... земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме».
Просит суд:
- признать действия должностного администрации г. Коврова Владимирской области - начальника управления экономики и имущественных отношений администрации г. Коврова Владимирской области Хапалова С.Р. по рассмотрению обращения Шабанова Н.С. от 05.06.2016 года, направленного на имя главы города Коврова Зотова В.А., - незаконным;
- обязать главу города Коврова Владимирской области (глава администрации г. Коврова Владимирской области) рассмотреть обращение Шабанова Н.С.о. от 05.06.2016 года (вх. №1011/01-300-17 от 06.06.2017 года) и принять решение в соответствии с требованиями п. 13 ст.56.6 Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В судебном заседании административный истец Шабанов Н.С.о и его представитель адвокат Смирнов С.А. поддержали административные исковые требования по тем же основаниям. Указали, что они требуют направления административному истцу ответа на его обращение за подписью главы города Зотова А.В. для последующего обжалования (в случае отказа в удовлетворении этого заявления). По настоящему административному делу вопрос о снятии ограничений с указанного земельного участка ими не ставится, поскольку ответ дан неуполномоченным должностным лицом.
Представитель административного ответчика Маланина Н.В. просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку в соответствии с требованиями закона глава города Коврова не обязан лично отвечать на каждое обращение граждан и организаций в администрацию города Коврова. По поручению главы города Коврова обращение Шабанова Н.С.о рассмотрено начальником управления, экономики и имущественных отношений администрации г. Коврова Владимирской области Хапаловым С.Р.
Представитель заинтересованного лица Ковровского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, реестра и картографии по Владимирской области Белякова Т.В. пояснила, что для снятия ограничений на земельный участок необходимы соответствующие документы из администрации города Коврова. Рассмотрение административного иска оставила на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны, адвоката, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Из объяснений административного истца и его представителя следует, что они просят признать ответ начальника управления, экономики и имущественных отношений администрации г. Коврова Владимирской области Хапалова С.Р. незаконным, поскольку он не наделен полномочиями по рассмотрению обращений граждан о снятии ограничений на объекты недвижимости, так как этими полномочиями наделен только глава города Коврова. Сам отказ в удовлетворении заявления Шабанова Н.С.о о направлении документов в управление Федеральной службы государственной регистрации, реестра и картографии по Владимирской области для снятия ограничений с земельного участка ими в настоящее время не обжалуется, поскольку такого отказа фактически не было (глава города не отказывал Шабанову Н.С.о в удовлетворении его заявления).
С учетом изложенного, суд проверяет соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан и не рассматривает вопрос о том, должны ли быть сняты ограничения с земельного участка с кадастровым номером <№> общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно частям 1-3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1, 4 части 1 статьи 10 указанного закона предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Таким образом, указанный закон устанавливает общие принципы рассмотрения обращений граждан. Нормативными правовыми актами могут быть предусмотрены детальные условия рассмотрения обращений, не противоречащие названному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Частью 1 статьи 36 указанного закона предусмотрено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Частью 1, абзацем 1 части 2 статьи 37 указанного закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Частью 8 указанной статьи предусмотрено, что структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Из частей 1, 2 статьи 41 указанного закона следует, что от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:
для представительного органа муниципального образования - протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица;
для иных органов местного самоуправления - решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
В соответствии с частями 1-3 статьи 31 Устава города Коврова глава города является высшим должностным лицом городского округа и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава города избирается на муниципальных выборах на основе равного и прямого избирательного права в соответствии с избирательным законодательством сроком на 5 лет. Главой города может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 21 года, обладающий избирательным правом.
Глава города возглавляет администрацию города.
Статьей 32 Устава города Коврова определены полномочия главы города Коврова. В частности, он представляет городской округ в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского округа; обеспечивает осуществление администрацией города полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Владимирской области (пункту 1, 9 части 1).
Из материалов административного дела следует, что Шабанов Н.С.о является правообладателем общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <№> общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Доля в праве общей долевой собственности административного истца на земельный участок пропорциональна размеру общей площади нежилых помещений <адрес>, расположенных в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, принадлежащих ему по праву собственности.
05.06.2017 года административный истец в обратился с письменным обращением на имя главы города Коврова Зотова А.В. о представлении в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области необходимых сведений или документов для снятия ограничений в праве пользования земельным участком с кадастровым номером <№>, общая площадь <данные изъяты> кв.м, адрес: <адрес>.
19.07.2017 года административным истцом получен письменный ответ за подписью начальника управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации г. Коврова Хапалова С.Р. в котором указано, что основания для снятия ограничений по постановлению администрации г. Коврова Владимирской области от 27.09.2011 года №2089 «Об изъятии земельного участка, расположенного по адресу: г.Ковров, проспект Ленина, д.54, для муниципальных нужд» отсутствуют.
Согласно пункту 7.1.3 Регламента работы администрации города Коврова Владимирской области, утвержденного распоряжением администрации города Коврова от 19.11.2012 №270р, прошедшие регистрацию обращения граждан в зависимости от содержания вопроса в тот же день направляются для рассмотрения главе города либо заместителям главы администрации города (исходя из темы, указанной в обращении).
Сотрудники отдела по обращениям граждан готовят проект резолюции главы города, заместителей главы администрации города в соответствии с установленным распределением обязанностей между главой города и заместителями главы администрации города. При этом в системе электронного документооборота делается отметка о направлении обращения гражданина на рассмотрение.
Пунктом 7.1.12 указанного Регламента предусмотрено, что ответы на обращения граждан подписывает глава города или заместители главы администрации города в пределах своей компетенции.
Ответы на первичные обращения граждан могут подписывать руководители структурных подразделений, указав в тексте ответа о выполнении поручения главы города или заместителей главы администрации.
Ответы в федеральные органы государственной власти, государственные органы исполнительной власти Владимирской области и Совет народных депутатов г. Коврова об исполнении поручений о рассмотрении обращений граждан подписывают глава города, заместители главы администрации города в пределах своей компетенции.
Ответы на обращения граждан о несогласии с ранее направленными ответами готовятся за подписью главы города или заместителей главы администрации города.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что у главы города Коврова нет обязанности лично давать ответ на все обращения граждан. По его поручению такие ответы могут давать заместители главы города, а на первичные обращения граждан — и руководители структурных подразделений администрации города.
Из представленных материалов видно, что на обращении Шабанова Н.С.о от 05.06.2017 (вх. №1011/01-300-17) имеется резолюция «Хапалову С.Р. Рассмотреть, в работу, подготовить мотивированный ответ». Представитель Маланина Н.В. пояснила, что резолюция собственноручно написана главой города Зотовым А.В. и им подписана. В подписи просматриваются буквы «А» и «В» с росчерком. Аналогичная подпись имеется на других документах, подписанных главой города Зотовым А.В. и представленных в административное дело. У суда не имеется сомнений в том, что указанная резолюция выполнена главой города Коврова Зотовым А.В.
По результатам рассмотрения данного обращения Хапаловым С.Р. дан мотивированный ответ об отказе в удовлетворении требований Шабанова Н.С.о. Соответствие этого ответа требованиям земельного, жилищного законодательства, законодательства о государственной регистрации недвижимости суд по настоящему административному делу, как указано выше, не проверяет, поскольку административный истец полагает, что Хапалов С.Р. вообще не вправе давать ответ.
Из пунктов 1.1-1.3 Положения об управлении экономики, имущественных и земельных отношений администрации г.Коврова, утвержденного решением Совета народных депутатов города Коврова от 28.01.2009 №18, следует, что управление экономики, имущественных и земельных отношений администрации г.Коврова является самостоятельным структурным подразделением администрации г. Коврова. Адрес (место нахождения) Управления: 601900, Владимирская область, город Ковров, улица Краснознаменная, дом 6.
Управление непосредственно подчинено заместителю главы администрации города по экономике и финансам, осуществляет свою деятельность в структуре администрации города Коврова совместно с другими ее подразделениями, взаимодействует со структурными подразделениями администрации Владимирской области.
Управление является юридическим лицом в организационно-правовой форме казенного учреждения, имеет штамп и круглую печать.
Из материалов административного дела следует, что обращение Шабанова Н.С.о являлось первичным, то есть ранее такое обращение не поступало и по нему должностными лицами администрации города Коврова ответы не давались.
Следовательно, ответ на него мог быть дан начальником структурного подразделения администрации города Коврова, в том числе начальником управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации г. Коврова.
Как видно из резолюции на обращении, соответствующее поручение начальнику указанного управления Хапалову С.Р. дано главой города Коврова.
При таких обстоятельствах Хапалов С.Р. правомерно рассмотрел обращение Шабанова Н.С.о о снятии ограничений с земельного участка. Оснований для признания его ответа незаконным по мотивам нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан не имеется.
Доводы административного истца о том, что он не может обжаловать отказ главы города Коврова в снятии ограничений с земельного участка в суде ввиду отсутствия такого отказа несостоятельны.
По смыслу закона, такой отказ дает орган местного самоуправления – администрация города Коврова, которую возглавляет глава города.
Отказ Шабанову Н.С.о в снятии ограничений с земельного участка дан администрацией города Коврова в лице начальника управления экономики, имущественных и земельных отношений администрации г. Коврова, что соответствует требованиям части 3 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» о возможности подписания ответа не только руководителем органа местного самоуправления, но и уполномоченным должностным лицом. Этот отказ Шабанов Н.С.о вправе по своему усмотрению обжаловать как вышестоящему должностному лицу (заместителю главы города, затем (в случае отказа в удовлетворении жалобы) — непосредственно главе города), так и непосредственно в суд. При этом суд, если придет к выводу об обоснованности административных исковых требований, вправе возложить на администрацию города Коврова обязанность по устранению нарушения прав Шабанова Н.С.о путем, в том числе, предоставления необходимых документов в Ковровский отдел управления Федеральной службы государственной регистрации, реестра и картографии по Владимирской области.
В настоящем решении суд не предрешает выводов о том, имеются или нет основания для снятия ограничений с земельного участка, так как это вопрос может быть предметом отдельного судебного разбирательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Шабанова Низами Солтана оглы об оспаривании действий начальника управления экономики и имущественных отношений администрации города Коврова Владимирской области Хапалова С.Р. по рассмотрению обращения Шабанова Н.С. от 05.06.2017 незаконным, обязании главы города Коврова рассмотреть обращение Шабанова Н.С.о от 05.06.2017 в соответствии с требованиями пункта 13 статьи 566 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья А.Н. Королев