Дело № 2-4887/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Сочи 07 ноября 2019 г.
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Казимировой Г.В.,
при секретаре судебного заседания Мейроян М.А.,
с участием представителя истца И.Н., действующей на основании доверенности № (.) от .,
третьего лица О.И.,
представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю А.В., действующей на основании доверенности () от .,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по исковому заявлению Е.А. к И.Д. об обязании произвести государственную регистрации перехода права собственности на жилое помещение,
установил:
Истец Е.А. обратилась в Центральный районный суд г. Сочи с исковым заявлением к ответчику И.Д. об обязании произвести государственную регистрации перехода права собственности на жилое помещение.
В обоснование исковых требований Е.А. ссылается на то, что . между ними с И.Д. в лице А.В. был заключен предварительный договор купли-продажи помещений. Предметом заключенного договора являлось обязательство о заключении договора купли-продажи жилых помещений в доме, строящемся на земельном участке площадью 667 кв.м. с кадастровым номером (), с разрешенным использованием – для садоводства, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, с/т «Макаренко», (.), уч. 196, и земельном участке площадью 700 кв.м с кадастровым номером (), с разрешенным использованием – для садоводства, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, с/т «Макаренко», (.), уч. 197.
Согласно п. 1.2 договора помещения расположены на 2 этаже, ориентировочной (проектной) площадью 41,7 кв.м. и 47,6 кв.м. Стороны вправе изменить помещения на аналогичные по площади со 2 на 3 этаж в случае снятия на них брони.
Дополнительным соглашением () от . к предварительному договору купли-продажи помещений от . в п. 1.2. предварительного договора были внесены изменения в следующей редакции: «1.2. Помещения 4 и 5 слева направо от лестничного марша, расположены на 3 жилом этаже, общей площадью 38,4 кв.м. и 50,9 кв.м.
В п. 4.1 стороны определили цену договора как общую стоимость жилых помещений в размере 3 750 500 рублей.
В счет исполнения обязательств по предварительному договору она передала И.Д. в лице А.В. за два помещения сумму в размере 3 830 268 рублей с учетом изменения площади помещений, что подтверждается расписками.
Стороны исполнили обязательства по предварительному договору купли-продажи от . Она оплатила И.Д. стоимость приобретаемых помещении в полном объеме, а И.Д. передала ей помещение () общей площадью 37,8 кв.м. с кадастровым номером () и помещение (), общей площадью 53,8 кв.м. с кадастровым номером ()
На жилое помещение, (), общей площадью 53,8 кв.м. с кадастровым номером () она зарегистрировала право собственности ., регистрационная запись ().
На жилое помещение (), общей площадью 37,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Сочи, (.), помещение 157, кадастровый () до настоящего времени переход права собственности в регистрирующем органе не произведен.
Предварительный договор купли-продажи помещений от ., по ее мнению, является договором купли-продажи будущей недвижимой вещи с условием о предварительной оплате.
Она с момента фактического принятия жилого помещения несет расходы на его содержание и производит ремонт помещения.
На основании изложенного просила суд произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение (), общей площадью 37,8 кв,м., расположенное по адресу: г. Сочи, (.), кадастровый () из собственности И.Д. в собственность Е.А.
В судебном заседании представитель истца по доверенности И.Н. исковые требования уточнила, просила суд обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение 157, общей площадью 37,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Сочи, (.), кадастровый () из собственности И.Д. в собственность Е.А.
Ответчик И.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще и своевременно, об уважительных причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в ее отсутствие суд не просила.
На основании ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Третье лицо О.И. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, мотивируя тем, что жилое помещение () было передано истцу на основании решения суда, а в отношении помещения () на тот период истец никаких требований не предъявляла. Истец, заключая предварительный договор купли-продажи, осознавала, что строительство многоквартирного жилого дома осуществляется на садовом участке, следовательно, строительство ведется незаконно. Это подтверждается, в том числе и тем, что указанный жилой дом был узаконен через суд как самовольная постройка. В связи с чем, Постановление Пленума ВАС РФ (), на которое в своем исковом заявлении ссылается истец, в данном случае неприменимо. На основании изложенного, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю А.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала. Свои возражения мотивировала тем, что уточненные исковые требования сужают круг требований до обязания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию. Однако в соответствии с нормами ГПК РФ суд вправе принять решения в отношении истца и ответчика, но не в отношении третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора. Кроме того, в случае удовлетворения заявленных исковых требований будет возбуждено исполнительное производство, что нарушит нормы закона о заявительном характере государственной регистрации. Кроме того, на данный момент на спорный объект наложено четыре ареста, которые препятствуют государственной регистрации перехода права собственности, которые наложены на основании постановления о разрешении производства следственного действия – наложения ареста на имущество по уголовному делу, определения о об обеспечении иска от ., постановления о наложении ареста на имущество должника, вынесенное в рамках исполнительного производства ., а также на основании постановления о наложении ареста на имущества должника ., вынесенное в рамках исполнительного производства. Доводы истца о том, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обязано вопреки данным арестам произвести государственную регистрацию не основаны на нормах закона. Если бы истец предоставил вступивший в законную силу судебный акт о признании его права собственности на объект, на который наложен арест, то тогда возможно было бы зарегистрировать право собственности и с арестом. Но в данной ситуации арест и ограничения препятствуют переходу права собственности и до разрешения всех споров, данное имущество не подлежит отчуждению. На данный момент в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю сведения о снятии наложенных ограничений не поступали. На основании изложенного просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании все представленные в материалы дела доказательства и оценив их в совокупности, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 429 ГК РФ, по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основнои? договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Как следует из материалов дела, . между истцом Е.А. и ответчиком И.Д. в лице А.В. был заключен предварительный договор купли-продажи помещений, согласно которому стороны обязались в будущем заключить договор купли-продажи жилых помещений в жилом доме, строящемся на земельном участке площадью 667 кв.м с кадастровым номером (), с разрешенным использованием – для садоводства, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, с/т «Макаренко», (.), уч. 196, и земельном участке площадью 700 кв.м с кадастровым номером (), с разрешенным использованием – для садоводства, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, с/т «Макаренко», (.), уч. 197.
Согласно п. 1.2 предварительного договора от . помещения расположены на 2 этаже, ориентировочной (проектной) площадью 41,7 кв.м. и 47,6 кв.м. Стороны вправе изменить помещения на аналогичные по площади со 2 на 3 этаж в случае снятия на них брони.
Дополнительным соглашением () от . к предварительному договору купли-продажи помещений от . стороны пришли к соглашению о внесении изменений в п. 1.2. предварительного договора от . в следующей редакции: «1.2. Помещения 4 и 5 слева направо от лестничного марша, расположены на 3 жилом этаже, общей площадью 38,4 кв.м. и 50,9 кв.м. соответственно (далее по тексту «Помещения»). План Помещений прилагается к настоящему договору (Приложение ()). По настоящему договору Покупателю безвозмездно передается право пользования гостевым машиноместом на придомовой территории».
Кроме того, в п. 4.1 предварительного договора купли-продажи помещений от . указанным дополнительным соглашением также внесены изменения, согласно которым стороны определили цену договора как общую стоимость жилых помещений в размере 3 750 500 рублей 00 копеек.
В счет исполнения обязательств по предварительному договору Е.А. передала И.Д. в лице А.В. за два помещения сумму в размере 3 830 268 рублей, с учетом изменения площади помещений, что подтверждается расписками.
Согласно п. 4 ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.
Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
В силу п. 6 ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Судом установлено, что согласно предварительному договору купли-продажи помещений от . ответчик обязался заключить с истцом основной договор купли-продажи помещений, указанных в п 1.2. указанного договора, в течение 30 дней со дня получения свидетельства о праве собственности на помещения на свое имя.
Таким образом, заключенный между истцом Е.А. и ответчиком И.Д. предварительный договор купли-продажи от . не порождает право собственности на спорный объект недвижимости и не является основанием для регистрации перехода права собственности на него, а лишь обязывает стороны заключить основной договор купли-продажи в установленные таким предварительным договором сроки.
Более того, судом установлено, что между истцом Е.А. и ответчиком И.Д. . заключен договор купли-продажи спорного жилого помещения, таким образом, обязательства, предусмотренные указанным предварительным договором, прекращены.
Вместе с тем, так как регистрация перехода права собственности на жилое помещение () от И.Д. к Е.А. проведена не была, в связи с чем Е.А. обратилась с иском в суд к И.Д., О.И., Е.Е., прокурору Центрального района г. Сочи о признании права собственности и об освобождении от ареста.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от ., вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований Е.А. было отказано.
Как следует из указанного решения суда, одним из требований Е.А. было аналогичное требование обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности Е.А. на жилое помещение 157, общей площадью 37,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Сочи, (.), кадастровый (), в удовлетворении которого также отказано.
Надлежит также указать, что согласно решения Центрального районного суда г. Сочи от ., на спорный объект недвижимости были наложены аресты: постановлением о разрешении производства следственных действий Центральным районным судом г. Сочи от ., а также определением Центрального районного суда об обеспечении иска от ., постановление о наложении ареста на имущество должника (ИП ()-ИП) () от ., постановление о наложении ареста на имущество должника (СИП ()-ИП) () от ..
Данные обстоятельства подтверждены также в судебном заседании объяснениями представителя третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Доказательств прекращения обеспечительных мер в виде арестов, наложенных на спорный объект недвижимости, суду не представлено.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 199 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░