Дело №а-252/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2019 года г. Полесск
Полесский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Щелковой З.М.,
при секретаре Бабуриной А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кирпичникова Т.Г. к администрации муниципального образования «Полесский городской округ» Калининградской области об оспаривании постановления администрации МО «Полесский муниципальный район» Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка»,
УСТАНОВИЛ:
Кирпичникова Т.Г. обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным и отменить постановление администрации МО «Полесский муниципальный район» Калининградской области от 11.07.2013 года № 893 «Об утверждении схемы расположения земельного участка». В обоснование своих требований указывает, что проживает в <адрес>, в жилом многоквартирном <адрес> в <адрес> ей на праве собственности принадлежит <адрес>, в которой проживает её мать – ФИО4, в <адрес> по договору социального найма проживает Мешков Р.Ю., <адрес> находится в собственности Никитиной В.И. В начале апреля 2019 года со слов матери истец узнала, что соседка Никитина В.И. без согласия других жильцов дома выделила в натуре долю земельного участка и намеревается возвести ограду на выделенном участке, при этом ссылалась на постановление об утверждении схемы этого участка. Административный истец полагает, что выдел Никитиной В.И. части земельного участка под придомовой территорией многоквартирного дома без согласования с другими собственниками помещений многоквартирного дома, не законен, нарушает её права, как сособственника общего имущества многоквартирного жилого дома, в связи с чем обратилась в суд с требованием об оспаривании указанного постановления администрации.
Административный истец Кирпичникова Т.Г., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебном заседании не участвовала, заявлений, ходатайств не представила.
Представитель административного ответчика администрации МО «Полесский городской округ» Нуякшева О.В. не согласилась с заявленными требованиями, указав, что по заявлению одного из собственников помещений многоквартирного дома вышеназванным постановлением администрации утверждена схема расположения земельного участка под многоквартирным домом для постановки его на кадастровый учет, при этом никаких действий по разделу земельного участка, выделении кому-либо из собственников квартир дома доли земельного участка в собственность не производилось и оспариваемым постановлением не предусматривалось, в связи с чем, права собственников квартир многоквартирного дома данным постановлением не нарушены, поэтому оснований для отмены постановления не имеется.
Заинтересованные лица Мешков Р.Ю., Мешкова З.А. с административным иском не согласились, пояснив, что их права постановлением администрации об утверждении схемы земельного участка под многоквартирным домом не нарушены, поэтому не настаивают об отмене данного постановления.
Заинтересованное лицо Никитина В.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебном заседании участия не принимала, возражений, ходатайств не представила.
Выслушав представителя административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными, или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
Как следует из постановления администрации МО «Полесский муниципальный район» от 11 июля 2013 года № 893 «Об утверждении схемы расположения земельного участка», на основании обращения гражданки РФ Никитиной В.И. утверждена схема расположения и установлено разрешенное использование земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории с кадастровым номером 39:10:010031:ЗУ1, расположенного по адресу: <адрес>, с проектной площадью 1411 кв.м. под многоквартирным домом, согласно приложению (п.1 Постановления).
Пунктом 2 этого же постановления Никитиной В.И. предписано обратиться в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> по вопросу постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Установлено и следует из материалов дела, спорный земельный участок площадью 1411+/-13 кв.м. поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый №; адрес (местоположение) участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под многоквартирным домом, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № №
Согласно п.1 ст.1 Устава муниципального образования «Полесский городской округ», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Полесский муниципальный район» Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № (Зарегистрирован в Управлении Минюста России по Калининградской обл. ДД.ММ.ГГГГ N №), муниципальное образование "Полесский городской округ" Калининградской области наделено статусом городского округа в соответствии с Законом Калининградской области от 18 октября 2016 года N 5 "Об объединении поселений, входящих в состав Полесского муниципального района и организации местного самоуправления на объединенной территории".
Согласно пп.3 п.1 ст.18, п.1 ст.30 Устава администрация муниципального образования "Полесский городской округ" в настоящее время является исполнительно-распорядительным органом городского округа и входит в структуру органов местного самоуправления городского округа.
В период издания спорного постановления исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Полесский муниципальный район являлась администрация муниципального района, к полномочиям которой относился, в том числе, вопрос утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий.
Судом установлено, что <адрес> в <адрес> является многоквартирным жилым домом, состоящим из трех квартир. Квартира № принадлежит на праве собственности Кирпичниковой Т.Г.; <адрес> находится в муниципальной собственности; <адрес> принадлежит на праве собственности Никитиной В.И., что подтверждается, соответственно, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № №, выпиской № от ДД.ММ.ГГГГ из реестра объектов муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Полесский городской округ» и не оспаривалось сторонами.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч.4 ст.16 Вводного закона).
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
В силу пп.3 п.1 ст. 11.13 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в том числе, с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2 ст.11.10 ЗК РФ).
Согласно п.13 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 14 ст. 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяются, или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление издано уполномоченным органом местного самоуправления, в порядке и с соблюдением необходимых требований, предусмотренных законодательством.
Вопреки доводам административного истца, изложенным в административном исковом заявлении, спорный земельный участок, либо его часть, в пользу Никитиной В.И. не выделялся, а, наоборот, с момента формирования и постановки на кадастровый учет бесплатно в силу закона перешел в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе и в собственность административного истца.
Выдел части земельного участка, с видом разрешенного использования – под многоквартирным домом, в счет доли участника общей долевой собственности, действующим законодательством не предусмотрен.
Порядок пользования общим имуществом многоквартирного дома, в том числе земельным участком, на котором этот дом расположен, определяется по соглашению всех сособственников помещений в этом доме в соответствии с видом разрешенного использования. При не достижении такого соглашения, порядок пользования земельным участком, а равно вопрос об устранении препятствий в пользовании, может быть разрешен судом на основании заявления заинтересованного лица в соответствии с положениями гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11).
Между тем, доказательств, подтверждающих нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым постановлением, истцом суду не представлено. Более того, суд считает, что оспариваемым постановлением права и интересы собственников помещений данного многоквартирного дома не нарушены, наоборот, постановление вынесено в интересах всех указанных лиц.
При таких обстоятельствах суд считает, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, в связи с чем, административное исковое заявление Кирпичниковой Т.Г. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Кирпичникова Т.Г. о признании незаконным и отмене постановления администрации МО «Полесский муниципальный район» Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 августа 2019 года.
Судья З.М. Щелкова