Дело № 2-615/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2017 года г. Емва
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
При секретаре Обухович Е.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Щербаковой Веры Ивановны к администрации ГП «Емва» о восстановлении в очереди на получение жилого помещения, об обязании предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям жилищного законодательства РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Щербакова В.И. обратился в суд с иском к администрации ГП «Емва» о восстановлении в очереди на получение жилого помещения, об обязании предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям жилищного законодательства РФ.
В обоснование указано, что согласно копии уведомления от исполкома горсовета 17.10.1987 года муж истца был включен в общий список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Больше никаких уведомлений по месту проживания не поступало. 25.08.1991 года муж умер. При обращении в АГП «Емва» 28.09.2016 был получен ответ, в котором указано, что ФИО1 исключен из учетного списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с не проживанием на территории города. Считает, что он незаконно исключен из списка.
На основании определения суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация СП «Мещура».
Истец в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель истца - Щербакова С.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования и доводы, указанные в иске.
Представитель АГП «Емва» и администрации СП «Мещура» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствии неявившихся участников процесса при имеющихся в деле доказательствах.
Суд, выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
В соответствии с Постановлением СМ РСФСР № 335 принятые на учет граждане включались в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая велась в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме.
На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводилось учетное дело, в котором должны были содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.
Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводили перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверялись жилищные условия очередников.
Предприятия, учреждения, организации не позднее 15 апреля уточненные списки направляли в соответствующий исполнительный комитет местного Совета народных депутатов.
Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохранялось за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РСФСР.
Постановление СМ РСФСР «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» так же, как и ЖК РСФСР, закрепило принцип очередности, но при этом в нем было расшифровано право первоочередного и внеочередного предоставления жилых помещений. Лица, имевшие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки на предоставление жилой площади.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими (ч. 2 ст. 1 ЖК РФ).
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что Щербакова Вера Ивановна приходится женой ФИО1, умершему 25 августа 1991 года. Истец с 28 октября 1984 года зарегистрирована и проживает на день рассмотрения данного спора по адресу: <адрес>.
Согласно архивной справке, выданной администрацией МР «Княжпогостский» от 14.09.2016 года решением исполнительного комитета Княжпогостского районного Совета народных депутатов от 28.04.1986 г. № 5/162 «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, распределении освободившегося жилья, обмене и бронировании жилья» ФИО1 был поставлен в общий список на улучшение жилищных условий.
Решением исполнительного комитета Емвинского городского Совета народных депутатов от 21.08.1989 г. № 9/124 «Об утверждении списка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, прошедших перерегистрацию в исполкоме городского Совета народных депутатов» ФИО1 исключен из очередности на улучшение жилищных условий, основание «не проживает на территории города, не проходил перерегистрацию ни в 1987 и 1989 г.».
Согласно информации, подписанной и.о. руководителя администрации ГП «Емва» от 28.10.2016 № 03-10/2166, документы о постановке в очередь и снятии с учета представить невозможно в связи с истечением пятилетнего срока, предусмотренного для хранения данных документов.
Истец в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представила суду доказательства, опровергающие доводы ответчика, относительно того, что на момент принятия обжалуемого решения она проживала в г. Емва и проходила перерегистрацию в 1987, 1989 годах.
Из материалов дела следует, что постановлением главы сельского поселения «Мещура» № 44 от 19.06.2007 года Щербакова В.И. поставлена на очередь по улучшению жилищных условий.
Согласно представленной книге учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма муниципального образования сельского поселения «Мещура», истец на день рассмотрения данного спора состоит на учете.
Также из материалов дела следует, что жилое помещение, в котором истец зарегистрирована и проживает, признано заключением межведомственной комиссии от 29.03. 2016 года не пригодным для проживания.
В судебном заседании представитель истца пояснила, что истец настаивает на требованиях о восстановлении в очереди и предоставлении жилого помещения в г. Емве, а не п. Мещура.
В материалах дела также имеется письменное обращение истца к главе поселения «Мещура» от 10.06.2007 года, в котором она просит ходатайствовать о предоставление ей как ветерану труда, больному сахарным диабетом благоустроенной квартиры в г. Емве.
Глава поселения «Мещура» 18.06.2007 года подписал ходатайство на имя руководителя муниципального района «Княжпогостский», в котором указана просьба о выделении Щербаковой В.И. квартиры в г. Емва.
При установленных обстоятельствах ФИО1, который приходится мужем истцу, в 1987 году был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не по месту своего проживания, в 1989 году он был исключен из очередности на улучшение жилищных условий, поскольку он не проживает на территории города Емва, не проходил перерегистрацию ни в 1987 и 1989 г. После смерти ФИО1 истец 18.06.2007 года была поставлена в очередь по улучшению жилищных условий по месту своего проживания, состоит в очереди на день рассмотрения данного спора. В 2016 году жилое помещение, в котором проживает истец, признано не пригодным для проживания, однако она настаивает на требованиях о предоставлении ей жилого помещения в г. Емве, то есть не по месту своего проживания.
С учетов анализа действовавшего законодательства на момент принятия решения 21.08.1989 года об исключении мужа истца из очередности на улучшение жилищных условий, регулирующего данные правоотношения, а также нормы ЖК РФ, суд приходит к выводу, об отказе от заявленных требований, поскольку Щербакова В.И. имеет право на предоставление жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим требованиям, по месту своего проживания, то есть в п. Мещура.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Щербаковой Веры Ивановны к администрации ГП «Емва» о восстановлении в очереди на получение жилого помещения, об обязании предоставить жилое помещение, отвечающее требованиям жилищного законодательства РФ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2017 года в 17 час.
Судья О.Н. Мишина