Дело № 2-2806/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Смоленск 03 октября 2019 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Яворской Т.Е.,
при секретаре Макриденкове Д.В.,
с участием истца Власова Ю.А.,
представителя ответчика Моисеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власова Юрия Анатольевича к ГУ – Управление Пенсионного фонда в г. Смоленске о включении периодов работы в стаж, признании права на досрочное назначение пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Власов Ю.А. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда в г. Смоленске о включении периодов работы в стаж, признании права на досрочное назначение пенсии. В обоснование требований указал, что 21.05.2019 обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако решением ПФ №105697/19 от 26.08.2019 ему было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 факт его проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не подтвержден документально. Считает указанный отказ необоснованным, поскольку он проживал в г. Ефремов Тульской области (зона отчуждения ЧАЭС) со дня рождения с 1962 года по 2005 год, где был зарегистрирован и постоянно проживал. В спорный период он работал в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа вахтовым методом. Просит суд признать решение ГУ – Управление Пенсионного фонда в г. Смоленске №105697/19 от 26.08.2019 незаконным, обязать ответчика включить период с 26.04.1986 по 30.06.1986 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначить пенсию досрочно с марта 2019 года.
Истец Власов Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда в г. Смоленске – Моисеева Н.А., в судебном заседании требования иска не признала, поддержала представленные письменные возражения, дополнительно суду пояснила, что Власову Ю.А. обоснованно отказано в назначении пенсии по старости со снижением возраста ввиду отсутствия документального подтверждения факта проживания на территории, подвергшейся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период с 26.04.1986 по 30.06.1986. В указанное время истец постоянно работал в г.Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа. Просит в иске отказать.
Выслушав стороны, представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 21.05.2019 Власов Ю.А. обратился с заявлением в ГУ – Управление Пенсионного фонда в г. Смоленске о назначении пенсии по старости в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.14-16).
Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда в г. Смоленске №105697/19 от 26.08.2019 Власову Ю.А. отказано в назначении пенсии по старости со снижением возраста на 1 год ввиду отсутствия документального подтверждения факта проживания на территории, подвергшейся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 (л.д.5).
Власов Ю.А., обращаясь с настоящим иском, считает, что ответчик незаконно отказал в досрочном назначении пенсии по старости.
При разрешении исковых требований суд исходит из следующего.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.
Согласно ст. 34 приведенного Закона гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 ФЗ "О страховых пенсиях в РФ", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 N 237-Р, действовавшем до 01.02.1998 указан населенный пункт – г. Ефремов Тульской области, как зона проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 по 01.02.1998.
Как установлено судом, Власов Ю.А. был зарегистрирован по месту жительства в г. Ефремове Тульской области, в том числе в период с 26.04.1986 по 30.06.1986.
Согласно справке администрации Муниципального образования Ефремовский район от 05.08.2009 №2520, Власов Ю.А. проживал на территории г. Ефремова Тульской области с 26.04.1986 по 01.02.1998, с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием – 137 от 1 до 5 кюри/кв.км, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (л.д.23).
04.01.1995 Власову Ю.А администрацией Тульской области выдано удостоверение серия № в том, что истец проживал в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в г. Ефремове Тульской области с 26.04.1986 (л.д.11).
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и никем не оспариваются.
Вместе с тем, согласно представленной трудовой книжке, уточняющих справок, лицевых счетов, имеющихся в материалах пенсионного дела, Власов Ю.А. в период с 05.12.1985 по 16.12.1986 работал вахтово-экспедиционным методом в Нижневартовском пусконаладочном управлении Специализированного управления пусконаладочных работ, расположенном на территории г.Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа. При этом, в справке от 11.12.2018 № 02-239 указано, что Власов Ю.А. работал полный рабочий день, полную рабочую неделю с выработкой нормы рабочего времени.
В соответствии со ст. 297 ТК РФ вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.
Согласно ст. 299 ТК РФ вахтой считается общий период, включающий время выполнения работ на объекте и время междусменного отдыха.
Таким образом, документально подтверждено, что в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 Власов Ю.А. работал в г.Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа.
Учитывая, что истец надлежащими документами не подтвердил, что в спорный период фактически постоянно проживал в г.Ефремове Тульской области, право на пенсию в настоящее время он не имеет, а поэтому в удовлетворении его требований надлежит отказать.
Ссылки истца на то, что, что у него в спорный период имелась постоянная регистрация в г.Ефремове Тульской области, в данном случае не влияет на решение суда.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1).
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Регистрация по месту жительства в данном случае является административным актом, и с учетом приведенных выше норм, не является безусловным основанием для назначения пенсии истцу в настоящее время.
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, за полных 11 лет проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 17.12.1986 по 01.02.1998 дополнительная величина снижения пенсионного возраста для истца составляет два года (1 год – за 4 полных года проживания в зоне), что дает ему право на назначение пенсии только по достижении возраста 58 лет.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Власову Юрию Анатольевичу в иске к ГУ – Управление Пенсионного фонда в г. Смоленске о включении периодов работы в стаж, признании права на досрочное назначение пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.Е. Яворская