Решение по делу № 2-1625/2017 от 03.03.2017

Дело № 2-1625/2017

Решение

Именем Российской Федерации

28 июня 2017 года Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Ильюхиной О.Г.,

при секретаре Шило В.А.,

с участием представителя истца Стефуришина А.Н., представителя ответчика Департамента строительства и архитектуры Брянской области Яковлева И.А., представителя ответчика Правительства Брянской области Чикина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романенко З.Ф. к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

УСТАНОВИЛ:

Романенко З.Ф. обратилась в суд с иском к Правительству Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которое расположено <адрес>, ссылаясь, что комиссией по рассмотрению заявлений и документов от граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ей отказано в выплате данной компенсации. В качестве причины отказа указана завышенная оценка имущества. Романенко З.Ф. просила признать за ней право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и обязать включить ее в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в сумме 2 238 000 рублей.

В судебном заседании представитель истца Стефуришин А.Н. уменьшил исковые требования, просил признать за Романенко З.Ф. право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и обязать включить ее в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в сумме 1 981 000 рублей на основании экспертного заключения ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» № 13517 от 24.05.2017 года.

Представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области Яковлев И.А. в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями не согласен, поскольку полагает, что в нарушение п. 4 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имущество получено истцом в 2017 году, то есть по состоянию на 01.01.1994 года оно не принадлежало Романенко З.Ф. Также указал, что, общая площадь дома согласно техническому паспорту, представленному в материалы дела, составляет 69,2 кв.м., что превышает площадь дома, указанную в похозяйственной книге по состоянию на 01.01.1994 год, составившую 69 кв.м.

Представитель Правительства Брянской области Чикин Е.Н. в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями не согласен, просил суд оставить их без удовлетворения, поддержал отказ Департамента в выплате компенсации по мотивам, указанным в протоколе № 137 от 21.02.2017 года.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца Романенко З.Ф., ходатайствующей о рассмотрении дела без ее участия, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Халеевичской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Согласно пункту 4 статьи 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 6 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, а также им гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года

Гражданам, имевшим по состоянию на 01.01.1994 года жилые помещения, садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.

Согласно выписке из ЕГРН от 08.02.2017 года жилой дом <адрес>, общей площадью 69,2 кв.м., принадлежит на праве собственности Романенко З.Ф., основанием возникновения права собственности является свидетельство о праве на наследство по закону от <дата>, реестровый номер №....

На основании свидетельств о праве на наследство по закону от <дата> серии №... и от <дата> серии №... Романенко З.Ф., является наследницей имущества отца М., умершего <дата>. Наследство состоит из жилого дома, общей площадью 69,2 кв.м., и земельного участка, общей площадью 4 000 кв.м., <адрес>. Умершему М. указанный дом принадлежал на основании выписки из похозяйственной книги № 5 за 1991-2002 годы и № 6 за 1986-1990 годы о наличии у гражданина права на домовладение. Из похозяйственной книги следует, что площадь спорного жилого дома по состоянию на 01.01.1994 года составляла 69 кв.м.

Согласно справке, выданной Халеевичской сельской администрацией Новозыбковского района Брянской области от 13.02.2017 года № 207, по состоянию на 01.01.1994 года отцу истца М., принадлежал на праве собственности жилой дом, находящийся по <адрес>.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» территория пос. Ягодное Новозыбковского района Брянской области отнесена к зоне отселения.

Судом установлено, что Романенко З.Ф. с 26.04.1986 года по настоящее время зарегистрирована и проживает по <адрес>, что подтверждается справкой Халеевичской сельской администрации Брянской области от 13.02.2017 г. № 208, сведениями о регистрации, содержащимися в паспорте истца, рапортом УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Новозыбковский» от 22.03.2017 г.

Согласно справкам Халеевичской сельской администрации Брянской области от 13.02.2017 г. № 205 и № 206 в доме <адрес>, никто не зарегистрирован и не проживает, данное имущество ранее в Халеевичскую сельскую администрацию по Чернобыльской программе не сдавалось.

Рапортом УУП ОУУП и ПДН МО МВД России «Новозыбковский» от 22.03.2017 г. установлено, что в домовладении <адрес> никто не проживает, домовладение закрыто на навесной замок, личные вещи и предметы домашнего обихода в домовладении отсутствуют.

Таким образом, судом установлено, что истец относится к категории лиц, имеющих право на получение компенсации за утраченное имущество.

Комиссией по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС принято решение об отказе истцу в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с завышенной оценкой объекта, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Брянской области, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией (выписка из протокола заседания комиссии Департамента строительства и архитектуры Брянской области № 137 от 21.02.2017 года).

Суд полагает отказ в выплате компенсации за утраченное имущество неправомерным по следующим основаниям.

Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость данного имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

В ходе рассмотрения настоящего дела назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно экспертному заключению ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» № 13517 от 24.05.2017 г. рыночная стоимость жилого дома с хозяйственными постройками по <адрес> составляет 1 981 000 руб. Согласно проведенным исследованиям физический износ жилого дома составляет 41,13%, что не превышает 65%, т.е. жилой дом не является ветхим согласно постановлению Госстроя России от 20.02.2004 г. № 10. По данному параметру указанный жилой дом пригоден для проживания.

Оснований не доверять выводам указанной экспертизы у суда не имеется, поскольку она проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, суду не представлено.

Допрошенный в судебном заседании эксперт В. показал, что выезжал на место, осматривал дом, подтвердил изложенные в заключении выводы.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Вместе с тем, ответчиками не представлено доказательств в обоснование своих возражений о завышенной оценке имущества.

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой жилого помещения не может превышать его стоимость, рассчитанную исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на момент обращения за указанной денежной компенсацией.

На основании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.12.2016 г. № 1003/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие 2017 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 1 квартал 2017 года» средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилых помещений по Брянской области по состоянию на I квартал 2017 года составляла 27 191 рублей.

Согласно имеющимся в материалах дела документам общая площадь жилого дома <адрес> составляет 69,2 кв.м., экспертным заключением ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки» № 13517 от 24.05.2017 г. определена рыночная стоимость жилого дома (без учета построек) в размере 1 516 000 руб.

Стоимость 1 кв.м. дома, которую просит компенсировать истец, составляет 21 908 руб. (1 516 000/69,2 кв.м.).

Следовательно, судом установлено, что определенная экспертом стоимость за 1 кв.м. жилого помещения не превышает среднерыночной стоимости жилого помещения в Брянской области, установленной Приказом Минстроя России от 22.12.2016 № 1003/пр.

При таких обстоятельствах, истец имеет право на получение компенсации в размере 1 981 000 руб.

Довод представителя ответчика Департамента строительства и архитектуры Брянской области Яковлева И.А. об отсутствии у истца права на получение денежной компенсации за утраченное имущество в связи с отсутствием доказательств принадлежности имущества по состоянию на 01.01.1994 года, судом не принимается во внимание, поскольку противоречит вышеприведенным положениям п. 4 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исходя из смысла которых, наследникам полагается денежная компенсация за утраченное имущество, вне зависимости от даты приобретения права собственности на данное имущество. В данном случае проверке подлежит дата приобретения права собственности на объект наследодателем.

При этом, несущественное расхождение показателей площади жилого дома, указанной в похозяйственной книге и техническом паспорте на 0,2 кв.м., является следствием погрешностей измерений, и не свидетельствует о намеренном увеличении истцом площади жилого помещения с целью получения денежной компенсации в большем размере.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В силу п. 2 названные Правила распространяются на граждан, указанных в п. 6 и п. 11 части 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пунктом 5 Правил на Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате или об отказе в выплате компенсации.

В соответствии с ФЗ № 428-ФЗ от 22.12.2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат. Средства на осуществление переданного в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок предоставления субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура субвенций на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. № 1475 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура на осуществление переданного полномочия РФ по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Брянской области от 29.12.2014 № 689-п «Об организации осуществления переданного полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» главным распорядителем средств областного бюджета в части осуществления выплаты (включая доставку) компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определен Департамент строительства и архитектуры Брянской области.

Исходя из содержания вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что требования истца о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении ее в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Следовательно, при получении истцом компенсации за имущество, утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС, право собственности на это имущество прекращается.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Романенко З.Ф. удовлетворить.

Признать за Романенко З.Ф. право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, расположенное <адрес>.

Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Романенко З.Ф. в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в размере 1 981 000 рублей.

После получения Романенко З.Ф. компенсации за утраченное имущество, расположенное <адрес>, ее право собственности на указанное имущество прекращается.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Ильюхина О.Г.

Резолютивная часть решения объявлена 28 июня 2017 года.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 01 июля 2017 года.

2-1625/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Романенко З.Ф.
Ответчики
Правительство Брянской области
Департамент строительства и архитектуры Брянской области
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Дело на странице суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
03.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2017Передача материалов судье
07.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2017Судебное заседание
15.06.2017Производство по делу возобновлено
28.06.2017Судебное заседание
28.06.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее